АРХИВ ПУБЛИКАЦИЙ / RENOME / 04 (142) 2018 (28.04.2018)

Курс Александра Усса

Текст: Александр Чернявский
Через семь месяцев после назначения Александра Усса на пост врио губернатора Красноярского края фактически определился новый генеральный курс региональной власти.
Это ставка на межрегиональное сотрудничество, новые инвестиционные проекты и на более тесное вовлечение ФПГ в региональные экономические процессы. По-другому не получится. Именно этот вектор станет фундаментом социально-экономической программы Усса на грядущих губернаторских выборах.

Для края поиск новых источников роста — это не прихоть начальства, а насущная необходимость. Фактически речь идет о выработке стратегии выживания в сложнейшей экономической ситуации. Нужно быть реалистами. Страна находится под мощнейшим прессингом санкций западных противников. И это надолго.

На внешние инвестиции сегодня могут надеяться только неисправимые оптимисты. Таких в России практически не осталось. В этой ситуации всем более-менее дальновидным руководителям субъектов РФ приходится надеяться только на собственные силы. Даже лоббистский ресурс в федеральных коридорах власти мало уже чем может помочь. Денег на всех не хватит.

 

Новые вызовы

Судя по всему, Александр Викторович осознал масштаб стоящих перед регионом проблемных задач практически сразу после перехода в другое крыло Серого дома. О них он достаточно откровенно сказал еще в программной речи на съезде депутатов ЗС Красноярского края 1 ноября 2017 года. Она была очень жесткой по риторике. «Застой», «расслабленность», «организационная инертность, явная бесхозяйственность, использование убогих подходов позавчерашнего дня», — Усс бескомпромиссно атаковал не только своего предшественника Виктора Толоконского, но и весь управленческий класс Красноярья.

Было очевидно стремление руководителя края вывести чиновников и депутатов из полурасслабленного состояния, напоминающего летаргию. Справедливости ради заметим, что и у Толоконского периодически наблюдались подобные попытки. Правда, особого успеха они не имели. Подчиненные почти открыто призывы своего начальника игнорировали.

Врио губернатора, судя по начавшейся несколько месяцев назад ротации кадров в правительстве и отдельных муниципалитетах, расхлябанности и непрофессионализма прощать не собирается. Однако проблема короткой скамейки запасных появилась не вчера, и Александру Уссу придется еще не однажды поломать голову над тем, кто будет реализовывать поставленные им большие задачи и достигать заявленных целей.

Отчет о деятельности краевой исполнительной власти, который врио губернатора представил депутатам Заксобрания 18 апреля, стал фактически второй частью программы Александра Усса. В его речи было мало пафоса и много конкретики. Смысла лукавить перед народными избранниками у лидера красноярской элиты не было: проблемы региона не решить без объективного и честного анализа.

Руководитель края, в частности, сделал особый акцент на финансовых не-урядицах, некоторые из которых стали для региона неприятным сюрпризом от федерального центра.

— Выступая на съезде полгода назад, я назвал финансовое положение неустойчивым, предостерегая от излишнего оптимизма, победных реляций, а самое главное — новых финансово емких обещаний, — напомнил глава края Александр Усс. — За прошедшее время ситуация проще не стала. Уже первые месяцы текущего года начали проявлять свое-
образные финансовые «подснежники». Так, потребовались средства на достройку перинатального центра в Норильске. На финише прошлого года, в декабре, Конституционный суд принял решение, касающееся соотношения размера МРОТ и районного коэффициента. Оно, как известно, пересматривает подходы прошлых лет и требует дополнительного финансирования только по году от 5 до 9 млрд рублей. Их у нас не планировалось, их у нас просто нет.

Александр Викторович совсем неслучайно в своем докладе уделил много времени анализу отношений с финансово-промышленными группами, работающими на территории края. Очевидно, что без более плотной вовлеченности ФПГ в решение проблем региона справиться с новыми вызовами краевой власти будет крайне сложно.

— Сегодня происходят заметные изменения позиции крупных финансово-промышленных групп по отношению к участию в социально-экономическом развитии края. В декабре прошлого года «Норильский никель», СУЭК, РУСАЛ вместе с руководством края подписали меморандум о согласованных действиях в инвестиционной политике, и не только в ней. Похожее по своей сути соглашение уже в этом году заключено с Росатомом, Роскосмосом и Внешэкономбанком, — не без оптимизма констатировал руководитель края. — Крупнейшие компании, работающие на территории региона, начинают разворачиваться лицом к проблемам нашей краевой столицы. Они активно включились в программу благоустройства Красноярска и привлекают для этого значительные финансовые средства и, что не менее важно, своих людей, свои команды, включая зарубежных специалистов.

Но все же главным мегапроектом, который должен сохранить за краем статус основного локомотива сибирской экономики, Александр Усс называет «Енисейскую Сибирь».

