просмотры: 520

Куда везти промышленные и коммунальные отходы?

Текст: Виктор Николаев Фото: архив «Реноме»
В Красноярске, развитом мегаполисе с населением более 1 млн человек, существует серьезная экологическая проблема, связанная с захоронением промышленных отходов.

 


Проблема эта в публичном пространстве оказалась как бы в тени так называемого «черного неба» — участившихся режимов неблагоприятных метеорологических условий (НМУ), однако, по мнению ряда специалистов, незаслуженно. Ведь в черте Красноярска находятся две проблемных площадки: объект рекультивации «Шинник», расположенный на правом берегу Енисея, где принимаются твердые коммунальные отходы, и объект рекультивации «Бадалык», где ведется захоронение отходов 3-го, 4-го и 5-го классов опасности.

Между тем еще в октябре 2008 года в пункт 5 статьи 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» было внесено изменение, напрямую запрещающее захоронение отходов в границах населенных пунктов. За комментарием мы обратились к Сергею Шахматову, заместителю председателя Российской экологической партии «Зеленые», депутату Красноярского горсовета.


— Сергей Александрович, как обстоят дела в Красноярске с полигонами для вывоза ТКО и промышленных отходов, насколько законна их деятельность? 


— Объект рекультивации «Шинник» находится рядом с жилой зоной, в черте города, что напрямую противоречит действующему законодательству. В августе этого года заканчивается договор аренды, и представители городской общественности вышли с предложением к мэру, где попросили не продлевать действие данного документа. Арендатор же настаивает на продлении договора, мотивируя тем, что объект не полностью заполнен, а значит, нет возможности перейти к биологической, завершающей стадии рекультивации. Так или иначе «Шинник» близок к закрытию, и на весь миллионный город в этом случае останется только одна площадка для захоронения промышленных отходов — объект рекультивации «Бадалык», расположенный на левом берегу Красноярска в городской черте. Но и этот объект работает в разрез с действующим законодательством, здесь также необходимо запрещать приемку промышленных отходов и проводить завершающую стадию рекультивации. Решение по открытию этого объекта принималось еще в 90-е годы прошлого века. В 2008 году законодательство в этой части поменялось и запретило размещение полигонов с промышленными отходами в границах населенных пунктов. Логичным было бы сразу остановить работу на объекте рекультивации «Бадалык», завершив его технологический этап, то есть заполнение промышленными отходами, и приступить к биологической части — укладке грунта, черноземного слоя, посадке деревьев, кустарников, травы. Однако объект, несмотря на многочисленные жалобы жителей п. Бадалык, мкрн Солнечный, обращения от активистов красноярских «Зеленых», городской общественности, многочисленные сюжеты на радио и телевидении, по сегодняшний день продолжает работу, хотя и со штрафами. К примеру, в 2019 году Советский районный суд по иску Росприроднадзора оштрафовал ООО «Вторичные ресурсы Красноярск», осуществляющее приемку промышленных отходов на объекте рекультивации «Бадалык», на 50 тыс. рублей. Учитывая уровень доходности этого бизнеса, наказание, скажем, не такое уж суровое.


В то же самое время суд Советского района вынес на порядок более жесткое решение по поводу деятельности полигона промышленных отходов «Северный», вполне рабочего, находящегося за чертой города и соответствующего всем необходимым нормативам. По моему мнению, суд приостановил деятельность на площадке ООО «Юрма-М» по чисто формальному поводу, не вникнув в суть дела. Согласно разрешительной документации полигон рассчитан на 1 млн 400 тыс. тонн емкости, а загружено в него на период 2016 года было чуть более 500 тыс. тонн отходов. Однако суд в своем вердикте опирался на некий проект, согласно которому емкость полигона значительно меньше. Таким образом, порядка 400 тыс. тонн оказались «лишними», и суд обязал ООО «Юрма-М» не только остановить работу полигона, но и вывезти в двухмесячный срок эти отходы на другой ближайший полигон.


— А таковым является объект рекультивации «Бадалык», поскольку других площадок для приемки промышленного мусора сейчас просто нет?  


— Именно так! Малому предприятию «Юрма-М» предлагается вскрыть законсервированный полигон с промышленными отходами, расположенный за чертой города, загрузить тысячи и тысячи «КамАЗов» перегнивающей массой, находящейся в смешанном состоянии и перевезти весь этот экологически небезо-пасный груз на объект рекультивации «Бадалык», находящийся в черте Красноярска, что напрямую противоречит текущему законодательству, я уже не говорю об экологическом вреде для Красноярска в целом! Да еще и заплатить арендатору участка под объектом «Бадалык» огромные деньги за размещение этого опасного груза. «Юрма-М» ни одно из предъявленных ему нарушений не признает и апеллирует во всевозможные инстанции, но даже если компания абсолютно не права, и решения судов вполне адекватны букве закона и доказательной базе, ситуация все равно выглядит абсурдной. Особенно на фоне решения по «Бадалыку», где к компании «Вторичные ресурсы Красноярск» суд отнесся вполне лояльно, наказав минимальным штрафом вместо решения о запрещении деятельности в части принятия отходов.


