АРХИВ ПУБЛИКАЦИЙ / RENOME / 06 (133) 2017 (11.07.2017)

Кузница кадров большого флота

Текст: Василий Касаткин Фото: Иван Юхименко; архив Красноярского института водного транспорта
Красноярский институт водного транспорта уже почти девять десятилетий формирует ряды плавсостава для речного судоходства — на основе традиций и эффективных технологий.
Сегодня институт (КИВТ) является одним из старейших образовательных учреждений Красноярья. В статусе филиала Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования (ФГБОУ ВО) «Сибирский государственный университет водного транспорта» институт готовит специалистов-речников по программам среднего профессионального образования. Именно здесь создается кадровый резерв флота, работающего на просторах Енисея.

Как рассказывает директор института Наталья Боровых, специальности, по которым ведется обучение, востребованы у молодежи, одухотворенной романтикой работы на реке. Об этом свидетельствует конкурс при поступлении. В учебном заведении студенты осваивают профессиональные навыки, позволяющие трудиться на всех типах судов речного класса — от маломерных моторных катеров до буксиров, сухогрузов, пассажирских теплоходов и быстроходных кораблей современных проектов. В настоящее время в институте на дневном отделении и по заочной форме обучается более 700 человек. В текущем году первокурсниками станут 130 студентов, а уже следующим летом набор увеличится до 190 человек.

Учебное заведение служит образовательной площадкой не только для ребят, делающих первые шаги в выбранной профессии, но и для речников с большим трудовым стажем, включая командный состав. На базе института создано отделение дополнительного профессио-нального образования, где проводятся занятия, нацеленные на подтверждение и повышение квалификаций работников водного транспорта.

— Развитие речных грузопассажирских перевозок считается сегодня важной государственной задачей. В этой связи КИВТ представляет собой одну из ключевых для отрасли ступеней в подготовке транспортников, — отмечает Наталья Боровых. — Профильное образование по-настоящему доступно. Более того, институт дает путевку в жизнь в том числе ребятам из малообеспеченных семей, сиротам. Иногородним студентам, а также красноярцам, проживающим в удаленных от места учебы районах города, предоставляется достаточно комфортное общежитие квартирного типа. Студенты имеют возможность бесплатно питаться, получают за счет государства вещевое довольствие — форменную одежду. Студентам, оказавшимся в непростой жизненной ситуации, выплачивается социальная стипендия, академическую же получают те, кому удается учиться без плохих отметок.

По словам руководителя института, обучение ведется на базе 9 и 11 классов среднего школьного образования. Девятиклассники после поступления в течение одного года проходят школьную программу 10–11 классов, а затем начинают осваивать специализации. Преподавание проводится по трем базовым специальностям: «эксплуатация судовых энергетических установок» с квалификацией техника-судомеханика, «эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики» с квалификацией техника-электромеханика и «судовождение» с объединенной в этом году из двух в одну квалификацией старшего техника-судоводителя с правом эксплуатации судовых энергетических установок.

Учебный процесс максимально приближен к реальным условиям работы на речном флоте. Институт крепко технически оснащен. Здесь есть свои лаборатории и мастерские, сформирован тренажерный центр, где смонтированы специальные комплексы, отображающие на мониторах в электронном виде все возможные навигационные операции, варианты использования судовых радиоэлектронных станций и эксплуатации судовых энергетических установок. Есть даже настоящий учебный теплоход «Юнга». Корабль пришвартован у острова Отдыха в Красноярске и периодически выходит в плавание по Енисею.

— Курсанты полностью погружены в специфику флотской жизни — и на берегу, и на судах при прохождении производственных практик, — подчеркивает Наталья Геннадьевна. — Учебные коллективы укомплектованы ротами, ежедневный график учащихся напоминает армейский, подчиненный строгой дисциплине. Уже на II курсе ребята проходят первую двухнедельную практику на речных судах. В период навигации учебный теплоход «Юнга» совершает небольшие прогулочные рейсы с пассажирами от главной городской пристани до железнодорожного моста, Дивногорска.

Полномасштабная практика у ребят начинается по окончании III курса, когда они уходят в плавание на всю навигацию — с весны до осени, при этом получают назначения на небольшие должности с начислением заработной платы, уточняет директор КИВТ. Курсанты распределяются по судам, работающим под управлением организаций АО «Енисейское речное пароходство», ФБУ «Администрация «Енисейречтранс», АО «ПассажирРечТранс», и успешно трудятся на протяженных водных артериях Енисейского бассейна. В процессе учебы, а она длится от 2 лет 10 месяцев до почти 4 лет, в зависимости от выбранной специальности, курсанты успевают поработать мотористами и рулевыми. После окончания института, получив учебный и рабочий дипломы, выпускники идут на флот уже в качестве специалистов. Дальнейший трудовой путь порой приводит их к высоким командным должностям. В учебном заведении обучается немало представителей династий речников. Здесь собран сильный преподавательский состав, а выпускные экзамены принимают опытные работники речного транспорта.