 

Дети одной реки

Судя по всему, в ближайшие пять лет это словосочетание станет самым популярным выражением в устах представителей власти в Красноярском крае, Хакасии и Тыве. С идеей создания Енисейской особой экономической зоны Александр Усс выступил в конце декабря. По словам главы края, он считает сопряжение потенциала красноярского региона, Хакасии и Тувы «своей сверхзадачей».

Есть у данной идеи и историческая основа. Хакасия с 1934 по 1991 годы входила в состав Красноярского края в статусе автономной области. Этот статус был не только административным. Самое главное, что он учитывался руководством Советского Союза при разработке плана знаменитых красноярских десятилеток. Эти десятилетки сделали край в семидесятые–восьмидесятые годы настоящим локомотивом сибирской экономики.

В 2002 году бывший первый секретарь крайкома КПСС (в тот момент сенатор Совета Федерации) Павел Стефанович Федирко рассказывал мне, что Хакасии предназначалась в этой схеме особая роль — главной перерабатывающей площадки для продукции ведущих сельскохозяйственных предприятий западных и южных районов края.

— Регион гораздо лучше чувствовал себя, когда был единым целым. Ведь мы строили народнохозяйственный комплекс таким образом, чтобы край как административная единица был самодостаточным. Вся технологическая цепочка была логичной именно в рамках края. Мы делали все, чтобы заполнить недостающие ниши, — говорил легендарный в истории Красноярья руководитель Павел Федирко. — Так, например, появились Ачинский нефтеперерабатывающий завод, аэропорт Емельяново и много других предприятий. Это был единый и монолитный организм. Мы легко находили общий язык с северянами, потому что я сам провел немало лет в Норильске и хорошо знал людей. И для Хакасии целую программу создали. Построили и Саянский алюминиевый, и Абаканский вагоноремонтный заводы, и Саяно-Шушенскую ГЭС, и аэропорты, и дороги. Именно мы создали все то, на чем зиждется сейчас фундамент хакасской экономики. Да и в Эвенкии в те годы значительно больше делалось, потому что это все было свое.

Очень сильно сокрушался Павел Стефанович, что во времена крушения СССР лидеры края того периода позволили Хакасии уйти в самостоятельное плавание. Хотя, справедливости ради, отметим, что сопротивляться этому в то непростое время было крайне сложно. Борис Ельцин уже произнес свое знаменитое: «Берите суверенитета столько, сколько способны проглотить». Курс на дезинтеграцию и разрыв хозяйственных связей выбрал не край, а могильщики коммунистического режима.

И тяга к самостоятельности проявилась ведь не только на юге Красноярского края, но и в автономных округах. Главной движущей силой «самостийности» Хакасии, Эвенкии и Таймыра стали местные кланы. Они не без основания рассчитывали, освободившись из-под опеки Красноярска, стать полновластными и практически бесконтрольными начальникам на подведомственной территории.

 

Возвращение к истокам

История развивается по спирали. В путинскую эпоху наступило время «собирать камни». На берегах Енисея самым значительным событием стало возвращение в край Таймыра и Эвенкии. Тогда на волне успеха референдума 2005 года некоторые красноярские политики заговорили о создании Енисейского суперрегиона с включением в него не только Хакасии и Тывы. Правда, все это — лишь «гегемонистские» устремления. Никто не собирается делиться властью с Красноярском и теперь. Да это и не требуется. Не просто так еще в декабре Александр Усс, презентовав мегапроект, специально оговорился, что не собирается покушаться на политический суверенитет соседей. Однако серьезная основа для тесной экономической интеграции и вправду существует.

Инициатива Усса пришлась по вкусу и руководству Хакасии и Тывы. Виктор Зимин и Шолбан Кара-оол оценили открывающиеся для подведомственных республик перспективы экономической интеграции. На XV Красноярском экономическом форуме руководители трех соседних регионов подписали соглашение о сотрудничестве.

— Наши территории исторически связаны друг с другом: мы живем на одной реке. Те преференции, которые есть у трех регионов — Хакасии, Тувы и Красноярского края — созвучны, ведь эти субъекты и раньше были переплетены экономическими связями, — отметил глава Республики Хакасия Виктор Зимин. — Сегодня хватило мудрости закрепить их еще и политическим союзом. У нас общие производства, энергетика. И проблемы у нас общие — за развитием не успевает инфраструктура. Сообща, чувствуя плечо друг друга, легче решать совместные вопросы как в территориях, так и на федеральном уровне. Проще добиваться преференций, привлекать инвесторов.

