АРХИВ ПУБЛИКАЦИЙ / RENOME / 04 апрель (01.04.2006)

НАМ НУЖНА БЫЛА ПОБЕДА

Анна Вялкова
Нация не имеет будущего, если забывает о своем прошлом. Великие подвиги достойны великой памяти. В тот день, когда нас оставит последний свидетель событий 1941–1945 годов, ответственность за дальнейшую память о той войне должны будут нести будущие поколения россиян. Только смогут ли они выполнить свой долг, если уже сегодня старшеклассники непонимающе пожимают плечами, услышав имя Зои Космодемьянской и других героев Великой Отечественной?

Пока живы ветераны той войны, мы хотим успеть записать их свидетельства, чтобы будущие поколения могли понять цену Победы. Среди солдат-победителей более трехсот сотрудников регионального управления ФСБ России по Красноярскому краю. Они пережили первые тяжелейшие дни отступления 1941 года, защищали Москву, бились за Сталинград и Курскую дугу. Освободили Украину и Белоруссию, Польшу, Чехословакию, Югославию, всю Европу от фашистского ига.

Они работали на фронте и в тылу врага, в подполье, в органах военной контрразведки и партизанских отрядах. Спецзадания, важнейшая разведывательная информация, выявленные шпионы и диверсанты – за эти подвиги на их кителях сегодня сверкают ордена и медали.

 

Народ не терял веру в победу

К Антонине Зуевой, Дмитрию Буданову, Николаю Белянину, как и ко многим другим красноярцам, война пришла очень рано. Сегодня самому «молодому» фронтовику уже за 80, а ведь День Победы он встречал 20-летним юношей. Однако война была и остается главным событием их жизни.

– Я принял бой в первые дни войны, – вспоминает Дмитрий Буданов. – Прибыл в Латвию буквально за два дня до начала войны. В ночь на 22 июня Рига подверглась бомбардировке. Утром мы узнали, что колонны немецких танков смяли нашу оборону, уничтожили советские танки и авиацию еще до введения их в бой. Связь со штабами 8-й и 11-й армий была нарушена, и мы начали отступать. Дороги были переполнены толпами беженцев и отступающими солдатами Красной Армии. Но что поразительно – паники и истерики не было. Все предвоенные годы мы жили ожиданием войны. Международная обстановка была накалена, фашисты захватили Чехословакию и Польшу. Но моральный дух советских солдат был сильнейшим. И в первые дни войны, отступая, мы ни на секунду не теряли веры в победу. Ни разу в эти тяжелейшие дни я не слышал крика: «Сдаемся». Все мы делали работу трудную, но необходимую.

Фашисты реализовывали свой план блиц-крига – прорывали оборону, создавая в нашем тылу так называемые «котлы» и «клещи». В одном из таких «котлов» оказался Дмитрий Буданов. Отступали по лесу, питались зеленой клюквой. В какой-то момент солдаты не выдержали и атаковали немцев. Несмотря на то, что у многих из них даже не было оружия, отступающие сумели прорвать вражескую оборону и вырваться из окружения.

– Так называемые «историки» утверждают, что отступление Красной Армии было сдержано заградотрядами. Это клевета. Исключительно российский дух, русская соборность, способность в едином порыве встать на защиту Родины сыграли решающую роль во всех великих битвах войны, – уверен сегодня Дмитрий Буданов.

К середине августа 749-й полк подошел к Ораниенбауму, где занял оборонительный рубеж. Этот рубеж так и не был сдан – ораниенбаумский плацдарм в несколько квадратных километров удерживался до января 1944 года, когда блокада Ленинграда была прорвана. Однако в 1941 году до этой победы было еще очень далеко – в сентябре вместе с захватом крепости Орешек кольцо замкнулось, началось одно из самых трагичных событий войны – блокада Ленинграда.

Понять, что стоит за этим сочетанием слов, современному человеку, о войне знающему лишь из книг и рассказов, невозможно. Дмитрий Буданов пережил блокаду с первого до последнего дня.

– Мы с замиранием сердца ждали вестей с Центрального фронта. Именно туда, на Москву, были направлены лучшие силы противника. И пока держался центр – держались мы. Эта была не только физическая, но и моральная война. И когда пришла весть о том, что Москву отстояли, враг отброшен, мы поняли, что наши огромные потери были не напрасны.

Блокада продолжалась. Голод уносил сотни тысяч жителей. От недоедания переболел цингой и дистрофией сам Дмитрий Буданов. Будучи раненым, он отказался идти в госпиталь – госпитальная хлебная пайка в 125 граммов грозила голодной смертью. Но жизнь в городе не замерла, продолжалась оборона.

– Наш полк базировался на Пулковских высотах. Уже в мирное время я побывал в Пулковском аэропорту. Странным на секунду показалось, что не слышно выстрелов... Как наяву я представлял: вот здесь располагались санитарная рота, метрах в двухстах от нее – землянки, в том числе и моя. Еще дальше – окопы.

После прорыва блокады Дмитрий Буданов был направлен на учебу в Москву, а оттуда – в Польшу.

– Местное население очень тепло принимало советские войска. Шесть миллионов граждан Польши были уничтожены фашистами, это четверть населения страны. Я видел Освенцим, его газовые камеры, бараки с четырехэтажными нарами, видел детские пинетки на складах, дубленую человеческую кожу, мешки с человеческими волосами, столы для разделки тел. Но что я никогда не забуду – это поле возле лагеря, где росла очень сочная капуста. Нам рассказали, что удобряли поле золой из печей Освенцима... Фашизм – это страшное преступление перед человечест-вом, и помнить об этом нужно каждую минуту. Невозможно повторить подобное, недопустимо это.

