просмотры: 203

Лицей «Лидер»: по пути столичности

Текст: Наталья Рогова Фото: архив лицея №9 «Лидер» и архив ИД «Реноме»
Красноярский лицей №9 «Лидер» полностью оправдывает свое название. В этом образовательном учреждении идут в ногу со всеми новыми тенденциями в обучении, успешно развивая интеллектуальный и творческий потенциал учащихся.

 


Сегодня лицей №9 — это учебное заведение, обладающее статусом инновационной площадки федерального уровня в регионе. Благодаря многолетней проектной работе лицей известен не только в Красноярске и крае, но и за их пределами. Регулярно здесь создаются и внедряются новые образовательные модели. Текущий учебный год не стал исключением: в лицее появился новый проект — сетевая школа старшеклассников «Лидер+». Сейчас она объединяет учеников и ресурсы 10 школ, лицеев и гимназий города.

— Школа «Лидер+» выросла из нашего проекта «Экспедиция в будущее», который начинался в 2013 году. Сетевое взаимодействие было налажено сначала со школами Бурятии, затем со школами Красноярска, Шушенского, Березовского районов Красноярского края. Результатом проекта стали организация молодежных дискуссионных площадок в рамках ежегодного Красноярского экономического форума и предъявление участникам форума, включая экспертов, собственного видения будущего в различных его аспектах: экономике, образовании, экологии, предпринимательстве и т. д. Сегодня такие площадки являются неотъемлемой частью форума. В этом году старшеклассники готовятся к выступлению на площадке «Поколение-2030. Комфортный город: конкуренция за человека», — рассказывает директор МАОУ «Лицей №9 «Лидер» Ирина Осетрова.


Профессиональное самоопределение — важнейший результат старшей школы. Программа «Лидер+» направлена на развитие у подростков и молодежи способностей к аналитике и прогнозированию будущего минимум на 15-20 лет вперед, что является необходимым условием для осознанного выбора учащимися своей профессиональной карьеры, построения собственной образовательной траектории, понимания ответственности за свое качество жизни и благосостояние. Сетевое взаимодействие учащихся разных образовательных организаций осуществляется на основе доверия, творчества, поддержки, позволяет централизовать ресурсы, вовлечь сразу множество участников, предполагает особое социальное партнерство (то есть желание каждого быть лучше в условиях формального и неформального общения). Участники школы являются стратегическими партнерами, не перекладывают ответственность на другие учебные заведения. А педагоги в процессе работы обмениваются мнениями, идеями.


Программа Сетевой школы реализуется в очной и дистанционной формах в режимах онлайн и офлайн. Один раз в месяц проводятся вебинары в интерактивном режиме со всеми участниками школы. Лекторы на таких мероприятиях — известные и успешные личности, рассказывающие старшеклассникам про то, как они достигли своего успеха, что необходимо делать, чтобы появилась цель в жизни, и как к ней идти. Программа состоит из 6 модулей, каждый из которых представляет собой часть образа будущего Красноярска как столичного города: Красноярск — город предпринимателей, экологически чистый и комфортный город, креативный город, умный город, университетский город, глобальный город. В социальной сети «ВКонтакте» с целью эффективного общения участников школы создана группа «Площадка старшеклассников».


В программе используется метод кейсов. Каждый кейс ведет специальный наставник. У наставников есть свой координатор. Участникам школы даются описания реальных ситуаций из подлинной истории городов России, мира (успешных в каком-либо конкретном направлении) — для того, чтобы понять, чего же не хватает Красноярску для достижения аналогичного успеха и за какой период город на Енисее способен достичь необходимых результатов в той же сфере, какие ресурсы необходимо для этого привлечь. При решении кейса используется групповой способ работы. По окончании решения кейса команда выставляет в группе «Площадка старшеклассников» презентацию с решениями кейса.


Обучение в сетевой школе предусматривает разработку и построение долгосрочного прогноза развития экономических составляющих страны, через который учащиеся должны прийти к пониманию того, какие виды деятельности будут востребованы к 2030 году и на что сделать акценты сегодня, чтобы через 10 лет была возможность более эффективно реализовать себя на профессиональном поприще.


— Важно отметить, что кейсы работают на конкретную результативность, а результативность в свою очередь — на общую продуктивность программы. Сетевая школа — это, по существу, место рождения инициативных проектов. Так, идея создания комфортной досуговой зоны на территории микрорайона, где расположен лицей, превратилась для старшеклассников в проект «От красивой школы — к красивому микрорайону». Сейчас эта территория не облагорожена, и поэтому жители и представители ЖКХ на организованном учениками старших классов сходе поддержали идею формирования комфортной досуговой зоны и организации различных мероприятий для жителей микрорайона. Кроме того, учебная программа предполагает и корпоративные проекты. Лицей в числе прочего планирует создание телевизионного канала в партнерстве с компанией Telecoma. Пока это будет двухчасовое вещание раз в неделю. По замыслу, каждая школа-участница делает телепрограмму на определенную тему, связанную с образовательным процессом Сетевой школы, и выходит с ней в эфир. В программе должны быть интервью, дебаты с участием успешных людей города, видеосюжет, выполненный самими старшеклассниками, на проблему по теме программы, обсуждение в режиме интерактива. Журналистами и ведущими выступают сами учащиеся, — делится планами Ирина Геннадьевна.