— Может ли продолжать работать объект рекультивации «Бадалык», поскольку запущен он был до внесения поправок от 2008 года? 


— Поскольку закон обратной силы не имеет, понятно, что нельзя было заставить арендаторов участка вывезти в 2008 году накопленные отходы за черту города. Но дальнейшую работу по приемке грузов на этом объекте следовало было приостановить. Однако прием отходов продолжается. Мы, красноярские «зеленые», внимательно наблюдаем за ситуацией уже более трех лет. Раз в квартал изучаем космоснимки, обмеряем GPS-трекерами высоту накопленных на «Бадалыке» отходов. Можно, кстати, посмотреть на угрожающе нависающую мусорную гору «Бадалыка» с точки, расположенной недалеко от дороги, сразу же за центральным въездом на одноименный городской погост; проблема видна, что называется, невооруженным глазом.


По нашим расчетам, на «Бадалыке» накопилось до полутора миллионов тонн отходов. То есть объект не только уже рекультивирован в своей геологической части, а явно «перерекультивирован» и с каждым привезенным грузом превращается в высоконагружаемый объект. Но почему-то наши надзирающие структуры, в частности природоохранная прокуратура и Росприроднадзор по Красноярскому краю, не проявляют должной инициативы. К примеру, перед закрытием полигон «Северный» посещало множество выездных проверок, многие результаты которых, кстати, успешно оспорены собственниками. Процесс этот не закончен, и в настоящий момент, возможно, у компании «Юрма-М» хватит энергии и силы вернуть «Северный» к рабочему состоянию, тем более что у полигона имеется действующая лицензия, оставленная в силе опять же по решению суда, состоявшегося через полгода после закрытия площадки. Кстати, это было бы хорошим подспорьем для Красноярска на период некоторого времени ввиду сложившейся экстренной ситуации. Ведь по большому счету полигон «Северный», выполненный по вполне адекватному проекту, расположенный за чертой города, имея рабочий потенциал, вынужденно остается законсервированным.


 Что же касается объектов рекультивации «Бадалык» и «Шинник», то их, как предписывает закон, необходимо не только закрыть, но и обязать арендаторов — ООО «Вторичные ресурсы Красноярск» и группу компаний «Экоресурс» — приступить к биологическому, завершающему этапу рекультивации. Причем не по старым проектам, которые не соответствуют современным нормам, а по новым. А в довесок контрольно-надзорным органам посчитать и предъявить арендаторам этих земельных участков весь экологический ущерб, нанесенный землям Красноярска за превышение объемов размещения отходов потребления и производства, которые, только по нашим самым скромным расчетам, больше проектных на «Шинниках» в 2 раза, на «Бадалыке» в 1,5 раза. Это сотни миллионов рублей, которые и следует потратить на современные проекты рекультивации этих огромных свалок, чтобы не залезать в карман к нам — горожанам.


— Но если «Шинник» и «Бадалык» закрыть, то вывозить промышленные отходы 3-го, 4-го и 5-го классов опасности будет просто некуда? 


— Действительно это так, и это в миллионном городе с развивающейся промышленностью. Проблема требует незамедлительного решения: необходимо спешно подготавливать разрешительные документы на открытие как минимум двух новых полигонов, расположенных за городской чертой, возможно, выступить с инициативой по возвращению к рабочему состоянию полигона «Северный», способного, согласно действующей лицензии, принимать промышленные отходы либо провести реконструкцию имеющегося единственного работающего по закону краевого полигона «Автоспецбаза». Но почему-то активность в этом направлении пока отсутствует. Полагаю, что настала пора проявить политическую волю краевым и городским властям, поскольку ситуация становится крайне нездоровой. На мой взгляд, просматриваются все признаки передела рынка с попыткой его монополизировать. А это значит, что в будущем платить все мы будем только больше и больше!

OOO "РЕНОМЕ" (С) 2005 - 2020
Наш адрес: 660077, г.Красноярск, пр.Молокова, 40
(391) 276‒02‒57 многоканальный
(391) 277‒06‒66
(391) 276‒03‒57

Разработка RILMARK®