АРХИВ ПУБЛИКАЦИЙ / RENOME / 1 (194) 2023 (10.02.2023)

Муниципальная власть в эпоху СВО

Текст: Александр Чернявский
Форс-мажорные испытания последних лет гулко аукнулись на всех этажах российской власти. Не стали исключением и органы местного самоуправления. Для многих глав муниципалитетов этот период стал настоящим экзаменом.

Катаклизмы напрямую повлияли на повседневную жизнь муниципального уровня власти. Напомним, что год назад должна была начаться очередная административная реформа. Ее авторы планировали радикально перекроить управленческую вертикаль в регионах, упразднив, в частности, двухуровневую систему местного самоуправления, которая существовала с 2003 года. Реформаторы, в частности, собирались ликвидировать как класс городские и сельские поселения, а также муниципальные районы.

Эти идеи вызвали неоднозначную реакцию на местах. Многие эксперты и политики не без оснований утверждали, что такой жесткий секвестр лишит жителей малых городов и сельских территорий возможности хоть как-то влиять на решение злободневных проблем муниципалитетов. По оценке представителей КПРФ, в стране мандатов могли лишиться около 100 тысяч сельских депутатов и чиновников.

Однако начавшаяся 24 февраля 2022 года специальная военная операция поставила проект на паузу. В Кремле справедливо решили, что подобные эксперименты в условиях геополитической турбулентности чреваты непредсказуемыми последствиями. Данную позицию разделяют и многие эксперты.

— Международная ситуация сейчас не позволяет оказывать дополнительное давление на политическую систему. А ликвидация низового уровня власти — испытание серьезное. Одной из причин реформирования ОМСУ было желание сделать управляемость на «нижнем этаже» тотальной. Сейчас есть большие риски разрушить и не собрать вовсе, — считает Екатерина Колесникова, директор Центра изучения управленческих практик и мониторинга общественно-политических настроений «Северо-Запад». — В 2024 году должны пройти плановые выборы президента России. Важно не разрушить доверие и не сломать систему, которая все же работает. И важно не допустить усиления турбулентности в обществе.

Хронические проблемы

В регионах после торможения реформы «в верхах» многие с облегчением выдохнули, но, очевидно, многочисленные проблемы в провинции, связанные с неэффективностью местной власти, по-прежнему негативно сказываются на общественно-политической стабильности. Это крайне опасно в ситуации, когда страна фактически находится в затяжном военном противостоянии с Западом. Местная власть должна заниматься решением проблем земляков, а не интригами и склоками. А локальные очаги напряжения руководству субъектов РФ нужно превентивно выявлять и ликвидировать еще до наступления термальной стадии.

При этом многие жители страны иллюзий не строят и прекрасно понимают, что сегодня формально независимые органы местного самоуправления напрямую зависят от вышестоящих уровней власти — в первую очередь региональной исполнительной власти. Главная причина такой ситуации — огромный дефицит бюджетов подавляющего большинства муниципалитетов. Трудно говорить о политической независимости мэров, если они вынуждены для решения проблем своих территорий постоянно ходить с протянутой рукой к губернатору.

Характерна в этом смысле тема отмены прямых выборов глав городов и районов, которая еще несколько лет назад была одной из самых острых в общественно-политической повестке. Несмотря на протесты оппозиции и многих жителей городов и весей, в подавляющем большинстве муниципалитетов народ от выборов градоначальников без лишних сантиментов отстранили.

Прямые выборы глав пока остались в Абакане, Новосибирске, Улан-Удэ, Анадыре, Якутске, Хабаровске и ряде других городов, однако практически нет сомнений, что и в этих населенных пунктах их отмена — дело времени. Так, в прошлом году областная власть отменила прямые выборы в Томске, и никто по этому поводу митингов и акций протеста в соседнем регионе не устраивал.

