Туризм считается одной из перспективных отраслей. В России разрабатывается национальный проект и выделяются средства на развитие туристической инфраструктуры. Казалось, что эпидемия Covid-19 полностью разрушит туротрасль, но страсть к путешествиям у людей, видимо, в крови. Туриндустрия нуждается в специалистах, которых готовят в Восточно-Сибирском техникуме туризма и сервиса (ВСТ ТС). Об особенностях учебных программ, пользующихся у современной молодежи популярностью, рассказывает директор ВСТ ТС Анастасия Малянова.
— Анастасия Александровна, насколько вы были готовы к цифровым сервисам на образовательной площадке техникума?
— Способность трансформировать образовательный процесс в сторону цифровизации у нас в приоритете давно: повсеместно есть интернет, установлены интерактивные доски, аудитории оборудованы проекторами и телеэкранами. Чтобы попасть в техникум, каждый учащийся имеет свой электронный ключ, соответствующую программу можно скачать и на гаджет. Но занятия в дистанционном режиме ранее в техникуме не проводились. Когда весной в РФ ввели ограничительные меры карантина, мы постепенно приспосабливались к особенностям онлайн-обучения: использовали разные образовательные платформы, проводили видеоконференции в Zoom, осваивали новые программы. Возрастным преподавателям поначалу было сложно перестроиться на работу в таком необычном формате, но со временем все приспособились к новой реальности: проводили собеседования в приложении WhatsApp, отправляли задания по электронной почте, психологи не прерывали консультации. Нами внедрена своя образовательная система с электронными журналами учащихся и с доступом ко всем лекциям и проч. При всей отлаженности процесса, не хватало живого общения с педагогами и сокурсниками. Прямой контакт ничем не заменить, это очень многое значит.
Накладки случались: в крае не везде есть хороший выход в интернет. Приходилось договариваться с администрацией одного из сельсоветов, чтобы выпускник для защиты диплома воспользовался интернетом у них в конторе.
Воспитательную работу тоже переводили на дистант, организовывали тематические обсуждения мировой художественной культуры, онлайн-экскурсии в Русский музей, Эрмитаж, музеи-усадьбы. Перед нами стояла задача загрузить детей так, чтобы они обучались беспрерывно и, таким образом, не уходили в сетевое пространство, на форумы. Я горжусь тем, что ребята воспользовались новым блоком знаний и теперь разрабатывают научные проекты.
— Расскажите о работе техникума в период ограничений, как проходили практики и стажировки студентов?
— Обучение в ВСТ ТС уникально тем, что здесь для студентов предусмотрены зарубежные стажировки, по окончании которых выдаются международные сертификаты. Мы сотрудничаем с турецкими компаниями Fit Holidays и Cattour. На практику направляем учащихся в туркомпании, гостиницы, на круизные лайнеры. Для нас значимо и важно, что дети набираются международного и внутреннего опыта. В пандемию работодатели опасались привлекать студентов, но у нас хорошо развито волонтерское движение, поэтому ребята нашли занятие в летние каникулы. Выпускников отправляли на стажировки, в том числе в Турцию.
Мы активно сотрудничаем с администрацией города и Красноярского края, выпускники трудоустраиваются и находят себя в новых туристических проектах, которые реализуются на территории региона.
В настоящее время мы вернулись к классическому, очному формату обучения. Студенты стали лучше учиться и занятия никто не пропускает.
— С какими учебными направлениями вы связываете перспективы развития?
— Восточно-Сибирский техникум туризма и сервиса представлен на образовательном рынке края с 2009 года. В нем готовят студентов по двум направлениям: туризм и гостиничный сервис. Следуя в ногу со временем, летом 2020 года мы провели мониторинг запросов молодежи о востребованности специальностей и теперь планируем открыть два новых направления: технологии эстетических искусств и стилистика, а также искусство визажа. В настоящее время по открываемым специальностям нами прорабатываются образовательные стандарты и программы. В следующем учебном году планируем первый набор. Надеемся, что новые учебные программы заинтересуют выпускников школ Красноярска, края и соседних регионов.