просмотры: 63

Лицей «Лидер»: новые проекты и тренды

Текст: Мария Назарова Фото: архив лицея №9 «Лидер»
Красноярский лицей №9 — яркий пример того, как в современных условиях работа образовательного учреждения может превратиться в бренд высокого качества, крепкой репутации. Его название — «Лидер» — сегодня говорит само за себя.

— Школа давно выполняет гораздо больше социальных и просветительских функций, чем мы привыкли считать. Это одновременно и образовательное учреждение, и музей, и методологическое сообщество, и профориентационное заведение, и центр дополнительного образования, причем не только для детей. Современная школа — это и площадка для проведения различных семинаров, конференций, мероприятий, курсов, — подчеркивает директор лицея №9 Ирина Осетрова. — Однако реализовать все эти функции в пространстве одной школы не так просто. В нашем случае инфраструктурные изменения назрели в связи с необходимостью решать проблемы, препятствовавшие выполнению основных целей программы развития. Нужно было создавать новые проекты, направленные на осуществление главной цели — подготовку конкурентоспособного выпускника.


Образовательный процесс, построенный на современной методической основе, предусматривает наличие пространств для совместной работы учащихся и индивидуальных рабочих мест, лекционных аудиторий, кабинетов под программы учителей и педагогов дополнительного образования, а также предназначенных для детских объединений и решения задач воспитания. Организовать все эти локации в пространстве лицея было затруднительно, учитывая переполненность учебного заведения: на сегодняшний день в его стенах обучается 1150 человек, при том что заявленная проектная мощность составляет 725 человек.


— Мы активно используем в своей работе возможности городской среды, привлекаем библиотеки, музеи, театры, парк «Роев ручей» и заповедник «Столбы» к реализации образовательных программ, — рассказывает Ирина Геннадьевна. — Например, с музейным центром «Площадь мира» мы проводим совместные квесты, музейные ночи, биеннале для всех учащихся лицея. В прошлом году здесь прошел выпускной у 11-х классов, оформленный в стиле «стимпанк». Кроме того, здесь реализуется программа мастерской по русскому языку «Виртуальная газета»: дети снимают рекламные видеоролики про музей и выставляют их на Youtube. А «Роев ручей» и «Столбы» предоставляют уникальную возможность для исследовательской деятельности и реализации проектов по экологическому воспитанию.


Тем не менее очевидно, что для полноценной работы лицея назрела необходимость изменить его привычную структуру и дизайн помещений. С этой целью был подготовлен целый ряд инфраструктурных проектов, в результате реализации которых созданы центры для реализации программ как основного, так и дополнительного образования, размещенные за пределами основного здания. Они находятся на первых этажах четырех жилых зданий в шаговой доступности от школы и принадлежат образовательному учреждению. В них проводятся учебные занятия, различные мероприятия, а также оказываются платные образовательные услуги.


Первым таким проектом стала «Семейная академия», выигравшая в 2011 году краевой грант «Социальное партнерство — во имя развития». Благодаря полученному гранту, а также средствам Некоммерческого фонда «Попечительский совет лицея № 9», в помещении здания на ул. 60 лет Октября, 57, был создан семейно-досуговый центр, вход в который открыт не только семьям лицеистов, но и жителям Свердловского района Красноярска. С целью подготовки будущих первоклассников и сопровождения школьников в центре реализуются самые разные программы для детей в возрасте от 1 до 14 лет: школа раннего развития, занятия по LEGO-конструированию, шахматам, изобразительному творчеству, английскому языку. Кроме того, в центре можно получить консультацию психолога, логопеда и даже юриста.


— Мы понимаем, что готовить будущих лицеистов необходимо с раннего возраста, а для этого нужно наладить эффективное взаимодействие с семьей. И «Семейная академия» позволяет нам решить эту задачу, — отмечает Ирина Осетрова. — По сути, каждый созданный нами проект — это ответ на какую-либо инфраструктурную проблему. Так, когда нам понадобилось специальное пространство для совместной детско-взрослой проектной деятельности, появился коворкинг «Велосипед». С целью развития научно-технического творчества и инженерного образования мы также привлекли дополнительные средства через участие в грантовых конкурсах, чтобы создать лабораторию робототехники, мастерскую авиамоделирования и инженерный класс.