Проторенная однажды тропинка в институт не забывается и после выпуска. Согласно установленным в отрасли правилам, речникам необходимо с заданной периодичностью подтверждать свое профмастерство, а по мере появления технических новинок и правовых новелл требуется и повышение квалификации. Соответствующие занятия проводятся в учебном заведении в рамках дополнительного профобразования по направлениям: «Использование судовых РЛС на внутренних водных путях», «Эксплуатация систем отображения электронных навигационных карт и информации на внутренних водных путях», «Обеспечение безопасности судоходства на внутреннем водном транспорте».

Институт живет не только насыщенной учебной жизнью. Большое внимание в общении с молодежью наставники уделяют воспитательной работе. Сформированы богатые традиции, прививающие курсантам, а среди них есть и представительницы слабого пола, лучшие человеческие качества, включая патриотичное отношение к родному краю, к Родине. Для ребят это не патетика слов, а конкретика дел, достижений.

Не устают привозить награды с различных турниров и фестивалей по военно-прикладным дисциплинам и рукопашному бою воспитанники существующего на базе института военно-спортивного клуба «Витязь». Курсанты КИВТ участвуют в многочисленных соревнованиях и конкурсах патриотической тематики, команда учебного заведения отметилась победой в районной спартакиаде допризывной молодежи. Ежегодно юные речники бывают на Всероссийском форуме «Антитеррор. Современные системы безопасности», участвуют в национальных акциях «Вахта памяти» и «Георгиевская ленточка». Лучшие получают право маршировать по главной красноярской площади во время празднования Дня Победы, несут почетную вахту возле Вечного огня на Посту №1.

Есть у курсантов свои достижения и в области культуры, спорта. К примеру, учащийся IV курса Кирилл Турчин вместе с выпускником 2015 года Сергеем Дубровиным стали лауреатами Всероссийского молодежного конкурса «Моя гордость — Россия» в литературной номинации, а также в номинации «Живопись». В поэтическом конкурсе «Стихия-2017» приняли участие курсанты Тимур Гарифуллин и Алексей Морозов. Вообще Тимур является лауреатом нескольких региональных конкурсов, в том числе статусного «Голос Победы». Тимур принимал участие в фестивалях художественного слова  «Прямая речь», «Души серебряные струны». Некоторые работы курсантов опубликованы и представлены в альманахе «Русло», издании «Новый енисейский литератор». А выпускник этого года Роман Мясников, успешно выступив на плавательных состязаниях, сумел отобраться в национальную сборную.

Крепкий резерв — это щедрый вклад в будущее красноярского региона, экономика которого опирается на великую сибирскую речную магистраль Енисея, на тружеников большого речного флота.

Руководитель и весь коллектив института от души поздравляет коллег — работников и ветеранов речного транспорта — с июльской датой профессионального праздника! Пусть будет семь футов под килем, а такая нужная всему краю, всей стране работа радует достижениями, в семьях царит благополучие! Большого сибирского здоровья, успехов и оптимизма! 

просмотры: 1358
Чтобы активировать просмотр электронных материалов Издательского Дома «Реноме» необходимо .
OOO "РЕНОМЕ" (С) 2005 - 2024
Наш адрес: 660077, г.Красноярск, пр.Молокова, 40
(391) 276‒02‒57 многоканальный
(391) 277‒06‒66
(391) 276‒03‒57

Разработка RILMARK®

RENOME № 03 (206) БСМП № 20 ПЯТЬДЕСЯТ СЛАВНЫХ ЛЕТ № 1
ООО «ПромСтрой» № 1 Каталог учебных и творческих работ «Школа. Учитель. Искусство» № 1 «Управления по охране объектов цветной металлургии» № 1
КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж № 1 им. М. Горького» № 1 Красноярская буровая компания № 1 ООО СК «Сибирь» № 1
Говорит красноярск № 55 ГУФСИН РОССИИ  ПО КРАСНОЯРСКОМУ КРАЮ № 4 МАЯКМЕТАЛЛ № 2
Группа компаний «АВАНГАРД» № 1 ООО «Назарово Агро» № 2 Маргарита Николаева № 1
ИТС Сибирь № 2 СПЕЦПРОЕКТЫ ИД «РЕНОМЕ» № 2 Магсибмет № 1
Референтный центр № 1 Оберег № 5 Красноярский строительный техникум № 1
МП «МУК Красноярская» № 1 Канский политехнический техникум № 1 Девять вех № 2
Дивногорский колледж-интернат олимпийского резерва № 1 СТЭМ № 1 Про Регби № 3-4 (80-81)
Медика-Восток № 1 Говорит Красноярск о здоровье № 53 Промоборудование № Насосные станции повышения давления
КАНСК 375 № 1 На страже закона № 1 40 лет регби в Красноярске № 40 лет регби в Красноярске