АРХИВ ПУБЛИКАЦИЙ / RENOME / 01 (171) 2021 (10.02.2021)

Кузница арктических кадров

Текст: Марьяна Долгополова Фото: архив ИД «Реноме»
Одно из старейших и наиболее продвинутых профессиональных образовательных учреждений Заполярья — Таймырский колледж. На протяжении десятилетий здесь готовят квалифицированных мастеров востребованных специальностей. Тысячи выпускников, получившие в его стенах первые практические навыки, благодарят альма-матер за успешный старт.

 

КГБПОУ «Таймырский колледж» — единственное в Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе профессиональное образовательное учреждение, в котором старшеклассники, не выезжая с полуострова, могут получить специальность или профессию. На севере Красноярского края семимильными шагами развивается добыча углеводородов, твердых полезных ископаемых, но успешная реализация инвестпроектов немыслима без профессиональных кадров. Об этом в колледже знают и предлагают широкий выбор образовательных программ, в том числе для переподготовки и повышения квалификации. Не забывают и о потребностях народов Крайнего Севера в специалистах, занимающихся традиционными промыслами. О том, как совершенствуется многоуровневый колледж, о его сертифицированных программах профессионального обучения беседуем с Верой Черкасовой, директором КГБПОУ «Таймырский колледж».

— Вера Николаевна, современная система образования завязана на модернизационном векторе, а какие направления работы считаются приоритетными у вас? 

— Наш колледж находится в Заполярье, что накладывает на него некую двойственность. С одной стороны, Таймыр является средой обитания коренных национальностей, а с другой — важнейшей сырьевой базой России. При формировании учебных программ мы учитываем такое положение дел и готовим будущих специалистов по двум направлениям: для нефтегазовой и металлургической отраслей, а также для отрасли традиционного природопользования (с учетом состояния биоресурсов полуострова). В настоящее время в стенах образовательного учреждения обучается 661 человек по 13 специальностям и 11 профессиям. При этом больше половины студентов — представители малочисленных народов.

Назову несколько приоритетных задач колледжа. Во-первых, для погружения в технологии нового поколения планируется модернизировать материально-техническую базу, оснастить лабораторию самым современным оборудованием: 3D-технологиями, электроникой, робототехникой и симуляторами. Во-вторых, есть идея создать модель Арктического цифрового колледжа трех уровней: информационного на платформе Moodle, регионального по системе «Академия-медиа» и международного на базе Microsoft Teamb. Оцениваться качество подготовки выпускников будет на основе современных требований государственной итоговой аттестации в форме демонстрационного экзамена по стандартам WorldSkills. Что касается дополнительного образования, то в данном направлении работа выстраивается с учетом изменения конъюнктуры рынка труда и запросов развивающейся экономики Арктики. Сейчас ведется подготовка, переподготовка и профессиональное обучение по ряду программ непрерывного образования, а также по программам «50+» и «Express WorldSkills». С целью сохранения самобытности и традиций коренных народов мы готовим педагогов по направлению «Учитель родного языка и литературы». За прошедшие пять лет право преподавать родной язык в начальной школе получили 75 наших студентов. Можно сказать, что создание оптимальных условий для подготовки квалифицированных специалистов, владеющих профессиональными компетенциями, готовых к постоянному росту и эффективной работе на уровне мировых стандартов, — стратегическая задача развития Таймырского колледжа до 2025 года.

— С какими сложностями столкнулся ваш педагогический и студенческий состав в коронавирусный год? 

— В связи с COVID-19 пришлось быстро переходить на дистанционные технологии. Это стало грандиозным экспериментом: преподаватели совместно со студентами осваивали новые формы обучения. Были проблемы с технической оснащенностью, но нам удалось обеспечить ноутбуками некоторых учащихся и наставников за счет колледжа. Ежедневно проводились методические семинары, вебинары для педагогов. В режиме онлайн они работали со студентами на платформе Zoom, используя образовательные сервисы РЭШ (Российская электронная школа) и МЭШ (Московская электронная школа). Для проверки знаний применялся встроенный в обучающий материал занятий оперативный контроль, а также в мобильных приложениях проводились тесты, задавались рефераты. Промежуточная и итоговая аттестации успешно прошли в Zoom в устной и в письменной формах. Получен новый опыт, хотя в прежних форматах нам трудиться комфортнее.

— Как выстраивается работа международного движения «Молодые профессионалы» — проекта WorldSkills Russia? 

— В международном проекте Таймырский колледж принимает участие с 2014 года. Начинали с одной номинации, со временем интересных для нас направлений стало больше. Как единственное в Заполярье профессиональное учреждение, мы разработали и инициировали включение в перечень WorldSkills уникальных компетенций, направленных на развитие традиционной культуры и промыслов народов Таймыра. В 2016 году в крае на площадках конкурса профмастерства впервые были представлены компетенции «Оленевод-механизатор», «Художественная резьба по кости и рогу» и «Художественная вышивка с элементами декора». С 2017 года эти компетенции вошли в перечень региональных чемпионатов WorldSkills Russia. В колледже, благодаря соглашению с краевым Центром развития профобразования, создан Региональный центр по традиционным компетенциям, а с 2018 года Региональный чемпионат WorldSkills по данным направлениям проводится в Дудинке. В нем принимают участие студенты Таймыра, Эвенкии, Якутии, Ненецкого автономного округа и Финляндии. В 2021 году предлагаем еще две компетенции включить в реестр категорий краевого чемпионата: «Кочевой учитель», «Северный пирог».

