— Ирина Александровна, на ваш взгляд, какие достижения определили успехи школы в рейтинге «100 лучших школ России»?
— Все началось с письма оргкомитета Международного форума «Инновации и развитие», в котором отмечалось, что школа воспитывает конкурентоспособных выпускников и работает на высоком профессиональном уровне. Эта оценка основывалась на заключениях экспертов, изучающих итоги различных аналитических исследований. При этом учитывается множество критериев, например, успехи учащихся в предметных олимпиадах, процент поступления в вузы, достижения педагогического коллектива. Аналитики определили, что наша образовательная организация может принять участие в форуме и претендовать на место в рейтинге «100 лучших школ России». Полагаю, что этого успеха удалось добиться в первую очередь благодаря мощному образовательному и творческому потенциалу наших учителей, их опыту и педагогическому мастерству. На сегодняшний день из 53 человек, которые трудятся в коллективе, 17 имеют высшую квалификационную категорию, 26 — первую.
Наверняка свою роль сыграл и тот факт, что наша школа на протяжении многих лет успешно участвует в профессиональных конкурсах федерального и регио-
нального значения. Примеров можно привести множество. За последние пять лет 14 педагогов Игарской СОШ стали призерами конкурса «Лучший учитель Туруханского района» с присвоением звания «Учитель-новатор». У нас работает педагог, признанный победителем конкурса, проводившегося в рамках приоритетного национального проекта «Образование». В прошлом учебном году лауреатом краевого конкурса «Лучший заместитель директора» стала замдиректора по учебной работе Светлана Антонова. Она вошла в десятку сильнейших профессионалов в нашем регионе.
— А какую ответственность накладывает статус пункта проведения экзаменов государственной итоговой аттестации?
— Действительно, с 2008 года на базе нашей школы действует такой пункт. Отмечу, что за все время работы замечаний в наш адрес не поступало. В 2015 году представителем службы по контролю и надзору в области образования была проведена проверка, и нареканий к нашей деятельности и в целом к организации проведения экзаменов не возникло. Стабильные результаты — приоритет в работе педколлектива. Конечно, в первую очередь это касается основных показателей. Мы достаточно часто участвуем в различных проектах: в течение четырех лет школа была площадкой реализации ФГОС для начальной школы, что позволило оснастить классы новым оборудованием. За счет средств краевого бюджета были приобретены планшеты для детей, интерактивные доски и многофункциональное устройство, которое педагоги активно используют в своей работе. Осуществляется запуск программы «Электронный журнал/дневник». Хотя с этим проектом у нас есть объективные трудности, ведь город Игарка — отдаленная, труднодоступная территория, где нередко возникают перебои с интернет-связью.
— Среди наиболее значимых проектов и Роснефть-класс, который действует на базе школы с 2009 года?
— Несколько лет назад Игарская СОШ подписала договор с Сибирским федеральным университетом, а в дальнейшем был заключен трехсторонний договор между школой, СФУ и ЗАО «Ванкорнефть», по которому мы реализуем профильное обучение учащихся. В чем суть проекта? Он дает детям право получить довузовское профильное образование. С самого начала отбор в эти классы достаточно жесткий. Собеседование проводит комиссия, в состав которой наряду с педагогами школы входят представители ЗАО «Ванкорнефть» и преподаватели СФУ. Кроме того, важно успешно сдать экзамены по окончанию 9 класса, иметь оценку не ниже четырех баллов по профильным предметам и общий высокий балл аттестата. Обучение строится с учетом базового учебного плана, но предусматривает углубленное изучение физики, химии и математики. Формат максимально приближен к вузовской системе: школьники сразу же получают зачетные книжки, как и студенты, сдают зачетно-экзаменационные сессии дважды в год, проходят промежуточные аттестации. Плюс к этому проводятся специальные лекционные занятия, которые ведут преподаватели СФУ, встречи со специалистами ЗАО «Ванкорнефть», что позволяет учащимся погружаться в мир профессии нефтяников. Эффективность такого обучения доказана уже несколькими выпусками: стабильно высок процент ребят, которые поступают в Институт нефти и газа СФУ, где для наших выпускников ежегодно предусматриваются целевые места.
— Ребята общаются с учащимися других Роснефть-классов, принимают участие в корпоративных проектах?
— Ежегодно в рамках этой программы проводятся мероприятия большого масштаба. Наши учащиеся являются постоянными участниками семинара «Лестница успеха», который проходит в сентябре. А в марте они ежегодно выезжают вместе с учителями на семинар «Энергия развития», где собираются классы, организованные ЗАО «Ванкорнефть» в Туруханске, Игарке, Красноярске.
Школьники проходят определенные тесты, учатся работать в смешанных командах со сверстниками из других городов, изучают корпоративную систему, вместе с тренерами погружаются в различные виды деятельности. Программа таких семинаров разрабатывается на базе лицея № 7 г. Красноярска. Очень важно, что по ее итогам ребята представляют собственные проекты. Помимо этого, учащиеся Игарской СОШ им. В. П. Астафьева принимают участие в научно-исследовательской деятельности. Недавно мы получили письмо с приглашением принять участие во Всероссийской научно-практической конференции «Нефтяная смена — энергия будущего», и это уже не в первый раз. По итогам выступлений на этой конференции несколько наших учеников одержали победы. Была отмечена и деятельность наших преподавателей, в частности, учителя химии Ирины Насоновой. В этом году в конференции заочно примут участие четыре педагога с детьми, и мы надеемся на позитивный результат.
— А что еще стоит в планах школы на этот год, какие проекты позволят и дальше развиваться, двигаться вперед?
— Что касается перспектив Роснефть-класса, то в ближайшей перспективе планируется расширить возможности для получения практикоориентированного образования. Недавно на территории с рабочим визитом побывала Инна Ложникова, начальник отдела управления персоналом ЗАО «Ванкорнефть». Она посетила школу, а также Игарский многопрофильный техникум, где может быть реализовано обучение профессиям, связанным с нефтегазовой отраслью. Таким образом, ребята из Роснефть-класса смогут, учась в школе, параллельно получить и рабочую профессию. В целом этот проект, как и вся наша деятельность, направлен на то, чтобы образование для игарских школьников стало более доступным, чтобы дети получили качественные знания, успешно сдали итоговую аттестацию. В том числе и те ребята, у которых есть ограничения по здоровью. В школе сегодня обучается 29 учеников с ограниченными возможностями здоровья, и мы стараемся создать для них достойные условия. С этой целью разработаны соответствующие документы, что позволило принять участие в региональной программе «Доступная среда» (2011–2015 годы) и получить 1 млн рублей. На эти средства предстоит приобрести специальную мебель, расширить дверные проемы и оборудовать пандусы, а также закупить литературу для кабинета специалистов. Завершая наш разговор, хочу сказать, что учебный год только начался, и впереди у школьников и педагогов много интересных событий.