Созвучны мыслям руководителя Хакасии и надежды его тувинского коллеги:

— Создание «Енисейской Сибири» — это возможность для макрорегиона занять свою нишу в экономике страны. А также основа для экономической специализации каждого из участников союза. Несомненный плюс в пользу объединения заключается в том, что мы можем и будем обязаны устранить непродуктивную конкуренцию между регионами, которая сегодня только мешает подъему каждого из них в отдельности и всей Сибири в целом. Кроме того, проект позволит четко увидеть, где нужно сосредоточить больше усилий, инвестиций, управлять потоками трудовых ресурсов, — заявил на форуме руководитель Тывы Шолбан Кара-оол.

 

Москва поможет

Главы регионов не зря говорят о преференциях, например, в налоговой сфере. Идея «Енисейской Сибири» вполне вписывается в политику федерального центра и по освоению зауралья (так называемый «восточный вектор»), и по пространственному развитию страны, о котором 1 марта в своем ежегодном Послании Федеральному собранию РФ упомянул Владимир Путин.

Поддержку главы государства сам Усс считает важнейшим фактором для успеха этого проекта.

— Президент поддержал наше предложение о реализации комплексной инвестиционной программы под названием «Енисейская Сибирь». Это предполагает ускоренное продвижение таких проектов, как железная дорога Элегест — Кызыл — Курагино, развитие региональной авиации, создание группы обрабатывающих производств в рамках так называемой технологической долины, а также современного сельскохозяйственного кластера на западе и юге Красноярского края. У нас появилась реальная перспектива строительства метро и радикального оздоровления экологической обстановки, — подчеркнул врио губернатора в своем отчете о работе исполнительной власти.

Красноярский экономический форум стал первой серьезной площадкой, на которой «Енисейскую Сибирь» постарались наполнить реальным содержанием. Роуд-шоу крупнейших российских компаний, работающих в Сибири, стало презентацией проектов, на которые ФПГ делают ставку в ближайшем будущем. Дело, конечно, не только в сотнях миллиардов рублей инвестиций, которые будут вложены для их реализации.

Положа руку на сердце, заметим, что на каждом КЭФе мы слышим немало подобных пафосных деклараций о намерениях. Важнее, что впервые за последние годы появилась определенная уверенность: что эти перспективы будут реализованы на практике.

— Люди должны поверить, что все это возможно, что это не просто слова, не лозунги, что идеи воплотятся в конкретных шагах. Надо начать работать уже в текущем году. Начать необходимо сразу, используя энергетику Универсиады, чтобы люди видели: дороги лучше стали, аэропорт, экология улучшается. Надо крутиться как белка в колесе, чтобы проекты не остались на бумаге. Федеральный центр в свою очередь окажет поддержку, — заверил вице-премьер федерального правительства Аркадий Дворкович.

Дело не только в патриотизме. Просто ФПГ деваться некуда: западные рынки опустили железный занавес. Вывозить деньги, заработанные в России, во враждебные страны чревато их потенциальной потерей. Санкции против нас будут только углубляться. Волей-неволей капитаны российской индустрии вынуждены заняться развитием родной страны. Краевое начальство очень вовремя уловило, куда ветер дует. Это дает надежду на то, что мы первыми среди других сибирских регионов получим самые жирные сливки от новых экономических реалий.

просмотры: 984
Чтобы активировать просмотр электронных материалов Издательского Дома «Реноме» необходимо .
OOO "РЕНОМЕ" (С) 2005 - 2024
Наш адрес: 660077, г.Красноярск, пр.Молокова, 40
(391) 276‒02‒57 многоканальный
(391) 277‒06‒66
(391) 276‒03‒57

Разработка RILMARK®

RENOME № 03 (206) БСМП № 20 ПЯТЬДЕСЯТ СЛАВНЫХ ЛЕТ № 1
ООО «ПромСтрой» № 1 Каталог учебных и творческих работ «Школа. Учитель. Искусство» № 1 «Управления по охране объектов цветной металлургии» № 1
КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж № 1 им. М. Горького» № 1 Красноярская буровая компания № 1 ООО СК «Сибирь» № 1
Говорит красноярск № 55 ГУФСИН РОССИИ  ПО КРАСНОЯРСКОМУ КРАЮ № 4 МАЯКМЕТАЛЛ № 2
Группа компаний «АВАНГАРД» № 1 ООО «Назарово Агро» № 2 Маргарита Николаева № 1
ИТС Сибирь № 2 СПЕЦПРОЕКТЫ ИД «РЕНОМЕ» № 2 Магсибмет № 1
Референтный центр № 1 Оберег № 5 Красноярский строительный техникум № 1
МП «МУК Красноярская» № 1 Канский политехнический техникум № 1 Девять вех № 2
Дивногорский колледж-интернат олимпийского резерва № 1 СТЭМ № 1 Про Регби № 3-4 (80-81)
Медика-Восток № 1 Говорит Красноярск о здоровье № 53 Промоборудование № Насосные станции повышения давления
КАНСК 375 № 1 На страже закона № 1 40 лет регби в Красноярске № 40 лет регби в Красноярске