Одним из важнейших образовательных результатов, позволяющих ученикам и выпускникам лицея стать конкурентоспособными в экономике и общественной жизни, является грамотность чтения. В этом учебном году в лицее реализуется еще один большой проект — «Центр гуманитарного образования «#Мычитатели», ставший победителем конкурсного отбора в рамках федеральной целевой программы «Развитие образования» Министерства просвещения РФ в 2018 году. На его реализацию лицей получил грант в размере 1 млн рублей.


Идея данного проекта заключается в оформлении пространства для организации образовательной и досуговой деятельности детей и родителей, направленной на повышение родительской компетенции в вопросах детского чтения, на мотивацию к чтению у детей и взрослых, формирование культуры и грамотности чтения, российской гражданской идентичности через организацию совместных детско-взрослых событий. Это пространство для семейного чтения, просмотров экранизаций художественных произведений с последующим обсуждением, театрализации прочитанного, создания видеороликов и мульт-фильмов по мотивам прочитанных произведений.


— Грамотность чтения — одна из ключевых компетентностей человека. И формировать ее необходимо с раннего возраста. Множество интересных мероприятий проходит в лицее с целью привить детям любовь к книге. Это проект «Читающая семья» в начальной школе: раз в неделю в класс приходит мама и читает книгу, а потом идет ее обсуждение, дети рисуют персонажей, дарят друг другу книги, ведут дневники читателя. Еще одна прекрасная акция нашего учебного заведения — «PROчтение». Участвующие в такой акции учителя читают вслух воспитанникам отрывки из любимых произведений на переменах. В читательском клубе «Обломов» обсуждаются прочитанные книги известных авторов, а в клубе «Цех поэтов» школьники учатся писать стихи. Кроме того, ежегодно в рамках Дней лицея проводится конкурс по чтению вслух «Книжная полка». В течение нескольких лет мы проводим в 5–8-х классах образовательные игры, разработанные педагогами лицея на исторической основе. Каждый месяц проводятся интеллектуальные игры по принципу «Что? Где? Когда?», где одновременно могут участвовать до 20 команд. Недавно мы провели такое мероприятие в сети онлайн — в игру включились ученики школы из Санкт-Петербурга и одной из красноярских школ. Важным является то, что учащиеся лицея, начиная с 7 класса, вовлечены в активную проектную деятельность, являющуюся обязательной частью образовательной программы. Среди проектов есть направления, связанные с историей, культурой Красноярского края, театральной деятельностью: «Мой край», «Школа экскурсоводов», «Корзина яблок». Таким образом в лицее делается многое для того, чтобы дети хотели и любили читать, знали историю своего родного края и города, — отмечает директор учебного заведения.


В интересах краеведчества на средства выигранного гранта в лицее создан Центр гуманитарного образования, где изучаются особенности истории и культуры Красноярска. Сегодня он носит имя Алексея Клешко, который очень хотел, чтобы история столицы края была запечатлена именно в городских школах.


— Во время одного из визитов Алексея Михайловича в наш лицей мы говорили с ним о музейной деятельности в городе. Он тогда сказал, что в Красноярске много замечательных музеев, а вот такого, который был бы посвящен истории города, — пока нет, — продолжает Ирина Геннадьевна. — Алексей Михайлович предложил сделать в лицее кабинет городской истории. Он очень хотел, чтобы летопись Красноярска жила в стенах школы. Мы реализовали эту идею. И в дальнейшем вместе с детьми и родителями единогласно решили присвоить кабинету имя Алексея Клешко.


В пространстве центра представлены постеры, музейные экспозиции, посвященные истории Красноярска, начиная с его основания и до наших дней, а также известным красноярским общественным и политическим деятелям, писателям, художникам, композиторам, артистам. На полках в открытом доступе находятся книги о городе и его жителях. Дополняют экспозиции сшитые на заказ костюмы — командора Резанова и Кончиты, Андрея Дубенского, казака, купца и купчихи. Эти костюмы не просто украшают центр, они используются при проведении учениками исторических перформансов. Педагогами совместно с учениками создан фильм об истории Красноярска. Экскурсии сопровождаются видеосюжетами, транслирующимися одновременно на трех экранах в двух помещениях центра. В его стенах уже побывали педагоги из разных уголков не только края, но и России в рамках Всероссийского форума «ФГОС СОО: новые практики», который состоялся в лицее 11–12 февраля. Его участниками стали более 300 человек из 16 регионов страны.


— Школа давно выполняет множество социальных и просветительских функций. Это одновременно и образовательное учреждение, и музей, и методологическое сообщество, и профориентационное заведение, и центр дополнительного образования с вовлечением в процесс приобретения знаний и детей, и их родителей, — говорит Ирина Осетрова. — Переосмысление пространства школы и реализация инфраструктурных проектов дала нам стимул к дальнейшему развитию в соответствии с современными вызовами. И на этом мы не останавливаемся. Одним из приоритетных направлений деятельности лицея является осмысление новых трендов в образовании. Глобализация, автоматизация, цифровизация, прагматизация — вот лишь некоторые из них. Образование — это основа всего, поэтому новые тенденции актуальны и для нас. Мы должны понимать, какие технологии будут оказывать влияние на базовые процессы в образовательной системе, и как нам подготовить к этому наших детей. 

OOO "РЕНОМЕ" (С) 2005 - 2019
Наш адрес: 660077, г.Красноярск, пр.Молокова, 40
(391) 276‒02‒57 многоканальный
(391) 277‒06‒66
(391) 276‒03‒57

Разработка RILMARK®