Подчеркну, деятельность Союза «Ворлдскиллс» — это не только чемпионат, но и демонстрационный экзамен, который по новым стандартам становится обязательной формой государственной итоговой аттестации. Это создает сложности для образовательного учреждения. Во-первых, нужно создать экспертное сообщество — наши преподаватели не должны принимать экзамены у своих студентов. Во-вторых, необходимо организовать реальные производственные условия. Допуск можно получить только в том случае, если полностью оснастить место экзамена оборудованием, материалом и пройти аккредитацию, по окончанию которой студент получает скиллс-паспорт. Для работодателей появляется возможность по базе выбирать себе сотрудника.

В наступившем году будут сдавать демонстрационный экзамен студенты по специальности «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» и профессии «Монтажник санитарно-технических, вентиляционных систем и оборудования», а в 2022 году — «Электромонтаж».

— Ваша Летняя сезонная кочевая школа известна далеко за пределами России, какие еще креативные проекты имеются в копилке колледжа? 

— Работа в этом направлении ведется постоянно. Например, наш проект «Юниоры Арктики» по подготовке школьников к участию в конкурсах профмастерства «Юниоры» стал финалистом всероссийского конкурса Северного форума. Инновационным считаю Учебно-производственный центр (УПЦ), в который входят: база «Этностойбище» и этнотуристический центр «Лапхэй». На базе проходят практику оленеводы-механизаторы и ветеринары, получая опыт работы в реальных условиях. Летом в стойбище «Лапхэй» практиканты получают компетенции в области этнотуризма, досуга кочевников. Для УПЦ мы разработали проект «Умный чум» — стилизованное жилище коренных народов Таймыра с использованием технологий «Smart-чум». Это площадка для молодежных стартапов традиционных ремесел, народных промыслов и этнотуризма.

— Сегодня актуальна задача кадрового обеспечения Крайнего Севера, как идет подготовка специалистов для работы на инвестпроектах края? 

— Таймыр активно развивается, осваиваются подземные кладовые, реализуются проекты переработки ресурсов. Для инвестпроектов мы осуществляем подготовку квалифицированных электриков, бурильщиков и операторов нефтегазовых скважин. Разработаны программы переподготовки персонала нефтегазового сектора. По запросу и при поддержке ООО «РН-Ванкор» к лицензированию в 2021 году мы готовим пакет нормативно-правовой документации по профессии «Машинист технологических насосов и компрессоров». Это требует дополнительного оснащения колледжа в соответствии с государственными образовательными стандартами, профессиональными и международными нормативами.

Хочу поблагодарить коллектив «Таймырского колледжа» за слаженную работу в 2020 году. Желаю мудрости, чуткости и терпения! Пусть только что наступивший год принесет много новых свершений! Счастья, благополучия и здоровья!

просмотры: 777
Чтобы активировать просмотр электронных материалов Издательского Дома «Реноме» необходимо .
OOO "РЕНОМЕ" (С) 2005 - 2024
Наш адрес: 660077, г.Красноярск, пр.Молокова, 40
(391) 276‒02‒57 многоканальный
(391) 277‒06‒66
(391) 276‒03‒57

Разработка RILMARK®

RENOME № 03 (206) БСМП № 20 ПЯТЬДЕСЯТ СЛАВНЫХ ЛЕТ № 1
ООО «ПромСтрой» № 1 Каталог учебных и творческих работ «Школа. Учитель. Искусство» № 1 «Управления по охране объектов цветной металлургии» № 1
КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж № 1 им. М. Горького» № 1 Красноярская буровая компания № 1 ООО СК «Сибирь» № 1
Говорит красноярск № 55 ГУФСИН РОССИИ  ПО КРАСНОЯРСКОМУ КРАЮ № 4 МАЯКМЕТАЛЛ № 2
Группа компаний «АВАНГАРД» № 1 ООО «Назарово Агро» № 2 Маргарита Николаева № 1
ИТС Сибирь № 2 СПЕЦПРОЕКТЫ ИД «РЕНОМЕ» № 2 Магсибмет № 1
Референтный центр № 1 Оберег № 5 Красноярский строительный техникум № 1
МП «МУК Красноярская» № 1 Канский политехнический техникум № 1 Девять вех № 2
Дивногорский колледж-интернат олимпийского резерва № 1 СТЭМ № 1 Про Регби № 3-4 (80-81)
Медика-Восток № 1 Говорит Красноярск о здоровье № 53 Промоборудование № Насосные станции повышения давления
КАНСК 375 № 1 На страже закона № 1 40 лет регби в Красноярске № 40 лет регби в Красноярске