— Вера Николаевна, что сделано в колледже для повышения качества подготовки профессиональных кадров?
— Педагогический коллектив Таймырского колледжа отличает постоянная готовность к инновационной и экспериментальной деятельности. В связи с этим мы активно включились в краевую программу «Подготовка рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности Красноярского края, на основе дуального обучения». Новая форма образования позволит добиться качественного роста квалификации рабочих кадров и повышения престижа рабочих профессий за счет формирования дополнительных профессиональных компетенций в соответствии с требованиями работодателей. Это позволит обеспечить высокий процент трудоустройства выпускников и условия совершенствования профессионального мастерства в формате WorldSkills.
Стоит отметить, что традиции этого международного движения, в которое Красноярский край начал вливаться в 2014 году, Таймырский колледж поддержал одним из первых. Студенты колледжа принимали участие в I Региональном чемпионате WorldSkills Russia 2014 по компетенции «Электромонтаж», а в 2015 году — и по компетенции «Специалист сухого метода строительства, штукатур».
— Это далеко не единственное конкурсное мероприятие, на котором ваши студенты добились успеха?
— Действительно, наши ребята активно участвуют в подобных конкурсах различного уровня, причем некоторые из них проходят непосредственно на базе колледжа. Так, в рамках ежегодной международной научно-практической конференции «Профи: «Северный образовательный контракт: ставка на развитие человеческого потенциала жителей арктических территорий» мы провели региональный конкурс профессионального мастерства АrcticSkills по компетенциям «Электромонтер» и «Сварщик», а также Чемпионат профессий и специальностей, где студенты смогли продемонстрировать готовность приступить к профессиональной деятельности.
При содействии Агентства стратегических инициатив по продвижению новых проектов с целью формирования прорывных компетенций студенты колледжа принимают активное участие в Предпринимательских играх, которые проходят в режиме онлайн. В первую очередь они направлены на развитие предпринимательских компетенций, как персональных, так и командных, главные из которых — инициативность и предприимчивость. И надо сказать, что данными качествами наши ребята обладают в полной мере. В подтверждение этого на заключительном этапе игр, который проходил в формате ярмарки бизнес-проектов для инвесторов и клиентов, наша команда «Гильдия поваров» предоставила онлайн-презентацию в защиту разработанного бизнес-проекта и победила в битве за инвестора своего региона.
— Как педагогическим коллективом решается задача по обеспечению доступности профессионального образования?
— В настоящее время в Таймырском колледже успешно обучаются представители пяти коренных этносов. В рамках сетевого взаимодействия с Управлением образования Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района мы ведем экспериментальную работу по созданию филиалов в поселках Носок и Караул Усть-Енисейского района. В их стенах обучающиеся смогут получить профессиональные и дополнительные предпринимательские компетенции по профессиям «Оленевод-механизатор», «Вышивальщица», «Повар», «Парикмахер». Свидетельства, которые по окончании обучения получат выпускники, дадут ребятам возможность правильно построить карьеру и стать успешными: устроиться в поселковых хозяйствах и предприятиях по выбранной профессии, открыть свое дело или продолжить обучение в учреждениях среднего или высшего образования.
— Инфраструктура колледжа насыщена инновационными элементами, расскажите о ключевых из них.
— Педагогами колледжа непрерывно ведется работа по подготовке и участию в грантовых проектах, направленных на формирование социальных и предпринимательских компетенций, сохранение и развитие традиционной культуры коренных народов Севера. В результате этой деятельности рождаются новые форматы организации образовательной деятельности, которые формируют среду, оптимальную для развития прорывных и социальных компетенций обучающихся.
Один из таких форматов — «Молодежный коворкинг» — направлен на организацию командной работы для развития социально значимых инициатив и практик, а также молодежных проектных команд. Его продуктивность лучше всего иллюстрируют победы социальных проектов, получивших грантовую поддержку конкурса «Мир новых возможностей», организованного ОАО «ГМК «Норильский Никель». Из 15 представленных проектов 10 получили грантовую поддержку на общую сумму 4 млн рублей, что в три раза больше, чем в предыдущем году.
Еще один успешный и перспективный формат — «Студенческий бизнес-инкубатор» для акселерации молодежных стартапов, который способствует развитию человеческого потенциала в сфере малого и среднего бизнеса. Количество стартапов бизнес-инкубатора колледжа в 2015 году достигло 15 площадок. Центр студенческого инновационного и технического творчества «Фаблаб Таймыр» объединил креативную молодежь для развития социальных и предпринимательских компетенций у студентов. Кроме того, в колледже действует STEM-центр для формирования инженерно-технического потенциала обучающихся.
Также достойны упоминания учебно-производственная фирма «Хозяин тундры», сеть мастерских «Молодежный Северный Арбат» — вопросы их обеспечения и оборудования решаются за счет средств колледжа и грантовых проектов «Молодое поколение Севера «Nord-Next», «Россия. Арктика. Таймыр», «Северный сувенир». Результатами работы этих площадок станут компетентность в предпринимательстве, маркетинговых технологиях, ремеслах и декоративно-прикладном мастерстве, что обеспечит успешное ведение бизнеса выпускниками колледжа.
— На базе колледжа новое развитие получили и формы студенческого самоуправления, насколько масштабно это движение?
— В соответствии с Указом Президента РФ от 2 мая 2014 года № 296 «О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации» по инициативе студсовета Таймырского колледжа, поддержанной Российской ассоциацией студентов по развитию науки и образования, создана Ассоциация студентов Арктики. В ее состав вошли органы студенческого самоуправления всех арктических территорий: Таймырского муниципального района, Норильского промышленного района, Эвенкии, Ненецкого, Чукотского, Ямало-Ненецкого автономных округов, Архангельской и Мурманской областей, Республики Саха (Якутия).
В 2015 году в рамках XI Международной научно-практической конференции «Профи-2015» состоялся первый студенческий форум «Молодая Арктика». На этой площадке были определены направления прорывного развития, эффективного брендинга и позиционирования в России и мире: «Workout Арктика» (молодежное массовое спортивное движение), «ПроЛаб Арктика» (молодежные проекты), «Молодые лидеры Арктики» (молодежное самоуправление), #PrimeTimeАрктика (молодежные медиа) «Молодые предприниматели» и «Молодые профессионалы». Что касается непосредственно работы колледжа, стоит отметить активную позицию наших студентов, которые охотно включаются в работу, направленную на повышение качества образования. Именно понимание самими будущими специалистами важности этой задачи делает ее решение максимально результативным.