 

У незнакомого поселка, на безымянной высоте...

– Войну я встретил десятиклассником, – рассказывает Николай Белянин. – В 1942 году, сразу после окончания школы, был призван в действующую армию. Мы оставляли в родном поселке Шалинском только детей, стариков и женщин – мужчины уже год как на фронте служили. Ушли на фронт и мы, вчерашние школьники. Военную науку постигали в Томском военном училище. Учебу не закончили – нас перебросили как подкрепление под Сталинград, где зимой 1943-го шли ожесточенные бои. В пути узнали, что Паулюс разбит и сдался в плен. Нас перебросили на Москву, оттуда – на запад, в сторону Смоленска. Мы должны были стать пополнением для 82-й стрелковой дивизии.

5 июля 1943 года началась Курская битва. Николай Белянин оказался на передовой.

– Ожесточенные бои велись в окрестностях города Ярцева. Командир роты принял решение организовать на этой площадке огневые позиции минометных взводов. Не успели окопаться – начался плотный артобстрел. Снаряд влетел в соседний окоп, меня засыпало землей. Ребята из соседнего окопа погибли все. Меня спас перешеек между окопами.

Еще не раз Николай Белянин смотрел в глаза смерти. Во время очередного артобстрела командир расчета попросил его принести спички в свой окоп. Николай согласился, перескочил – и тут же в его окоп попал снаряд. Шинель, вещмешок – все посекли осколки...

Немцы отступили, и полк начал преследование противника. Шли без сна и отдыха, в полной выкладке. Спали на ходу – вставали по трое, брали друг друга под руки и шли. Средний некоторое время шел и спал, затем менялись местами. К утру вышли к Днепру.

– Мост через реку был взорван, на том берегу, на холмах, немцы ведут минометный и артиллерийский огонь. Мы попали в засаду. В этой засаде погибли многие солдаты, офицеры, заместитель командира полка. Вечером поняли, что в нашем расчете осталось четыре бойца...

Многих боевых товарищей оставил Николай Белянин на полях сражений. Не избежал ранения и он сам – осколок ранил его в руку. Пройдя санобработку, Николай Михайлович отказался от госпитализации. Через неделю началось заражение, рука нагноилась и распухла. Пришлось все-таки отправляться в госпиталь. Восстановление оказалось непростым – выйти из больницы Николай Михайлович смог только в январе 1944 года. Оттуда по направлению 7-го запасного артиллерийского полка прибыл с фронта в Красноярск. Так закончилась для Николая Михайловича война.

 

Традиции героев

Ветераны уходят, их становится с каждым годом все меньше. Но День Победы – главный праздник не только для них, но и для всего народа, нынешнего и будущего поколений защитников Родины.

В Региональном Управлении ФСБ по Красноярскому краю продолжаются традиции, заложенные ветеранами. Многие офицеры служили в горячих точках и имеют правительственные награды за свой героизм.

9 Мая - это для всех радостный и светлый день. Традиционно ветераны и сегодняшние офицеры торжественно возлагают венки на Поклонной горе и цветы к могиле Бориса Чернышева. Фронтовые сто граммов и каша из полевой кухни – тоже освященный традицией ритуал. Каждый ветеран, каждая вдова фронтовика получат в этом году личное поздравление и материальную помощь от руководства управления.

День Победы – это наш общий праздник со слезами на глазах. Мы знаем цену той победы. И будем помнить о ней всегда.

просмотры: 1198
Чтобы активировать просмотр электронных материалов Издательского Дома «Реноме» необходимо .
OOO "РЕНОМЕ" (С) 2005 - 2024
Наш адрес: 660077, г.Красноярск, пр.Молокова, 40
(391) 276‒02‒57 многоканальный
(391) 277‒06‒66
(391) 276‒03‒57

Разработка RILMARK®

RENOME № 03 (206) БСМП № 20 ПЯТЬДЕСЯТ СЛАВНЫХ ЛЕТ № 1
ООО «ПромСтрой» № 1 Каталог учебных и творческих работ «Школа. Учитель. Искусство» № 1 «Управления по охране объектов цветной металлургии» № 1
КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж № 1 им. М. Горького» № 1 Красноярская буровая компания № 1 ООО СК «Сибирь» № 1
Говорит красноярск № 55 ГУФСИН РОССИИ  ПО КРАСНОЯРСКОМУ КРАЮ № 4 МАЯКМЕТАЛЛ № 2
Группа компаний «АВАНГАРД» № 1 ООО «Назарово Агро» № 2 Маргарита Николаева № 1
ИТС Сибирь № 2 СПЕЦПРОЕКТЫ ИД «РЕНОМЕ» № 2 Магсибмет № 1
Референтный центр № 1 Оберег № 5 Красноярский строительный техникум № 1
МП «МУК Красноярская» № 1 Канский политехнический техникум № 1 Девять вех № 2
Дивногорский колледж-интернат олимпийского резерва № 1 СТЭМ № 1 Про Регби № 3-4 (80-81)
Медика-Восток № 1 Говорит Красноярск о здоровье № 53 Промоборудование № Насосные станции повышения давления
КАНСК 375 № 1 На страже закона № 1 40 лет регби в Красноярске № 40 лет регби в Красноярске