В ближайшее время все эти локации будут объединены в технопарк. Он разместится на площадях, переданных лицею городским управлением образования. В целом они занимают половину первого этажа жилого дома. Часть этого пространства
займут классы начальной школы, что позволит нам избавиться от двухсменного режима работы, препятствующего интеграции основного и дополнительного образования. В этом году три 3-х класса еще учатся во вторую смену, однако со следующего года все младшие классы перейдут на односменный режим. Но большую часть выделенных лицею площадей займет ресурсно-реабилитационный центр «Мастерские жизни» для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).


Для современных школ одна из важнейших на сегодня проблем — организация инклюзивного образования. И на этот вызов коллектив лицея №9 ответил новым масштабным проектом, выигравшим в прошлом году президентский грант. «Мастерские жизни» — это устроенная особым образом коррекционно-развивающая деятельность, направленная на освоение детьми норм типовых социальных ситуаций, которые осваиваются сначала в игровой имитационной форме, а потом реализуются с сопровождением педагогов в реальных ситуациях: при походе в кафе или магазин, театральной постановке, в приготовлении пищи, уборке дома, уходе за своими вещами и за собой. Выделенные по грантовой программе средства пошли на приобретение оборудования для центра, а ремонт в переданном образовательному учреждению помещении выполнили родители учащихся.


— В настоящее время в лицее обучается почти 60 детей со статусом ОВЗ, и наша цель — создать такую образовательную среду, где эти ребята совместно с родителями и специалистами могли бы получать своевременную и квалифицированную помощь. Дети нуждаются в коррекции и развитии, а их родителям необходимо овладеть приемами эффективного взаимодействия со своими детьми, освоить инклюзивные методы и приемы, — подчеркивает Ирина Бронникова, заместитель директора лицея №9 по инновационной деятельности. — Структура реабилитационного ресурсного центра включает пространство для двигательных занятий, зону для релаксации и снятия напряжения — так называемую сенсорную комнату, а также зону для совместной деятельности педагогов, детей и их родителей. Роль последних очень важна: именно их грамотное участие в процессе реабилитации, коррекции и развития ребенка является условием его успешной социализации. При этом зачастую сами родители, решившиеся на образование в условиях инклюзии, нуждаются в постоянной поддержке и помощи со стороны специалистов. Наши семинары и тренинги помогут решить такую проблему.


Одним из важнейших образовательных результатов, позволяющих выпускникам лицея стать конкурентоспособными, является грамотность чтения. Это повлекло за собой создание в лицее современного информационно-библиотечного пространства. Четыре года назад, благодаря поддержке родителей, помещение библиотеки было переоформлено и в результате стало просторным и удобным. Здесь размещено 16 рабочих мест с ноутбуками, выходом в интернет для индивидуальной работы учащихся. У библиотеки есть свой сайт с каталогами учебной, методической, художественной литературы и онлайн-ресурсов. Следующим шагом в этом направлении стало оборудование библиотечно-игрового пространства на территории пришкольного парка «Красноярск в миниатюре».


Парк был создан педагогами и учащимися при поддержке их родителей в 2016 году. Первыми экспонатами этого своеобразного музея под открытым небом стали «Столбы» ростом с первоклассника, красноярский «Биг-Бен», «Триумфальная арка», часовня Параскевы Пятницы, библиотека СФУ, паровоз им. Серго Орджоникидзе и др. Год спустя парк пополнился новыми миниатюрами: дом Крутовских, подаренный нам нашими партнерами — Сибирским производственно-инвестиционным центром «Капитал», храм Святого Луки, краеведческий музей, красноярский цирк, Аллея Славы (портреты красноярских воинов-героев, павших смертью храбрых в ходе локальных боевых действий).


Несколько изменило облик парка новое культурное пространство — библиотечно-игровой комплекс, построенный на средства очередного гранта. Он представляет собой просторную беседку с галереей красноярских писателей, поэтов, художников и вместительными шкафами, которые с приходом теплой и сухой погоды наполнятся разнообразными книгами. В течение лета в этом комплексе проходят мероприятия, направленные на повышение мотивации к чтению, формирование культуры и грамотности чтения. И это далеко не единственная инициатива, реализуемая коллективом лицея в данном направлении.


— Мы разработали проект центра гуманитарного образования «#Мычитатели» и представили на конкурс Министерства образования и науки РФ в рамках федеральной целевой программы «Развитие образования». Буквально на днях подведены итоги конкурса — наш проект признан победителем и получит грант в размере 1 009 000 руб. В рамках проекта предстоит очень много работы, но мы несомненно с ней справимся при помощи наших родителей, учителей и учеников, — делится планами Ирина Осетрова. — Площадка для этого проекта у нас есть — помещение площадью 114 кв. м в жилом доме №8а на ул. Матросова. Здесь учащиеся и их родители смогут участвовать в семейных чтениях, просмотрах экранизаций художественных произведений с последующим обсуждением, готовить театральные постановки по прочитанным книгам, создавать видеоролики и мультфильмы. В пространстве центра также будут представлены музейные экспозиции, посвященные известным красноярским писателям, художникам, композиторам, артистам. Все мероприятия будут проходить на бесплатной основе.