По мнению экспертов, сегодня большинство россиян уверены, что наличие или отсутствие прямых выборов глав муниципалитетов особо не сказывается на качестве управления. В большинстве субъектов РФ (и Красноярский край не исключение) население воспринимает мэров как заместителей губернаторов, отвечающих за ситуацию в конкретных населенных пунктах. У такой конфигурации есть и обратная сторона — проколы и просчеты градоначальников напрямую бьют по руководителям субъектов РФ.

— Возрастает публичное внимание к деятельности глав муниципалитетов, действия которых уже не приводят к переключению на них общественного недовольства, а становятся негативным фактором для глав субъектов в случае их недостаточно оперативного реагирования на просчеты в деятельности мэров, — считает Дмитрий Орлов, генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций (АПЭК). — Такой тренд может вести к росту интенсивности кадровых ротаций в руководстве муниципалитетов в регионах со сложным внутриэлитным балансом, а также к повышению шансов на занятие таких должностей руководителями, укорененными в соответствующих субъектах, а не кадрами со стороны.

Кадры решают все

Последние годы в муниципалитетах Красноярского края наблюдается относительно устойчивая общественно-политическая ситуация. Если в первый период губернаторства Александра Усса шла массовая зачистка глав районов и малых городов (с активной помощью силовиков), то в последние пару лет кадровые решения краевой власти в территориях носили точечный характер. Изменения в муниципальной верхушке, конечно, происходят, но, как правило, обходятся без особых потрясений.

Форс-мажорные ситуации, когда главами муниципалитетов становились несогласованные «наверху» кандидаты (как это случилось несколько лет назад в Ачинском и Минусинском районах, когда вопреки воле правительства края главами МО стали Евгений Розанчугов и Евгений Норкин), сегодня практически исключены. Вертикаль власти на берегах Енисея работает четко и без сбоев.

Эта стабильность обусловлена несколькими факторами. Во-первых, наиболее одиозные главы были убраны со своих постов в 2017-2019 годах. Во-вторых, в эпоху, когда одна форс-мажорная волна накатывает на другую, краевое начальство резонно решило лишний раз муниципальную номенклатуру не перетряхивать, поскольку изменения даже на районном уровне чреваты потерей управляемости в территориях минимум на несколько месяцев.

В-третьих, не стоит забывать и о короткой скамейке запасных. Желающих «порулить» малыми городами и районами, конечно, хватает, но среди них очень мало кандидатов, которые обладают нужными навыками и компетенциями. Руководство края в муниципальной кадровой политике в последние годы вынужденно сделало ставку на варягов из Красноярска. Используется еще один способ ротации — номенклатурные рокировки, когда главы переводятся из одного района в другой муниципалитет.

Красноярцы Андрей Первухин и Игорь Титенков, в частности, были делегированы Серым домом из краевого центра в Минусинск и Ачинск соответственно. Реализацию второго сценария мы увидели в прошлом году, когда из Богучанского района в Назарово был переведен Владимир Саар, а Александр Клименко сменил Минусинский район на Емельяновский.

Но ставка на варягов, которые вроде бы должны быть равноудалены от местных кланов, все же не спасает от конфликтов в муниципальной номенклатуре. Осенью 2022 года пост главы Манского района покинул Артем Черных. Он так и не смог найти общий язык с местными депутатами, которые вменяли ему в вину разные прегрешения — от волюнтаризма до игнорирования мнения райсовета. Аналогичная ситуация давно наблюдается и в Большеулуйском районе, однако глава муниципалитета Сергей Любкин пока атаки местных оппозиционеров успешно сдерживает.

Понятно, что в эпоху СВО номенклатурные конфликты в провинции выглядят крайне неуместно. Впрочем, и преувеличивать масштаб проблем в сибирской глубинке тоже не стоит. Горячие точки в отдельных муниципалитетах пока не перерастают в ЧП краевого масштаба. Потенциально такими линиями разлома могут быть выборы в местные горсоветы и райсоветы. После отмены прямых выборов мэров роль муниципальных парламентов возросла, поскольку именно депутаты сейчас ставят финальную точку в номенклатурной процедуре избрания руководителей исполнительной власти.

