просмотры: 409

ЛПК Красноярского края — динамика развития

Текст: Леся Заплетняк
В текущем году перед министерством лесного хозяйства Красноярского края поставлено несколько важных отраслевых задач. Это контроль за лесными участками, эффективность работы лесных инспекторов, в том числе по соблюдению мер пожарной безопасности, контроль обязательств в рамках арендных отношений и инвестиционных проектов, создание в крупных лесных территориях края ассоциаций лесопереработчиков и многое другое.

 


О сегодняшнем дне и перспективах лесопромышленного комплекса Красноярского края беседуем с Алексеем Пановым, министром лесного хозяйства региона.

— Алексей Иванович, в ближайшие три года на ЛПК края из федерального бюджета планируется выделить значительные средства, так ли это? 


— В 2021–2023 годах на финансирование лесопромышленной отрасли края предусмотрено порядка 5,9 млрд рублей, из них 3,8 млрд рублей из федерального, 2,1 млрд из краевого бюджетов. Средства будут направлены на проведение лесовосстановительных и санитарно-оздоровительных мероприятий в лесах, авиапатрулирование и тушение лесных пожаров, осуществление государственного лесного и пожарного надзора, приобретение техники. Так, в 2020 году работы по лесовосстановлению проводились на площади порядка 100 тыс га, что на 131 % больше намеченного плана. В текущем году восстановление лесного фонда планируем провести на площади в 93 тыс га. Таким образом, соотношение площади сохраненных и высаженных деревьев к площади вырубленных и погибших лесных насаждений по итогам 2021 года составит 51,5 %. Для усиления предприятий отрасли ожидается поступление новой техники. В этом году в край поступит 318 единиц лесохозяйственных и лесопожарных машин и специального оборудования. На эти цели в рамках федерального проекта «Сохранение лесов» нацпроекта «Экология» выделено 365 млн рублей.


— Как в Красноярском крае складывается ситуация с незаконными вырубками?  


— Важным шагом в борьбе с нарушителями лесного законодательства стало увеличение лесной охраны на 100 человек. В настоящее время численность инспекторского состава лесного надзора в крае составляет 292 специалиста. В их обязанности входит патрулирование лесов, выявление нарушений лесного законодательства, в том числе незаконных рубок, расследование причин лесных пожаров, контроль за деятельностью лесопользователей и лесоперерабатывающих предприятий. По результатам 2020 года в ходе контрольно-надзорных мероприятий выявлено более 5600 нарушений лесного законодательства, что на 1,5 тысячи больше, чем в 2019 году. Общая сумма штрафных санкций составила 142,8 млн рублей, что в два раза превышает показатели предыдущего года.


Нередко нарушения, связанные с незаконной заготовкой древесины, выявляются методом космомониторинга. В 2020 году космический мониторинг осуществлялся на территории 21 лесничества (площадь 18,8 млн га), в 2021 году исследование охватит 25 краевых лесничеств (площадь 26 млн га).


С целью общего оздоровления обстановки губернатором Красноярского края Александром Уссом утвержден комплексный межведомственный план по декриминализации лесной отрасли региона на 2019–2021 годы, который активно реализуется министерством в сотрудничестве с силовыми структурами (полиция, прокуратура, ФСБ) и другими заинтересованными ведомствами. Показательным является опыт взаимодействия с ГУМВД России по Красноярскому краю в авиапатрулировании территории государственного лесного фонда региона: в 2020 году осуществлено более 30 совместных вылетов. Масштабным блоком работы в этом направлении стали проверки лесосек, на которых окончены рубки лесных насаждений. В прошлом году осмотру подлежало 8,4 тыс. лесных участков, находящихся в аренде у лесозаготовителей, на 3,5 тыс. лесосек выявлены нарушения лесного законодательства. Наиболее распространенные — захламление территории и нарушение технологий заготовки. По итогу контрольных действий специалисты вынесли 2,5 тыс. штрафов на общую сумму более 50 млн руб. Работа в этом направлении будет усилена с акцентом на лесозаготовительную деятельность.


— Какие шаги предпринимаются для сведения к минимуму серых схем заготовки и торговли древесиной?  


— По инициативе министерства лесного хозяйства края организован учет всех мест распиловки и переработки древесины. Для сравнения, в декабре 2018-го на учете состояло 438 пунктов приема, переработки и отгрузки древесины. Сегодня уже более тысячи: круг предприятий деревопереработки, которые предоставляют ежеквартальную отчетность в рамках действующего законодательства, увеличился в 2,5 раза. В 2020 году специалисты министерства проверили половину всех пунктов приема, что на 70 % больше по сравнению с прошлым годом. Проверки выявили 86 пунктов, работающих без обязательной регистрации в министерстве. Виновные привлечены к административной ответственности.


