АРХИВ ПУБЛИКАЦИЙ / RENOME / 03 (141) 2018 (06.04.2018)

На капитанском мостике

Текст: Василий Касаткин Фото: Иван Юхименко, архив ФБУ «Администрация «Енисейречтранс»
Встречаются человеческие судьбы, на пути у которых первый шаг в профессии рождает призвание на всю жизнь, когда трудности лишь закаляют характер и заставляют подниматься на новую высоту. В числе таких биография руководителя ФБУ «Администрация «Енисейречтранс» Заслуженного работника транспорта РФ Владимира Байкалова.
Речник по состоянию души Владимир Байкалов в этом году отмечает личный юбилей — 50 лет работы в отрасли. Груз ответственности на плечах Владимира Викторовича колоссальный, ведь безаварийный порядок на речных магистралях — залог профессионального благополучия коллег и во многом основа социально-экономического развития красноярского региона, а также большой вклад в уверенное будущее всей страны. Впрочем, принимать ответственные решения для Владимира Байкалова — задача хорошо знакомая еще с юных лет, когда выпускник 8-го класса не побоялся сделать самостоятельный выбор профессии речника, когда в 25-летнем возрасте уже капитаном уверенно заступил на вахту.

 

Со школьной скамьи на палубу

Детские годы и школьная юность Владимира прошли в хакасском поселении Абаза, в 1950-е годы представлявшем из себя частично шахтерский, а отчасти сов-хозный поселок и только в 1966 году получивший городской статус. Отец и мать работали в местном детском доме. Доброе, но одновременно требовательное и строгое родительское воспитание привили Владимиру трудолюбие, твердость характера, способность принимать быстрые и взвешенные решения — одним из таковых было поступление в красноярское речное училище. Сегодня Владимир Викторович улыбчиво оценивает свой первый ответственный старт: в юношестве хотелось независимости, да и красивая форма курсантов-речников послужила дополнительным стимулом к действию. В результате все удается — в 1967 году Владимир Байкалов становится курсантом красноярского профессионально-технического училища №2 речников, а на следующий год выходит в свою первую навигацию — рулевым-мотористом на теплоходе МБВ-164, приписанном к Красноярскому судоремонтному заводу. И пусть это было пока совсем небольшое судно, но обретенные именно на его палубе юношеские впечатления и опыт проложили для Владимира Байкалова  фарватер в капитанское будущее.

 

За штурвалом на речных просторах

Своего рода учебной партой для начинающего речника стал буксир проекта Р-14А. На этом судне Владимир Байкалов прошел не одну сотню километров по сибирским рекам, здесь он вырос как специалист. Далее в 1973 году трудился вторым штурманом-вторым помощником механика на теплоходе «Иланск» Красноярского судостроительного завода,  затем некоторое время ходил в рейсы первым штурманом — первым помощником механика на заводском теплоходе «Приморск» В 1975 году, уже в должности капитана-механика, Байкалов принял теплоход «Тасеево» Красноярского судоремонтного завода. Примечательно то, что данный корабль до сих пор где-то режет речную волну. А в 1970-е теплоход ходил преимущественно по Ангаре — водил составы плотов при сплавах леса. В те годы Владимир Викторович — специалист высшего класса, ударник пятилетки, вместе с экипажем победитель соцсоревнований. Довелось  Владимиру Байкалову поработать и на берегу — групповым механиком центра технической эксплуатации флота Красноярского судоремонтного завода, но недолго.  С 1981 года он снова на реке — в качестве капитана-механика танкера «ТН-654» заводского флота.

— Пожалуй, самым содержательным воспоминанием о судовой работе служит тринадцатилетний период до 1994 года, когда трудился капитаном-механиком теплохода-рефрижератора РФ-901
класса «река-море», — рассказывает Байкалов. — Корабль по-прежнему эксплуатируется — ходил в акватории Черного моря, работает на Балтике. В 1981 году в возрасте 31 года я принимал командование судном и тогда оказался самым «старым» на борту — настолько молодым был наш экипаж. Через три года речной вахты за добросовестный труд без ЧП команда была отмечена званием «комсомольского молодежного экипажа», а через некоторое время за безаварийность статус стал звучать еще обстоятельнее — «комсомольский молодежный экипаж коммунистического труда». В 1985 году мы единственные из экипажей, работавших в Енисейском бассейне, получили звание «комсомольского молодежного экипажа коммунистического труда им. 40-летия Победы». Это было и почетно, и ответственно. В каждом рейсе все трудились с большой самоотдачей.

В 1986 году в жизни Владимира Байкалова случилось знаменательное событие: он получил государственную награду — медаль «За трудовую доблесть». А еще спустя два года Владимир Викторович стал выпускником Новосибирского института инженеров водного транспорта. С 1994 по 1996 годы Байкалов снова на командном посту — в должности капитана-директора дизель-электрохода «Михаил Годенко» Енисейского речного пароходства.