Естественно, политические администраторы Серого дома особое внимание уделяют избирательным кампаниям в местные органы самоуправления. Никто не хочет получить проблемы с управляемостью муниципалитетов. Пока ситуация находится под полным контролем власти, о чем свидетельствуют результаты ЕДГ-2022, когда «Единая Россия» на выборах в Минусинске, Назарове и Норильске не оставила своим оппонентам никаких шансов на успех.

В этом году аналогичный экзамен партии власти предстоит сдавать в Красноярске. Две предыдущие избирательные кампании в горсовет столицы края вряд ли можно назвать слишком удачными для «медведей». В 2013 году «Единая Россия» выиграла меньше мандатов, чем кандидаты от Анатолия Быкова, а в 2018 году проиграла по партийным спискам ЛДПР. Сможет ли власть взять реванш в сентябре 2023 года? Об этом, наверное, имеет смысл порассуждать уже ближе к выборам в горсовет Красноярска.

Криминальные сюжеты

По-прежнему муниципальные депутаты и чиновники — нередкие гости в сводках правоохранительных органов. Краевая прокуратура постоянно выпускает пресс-релизы, где рассказывает о муниципальных служащих, которых сотрудники надзорного органа поймали за руку за несоблюдение антикоррупционного законодательства.

Нерадивых чиновников, «забывших» в своих декларациях упомянуть о доходах и имуществе, наказывают дисциплинарными взысканиями, а депутатов лишают полномочий. К подобным антикоррупционным чисткам вроде бы все уже привыкли, однако удивляет регулярность, с которой «слуги народные» наступают на одни и те же грабли.

В декабре прошлого года начальник ГУ МВД России по Красноярскому краю Александр Речицкий сообщил, что в 2022 году силовики «пресекли работу двух депутатов, пяти глав муниципалитетов и одного должностного лица в органах исполнительной власти». Наиболее коррумпированные сферы в крае — гос-закупки, а также лесозаготовительная, градостроительная и земельная отрасли. Самой коррумпированной территорией остается Красноярск. Также чаще всего на взятках и хищениях ловят чиновников и бизнесменов в Норильске, Шарыповском и Шушенском районах.

Случаются в Красноярском крае и другие скандалы с криминальным подкладом, в которых фигурируют нынешние и бывшие начальники муниципального уровня. По итогам прокурорской проверки в октябре 2022 года было возбуждено уголовное дело «о халатности и злостном неисполнении судебного акта» главой Ачинского района Петром Хохловым. По мнению надзорного органа, руководитель муниципалитета несет ответственность за то, что не была ликвидирована несанкционированная свалка в селе Белый Яр. Именно со свалки 7 мая начался крупнейший в районе пожар, уничтоживший 52 строения.

Интересные события происходят не только в провинции. В Красноярске сейчас расследуется крупное «спортивное дело». В столице края осенью задержали директора муниципального Центра спортивных клубов (ЦСК) Максима Кузнецова. Его подозревают в крупном мошенничестве. По версии следствия, в рамках муниципальной программы «Развитие физической культуры и спорта в городе Красноярске» он похитил более 18 млн рублей. В декабре следователи задержали еще и начальника отдела физкультурно-оздоровительных клубов ЦСК Сергея Селеговского.

Осенью в суде начали рассматривать дело, в котором в качестве обвиняемой фигурирует бывший заместитель мэра Красноярска по социальным вопросам Наталья Боброва. Ее подозревают в злоупотреблении должностными полномочиями, в результате чего финансово пострадал небезызвестный Школьный комбинат питания. Много вопросов у следователей к руководству МАУ «Татышев-парк», в частности к бывшему директору муниципального автономного учреждения Сергею Васильеву, которого подозревают в получении взятки в крупном размере.