Педагоги лицея рассчитывают, что реализация данного проекта будет приучать детей к книгам, позволит повысить навыки грамотного чтения, без которых невозможно овладение любой профессией на высоком конкурентоспособном уровне, рассказывает об ориентирах Ирина Геннадьевна. А ведь конкурентоспособность на трудовом рынке является одним из приоритетных образовательных результатов.


Однако мало найти свое место в жизни и призвание, нужно стать успешным в выбранном деле. Чтобы подать учащимся пример эффективной профессиональной самореализации, в этом году в лицее начала работать «Школа успеха» для старшеклассников. Возглавил ее Юрий Москвич — известный политолог, кандидат физико-математических наук, в прошлом полномочный представитель Президента РФ в Сибирском федеральном округе, а ныне заместитель первого проректора КГПУ им. В. П. Астафьева. Раз в месяц гостями этой школы становятся известные жители Красноярска, добившиеся профессионального и личностного успеха: политолог и журналист Александр Чернявский, бизнесмен Роман Гольдман, известный блогер, руководитель центра «Социальные сети» Василий Дамов, директор филиала газеты «Комсомольская правда» Алена Истрати, заведующая кафедрой культурологии СФУ, доктор философских наук, профессор Наталья Копцева, нейрохирург Игорь Гринев. Каждый из них своим примером вдохновляет школьников искать свой путь в жизни, ставить цели и добиваться их.


— Чтобы быть успешным, необходимо постоянно находиться в движении, в развитии, критически оценивать себя со стороны и задаваться вопросом: «Что в своем деле и в себе можно еще усовершенствовать?» Этому мы учим наших ребят и по этому принципу живем сами, — подводит итог Ирина Осетрова. — Переосмысление пространства школы и реализация инфраструктурных проектов дала нам стимул к дальнейшему развитию в соответствии с современными вызовами. И на этом мы не останавливаемся. Одним из приоритетных направлений деятельности лицея является осмысление новых трендов в образовании, которые были озвучены нашими главными стратегами, и в первую очередь президентом страны. Глобализация, автоматизация, цифровизация, прагматизация — вот лишь некоторые из них. В первую очередь они касаются экономики, но мы знаем, что образование — основа всего, а потому новые тренды актуальны и для нас. Ведь государственные задачи нацелены на перспективу, а результаты образования имеют весьма отсроченный характер. Исходя из этого, нам предстоит понять, из чего должен складываться образовательный ландшафт, включающий современные тренды и, как следствие, компетенции. Мы должны понимать, какие технологии будут оказывать влияние на базовые процессы в образовательной системе и как нам подготовить к этому наших детей.


Конкурентоспособных выпускников должны готовить конкурентоспособные учителя. Таких учителей мы воспитываем сами в партнерстве с Красноярским государственным педагогическим университетом им. В. П. Астафьева, начиная со школьной скамьи. И это тема проекта федеральной инновационной площадки лицея «Подготовка работников образования по профессиям будущего». Участники этого проекта — четверо наших выпускников, ныне студентов 3-го курса педуниверситета по разным специализациям: начальная школа, русский язык и литература, физическое воспитание, иностранный язык. Эти будущие педагоги, осваивая педагогическую теорию в университете, погружаются в практическую деятельность в лицее и получают необходимые компетентности для дальнейшей профессиональной деятельности в нашем инновационном образовательном учреждении. Одна из студенток, Марина Буркатская, на днях стала победительницей открытого отборочного чемпионата по стандартам Worldskills Russia в номинации «Преподавание в младших классах». И это заслуга лицея, инициатора проекта. Также мы гордимся нашими молодыми педагогами: в этом году учитель русского языка и литературы Сергей Цветков вошел в число победителей профессионального конкурса «Учитель года Красноярского края — 2018». И это уже пятый по счету победитель этого вида состязаний из числа молодых педагогов лицея.

OOO "РЕНОМЕ" (С) 2005 - 2018
Наш адрес: 660077, г.Красноярск, пр.Молокова, 40
(391) 276‒02‒57 многоканальный
(391) 277‒06‒66
(391) 276‒03‒57

Разработка RILMARK®