За плечами тысячи километров исхоженных речных маршрутов, 21 год безаварийного капитанского стажа. И это при том, что каждый рейс — не легкая прогулка, а испытание мастерства и выдержки, ведь сибирские реки с особым характером. Нередки и погодные сюрпризы: шторма, туманы, снежные заряды. Каким бы опытным ни был экипаж, учеба и тренировки команды в судовождении в сложных навигационных и метеоусловиях с ограниченной видимостью — привычные будни в работе речников. Передача опыта, содержательное наставничество — еще одна важная миссия в судьбе Владимира Байкалова. Он помогал коллегам не только совершенствовать профессиональное мастерство, но старался прививать им собственную любовь к спорту, здоровому образу жизни. За годы речных вахт Байкалов вырастил более десятка капитанов речного флота.

 

Главный путеец Енисейского бассейна

Опыт многих лет в профессии оказался востребованным не только во флотской работе, но и послужил основой для успеха уже на новом руководящем поприще. В 1996 году Владимир Байкалов возглавил службу материально-технического обеспечения ОАО «Енисейское речное пароходство». В этой должности проработал четыре года. В данный период отмечен нагрудными знаками «Отличник речного флота» и «Почетный работник речного флота». С 2001 и до 2004 года Владимир Викторович на посту заместителя генерального директора по маркетингу, административного директора пароходства, и вот уже пятнадцатый год Байкалов руководит большой службой путейцев речных магистралей Енисейского бассейна.

— Признаться, покинуть в свое время корабельную палубу и перейти на «береговые» должности психологически было не самым простым решением. Наверное, похожие чувства в такие моменты возникают у каждого флотского человека, посвятившего большую часть жизни судовой работе. Однако, как подтвердило время, шаг был верным. Руководство большим предприятием, от деятельности которого напрямую зависят качество и безопасность речного судоходства по рекам Енисейского бассейна, — без преувеличения чрезвычайно важная и ответственная задача. Это придает сил, мотивирует к достижению новых профессиональных высот, — подчеркивает руководитель ФБУ «Администрация «Енисейречтранс».

Слова Владимира Викторовича не расходятся с делом. Всего через год с начала работы в должности главного путейца он — почетный работник транспорта РФ. А вскоре был награжден медалью «За заслуги в развитии транспортного комплекса России». В дальнейшем труд Владимира Байкалова был вновь отмечен присвоением почетных званий — «Заслуженный работник транспорта РФ», а также «Почетный работник Российского речного регистра». В 2016 году Владимиру Викторовичу вручена еще одна большая награда — медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.

Так вышло, что из всех, с кем курсом Владимир Байкалов в 1970-х выпускался из красноярского речного училища, на сегодняшний день единицы трудятся в речном транспортном комплексе Енисейского бассейна. Менять речной флот на морской не захотел — прирос душой к родным местам, к любимой профессии. Своей судьбе Владимир Викторович благодарен и в будущее смотрит уверенно — как всегда, с капитанского мостика. 

просмотры: 1147
Чтобы активировать просмотр электронных материалов Издательского Дома «Реноме» необходимо .
OOO "РЕНОМЕ" (С) 2005 - 2024
Наш адрес: 660077, г.Красноярск, пр.Молокова, 40
(391) 276‒02‒57 многоканальный
(391) 277‒06‒66
(391) 276‒03‒57

Разработка RILMARK®

RENOME № 03 (206) БСМП № 20 ПЯТЬДЕСЯТ СЛАВНЫХ ЛЕТ № 1
ООО «ПромСтрой» № 1 Каталог учебных и творческих работ «Школа. Учитель. Искусство» № 1 «Управления по охране объектов цветной металлургии» № 1
КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж № 1 им. М. Горького» № 1 Красноярская буровая компания № 1 ООО СК «Сибирь» № 1
Говорит красноярск № 55 ГУФСИН РОССИИ  ПО КРАСНОЯРСКОМУ КРАЮ № 4 МАЯКМЕТАЛЛ № 2
Группа компаний «АВАНГАРД» № 1 ООО «Назарово Агро» № 2 Маргарита Николаева № 1
ИТС Сибирь № 2 СПЕЦПРОЕКТЫ ИД «РЕНОМЕ» № 2 Магсибмет № 1
Референтный центр № 1 Оберег № 5 Красноярский строительный техникум № 1
МП «МУК Красноярская» № 1 Канский политехнический техникум № 1 Девять вех № 2
Дивногорский колледж-интернат олимпийского резерва № 1 СТЭМ № 1 Про Регби № 3-4 (80-81)
Медика-Восток № 1 Говорит Красноярск о здоровье № 53 Промоборудование № Насосные станции повышения давления
КАНСК 375 № 1 На страже закона № 1 40 лет регби в Красноярске № 40 лет регби в Красноярске