Локальная экономика

Александр Усс еще в начале своего губернаторства одним из стратегических приоритетов своего курса назвал экономическое развитие глубинки. Если судить по финансовым показателям муниципалитетов, определенного прогресса в последние годы достичь удалось. Недавно представители краевого минфина сообщили, что если в 2021 году доходы территорий составили 176,2 млрд рублей, то в 2022 году совокупные доходы муниципалитетов достигли уже 197,1 млрд рублей. Реально свою финансовую устойчивость удалось повысить 11 муниципальным образованиям.

На XII съезде муниципальных образований Красноярского края, который прошел в октябре прошлого года, Александр Усс сообщил, что в 2023 году на развитие территорий будет направлено около 120 млрд рублей. Это примерно треть всех расходов, предусмотренных в проекте краевого бюджета 2023 года. По словам главы региона, деньги пойдут на модернизацию коммунальной и дорожной инфраструктуры, цифровизацию, решение проблем с дефицитом чистой воды и т. п. В ближайшие годы в 50 населенных пунктах края планируется построить и реконструировать 180 объектов.

Планы и цифры звучат вроде бы обнадеживающе, но вряд ли жители провинции разделяют этот оптимизм. Не секрет, что большинство городов и районов края по-прежнему выживают благодаря дотациям из краевой казны. И сегодня, когда в крае реализуется многомиллиардная инвестиционная программа «Енисейская Сибирь», прямой эффект от нее ощущают в первую очередь северные территории. Для малых городов и сельских территорий приходится искать другие рецепты для подъема экономики. С этим связано, например, смещение акцентов в господдержке АПК с крупных хозяйств на фермеров и кооперативы, поскольку для многих сельских районов это единственный вариант сохранения сельхозпроизводства.

Перспективным направлением выглядит поддержка муниципальных проектов комплексного развития территорий. Ключевой принцип — на местах тоже должны не иждивенчески ждать, когда из края в муниципалитет упадет очередной бюджетный транш, а сами шевелиться и находить предпринимателей, готовых вложиться в новые производства.

 

просмотры: 484
Чтобы активировать просмотр электронных материалов Издательского Дома «Реноме» необходимо .
OOO "РЕНОМЕ" (С) 2005 - 2024
Наш адрес: 660077, г.Красноярск, пр.Молокова, 40
(391) 276‒02‒57 многоканальный
(391) 277‒06‒66
(391) 276‒03‒57

Разработка RILMARK®

RENOME № 03 (206) БСМП № 20 ПЯТЬДЕСЯТ СЛАВНЫХ ЛЕТ № 1
ООО «ПромСтрой» № 1 Каталог учебных и творческих работ «Школа. Учитель. Искусство» № 1 «Управления по охране объектов цветной металлургии» № 1
КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж № 1 им. М. Горького» № 1 Красноярская буровая компания № 1 ООО СК «Сибирь» № 1
Говорит красноярск № 55 ГУФСИН РОССИИ  ПО КРАСНОЯРСКОМУ КРАЮ № 4 МАЯКМЕТАЛЛ № 2
Группа компаний «АВАНГАРД» № 1 ООО «Назарово Агро» № 2 Маргарита Николаева № 1
ИТС Сибирь № 2 СПЕЦПРОЕКТЫ ИД «РЕНОМЕ» № 2 Магсибмет № 1
Референтный центр № 1 Оберег № 5 Красноярский строительный техникум № 1
МП «МУК Красноярская» № 1 Канский политехнический техникум № 1 Девять вех № 2
Дивногорский колледж-интернат олимпийского резерва № 1 СТЭМ № 1 Про Регби № 3-4 (80-81)
Медика-Восток № 1 Говорит Красноярск о здоровье № 53 Промоборудование № Насосные станции повышения давления
КАНСК 375 № 1 На страже закона № 1 40 лет регби в Красноярске № 40 лет регби в Красноярске