Первый железнодорожный мост через Енисей наряду с Эйфелевой башней был удостоен Гран-при Всемирной выставки в Париже как чудо инженерной мысли. И действительно, строивший мост инженер Евгений Кнорре сотворил шедевр: его детище простояло 100 лет. За это время вес проходивших по нему составов увеличился в 20 раз, и мост спокойно перенес нагрузку, ведь он был спроектирован с 52-кратным запасом прочности.
Официально название «Красноярская железная дорога» появилось в годы первых пятилеток, точнее, в 1936 году, когда из Транссиба была выделена самостоятельная красноярская магистраль. За пять оставшихся до войны лет красноярцы смогли в два раза увеличить объем грузооборота.
Грянула война. В столицу края стали прибывать эшелоны с эвакуированными промышленными предприятиями. Буквально в чистом поле, за считанные месяцы, они начинали производить продукцию для фронта, которая отправлялась на запад опять-таки по железной дороге. Так красноярские железнодорожники внесли свой вклад в Победу и заложили основу индустриального каркаса Красноярского края.
Особый период в истории магистрали — 60–80-е годы прошлого века. Один за другим возникали на красноярской земле промышленные гиганты. И каждому из них требовались услуги железной дороги. В край шли составы с материалами, оборудованием. Обратно — с готовой продукцией. В это время мощного индустриального взлета края в сутки по железнодорожному мосту проходило до 120 поездов. Была создана современная сеть дорог, охватывающая юг и север региона.
Самый славный период в истории Красноярской железной дороги связан с именем Геннадия Фадеева. В бытность его начальником дороги были построены сортировочная станция Красноярск—Восточный, мост 777, а также новые жилые кварталы в городах края, школы, больницы, детские сады. Благодаря железнодорожникам появился и знаменитый стадион «Локомотив» — самый современный в то время спортивный объект краевого центра.
И не зря бывший начальник Красноярской железной дороги стал впоследствии первым российским министром путей сообщения России и первым президентом ОАО «РЖД».
Сегодня красноярская магистраль вновь переживает период бурного развития, связанный с реализацией на территории края масштабных инвестиционных проектов. Достаточно сказать, что инвестиционная программа 2019 года почти в два раза превышает программу 2018 года.
Значительная часть этих средств направляется на расширение пропускных способностей так называемого Южного хода — участка магистрали от Междуреченска до Тайшета. Эти работы связаны с предстоящим строительством новой магистрали Элегест — Кызыл — Курагино. Серьезно обновляется локомотивный парк дороги. Уже в текущем году вступят в строй 88 новых грузовых электровозов «Ермак» (серии 3ЭС5К и 2ЭС5К), а на станции придут 38 новых маневровых тепловозов. Беспрецедентными темпами растут объемы грузоперевозок. Так, в прошлом году установлен рекорд десятилетия, однако по результатам первого полугодия 2019 года он может быть перекрыт.
А впереди еще более значительные перспективы. Они связаны и с межрегиональным экономическим проектом «Енисейская Сибирь», и с развитием грузовых перевозок между странами Европы и Азиатско-Тихоокеанского региона. Транссибирская магистраль и ее часть — Красноярская железная дорога — могут стать главным мостом, соединяющим народы и континенты.