После внесения в 2018 году изменений в Лесной кодекс, аукционы на право заключения договоров аренды лесных участков проводятся в электронном виде. Данный механизм позволил достичь полной прозрачности процедуры, исключив какое-либо взаимодействие с заявителями. Прием заявок и организация торгов осуществляется в электронном виде, задатки поступают на счет электронной площадки, по результатам торгов формируется протокол об итогах аукциона.


Обеспечение субъектов малого и среднего предпринимательства лесными насаждениями пока проходит по результатам устных аукционов, но в перспективе, после внесения соответствующих поправок в Лесной кодекс РФ, появится возможность по проведению подобных аукционов в электронном формате.


Наряду с этим министерством успешно используется механизм биржевых торгов древесиной, полученной от выполнения мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов. С 2018 года лесничества края реализуют древесину на биржевой площадке, что повышает прозрачность механизма торгов, формирует конкурентную стоимость на продукцию. Кстати, на биржевых площадках добавилась возможность неоднократного повышения цены, ранее ценовое предложение было разовым и сохранялось до окончания торгов.


— Какие изменения Лесного кодекса РФ вы отмечаете как наиболее существенные для лесной отрасли края? 


— С 1 июля 2021 года в Лесном кодексе появятся правила о федеральном госнадзоре за приемкой, перевозкой, переработкой, хранением древесины и учету сделок с ней. Хранить древесину после ее вывоза с лесосеки по общему правилу разрешат только на складах, сведения о которых внесены в ЕГАИС. Переработка тоже возможна лишь на объектах, указанных в этой системе. Вышеперечисленные меры направлены на пресечение серых схем торговли древесиной.


В целях декриминализации также внесены существенные изменения в цифровизацию отрасли. С 2023 года появится требование о направлении в госорганы документов в электронном формате, подтвержденных электронной подписью руководителя организации. Эти правила касаются лесной декларации, отчета об использовании лесов, декларации о сделках с древесиной, отчета об охране лесов от пожаров, а также отчета о защите лесов.


Еще одним важным нововведением станет запрет на передачу лесного участка по договору аренды, заключенному на торгах, в субаренду, а также передачи права и обязанности по такому договору третьим лицам.


Также, согласно изменениям, арендаторов обяжут принимать участие в мероприятиях по тушению возгораний на лесных участках, находящихся в их компетенции. Лесозаготовителям и представителям лесопромышленного комплекса края необходимо ознакомиться со всеми поправками, внесенными в Лесной кодекс РФ, чтобы не нарушать законодательство.


— Расскажите о развитии местных отраслевых производств, каким вы видите потенциал перерабатывающих мощностей в регионе? 


— В Красноярском крае в рамках новой лесной политики особое внимание будет уделяться развитию предприятий, нацеленных на глубокую переработку древесины, что необходимо как с экономической, так и с экологической точек зрения. Будем активнее поддерживать предприятия, целью которых является выпуск продукции с наибольшей добавленной стоимостью.


Перед деревопереработчиками Красноярья стоит и другая задача — уменьшение отходов лесопиления посредством увеличения объемов переработки. В качестве примера приведу опыт Канска, выступившего пилотной площадкой по переработке древесных отходов. Отраслевые предприятия города охотно производят пеллеты, древесный уголь, фанеру и пр. По итогам 2020 года Красноярье занимает второе место среди субъектов РФ по объемам производства пиломатериалов, уступая Иркутской области, и третье место по производству пеллет. На территории Красноярского региона произведено порядка 4,7 млн куб. м пиломатериалов, 252 тыс тонн пеллет и 33,3 млн кв. м ДВП. В 2021 году рассчитываем на увеличение этих и других отраслевых показателей, для чего есть все предпосылки. Во-первых, предприятия лесопромышленного комплекса активно инвестируют в производство, приобретают новое оборудование, расширяют ассортимент выпускаемой продукции, в том числе и из отходов лесопиления. Во-вторых, у производителей пеллет есть перспектива для наращивания объемов производства. В-третьих, мы рассчитываем на увеличение количества потребителей пеллет за счет перехода небольших электрических котельных на биотопливо. В-четвертых, у краевых переработчиков леса реальна перспектива по расширению внешнего рынка.


В целом же у края есть потенциал к производству порядка 8 млн куб. м пиломатериалов и 600 тысяч тонн пеллет ежегодно. Учитывая, что с 2022 года по указу Президента будет запрещен экспорт не только круглого леса, но и грубо обработанных лесоматериалов, лесопромышленники региона должны ориентироваться на увеличение объемов готовой продукции. Справедливости ради замечу, что доля экспорта необработанных лесоматериалов (круглого леса) в Красноярском крае составляет 4,2 % от общего объема заготовленной древесины. 

OOO "РЕНОМЕ" (С) 2005 - 2021
Наш адрес: 660077, г.Красноярск, пр.Молокова, 40
(391) 276‒02‒57 многоканальный
(391) 277‒06‒66
(391) 276‒03‒57

Разработка RILMARK®