просмотры: 81

Красноярск–2030: амбиции и кондиции

Текст: Александр Чернявский
Как будет развиваться столица края после Универсиады?

 


К 12 марта в Красноярске финишировала Универсиада. Крупнейший студенческий спортивный форум во многом определил векторы развития столицы края в последние годы. Подготовка к Всемирным студенческим играм держала в хорошем тонусе не только региональное и муниципальное начальство, но строителей, работников бюджетной сферы, силовиков и т. п.

Можно, конечно, дискутировать о качестве этой подготовки и эффективности потраченных на форум 80 млрд рублей, но очевидный прогресс в преображении города за последние годы вряд ли кто-то рискнет оспаривать.


Возникает резонный вопрос — а что дальше? Сможет ли Красноярск сохранить набранный темп развития и на всех парах устремиться к столь любимой губернатором Александром Уссом и градоначальником Сергеем Ереминым «столичности»? Некоторые вообще ставят вопрос предельно жестко: «А есть ли жизнь в Красноярске после Универсиады?»


Вопросы не праздные. И волнуют они не только чиновников и депутатов, но и все городское сообщество. Особенно авангардную его часть, для которой понятие «качество жизни» не пустой звук. В конце концов, от этого зависят жизненные траектории, которые будут выбирать подрастающие поколения красноярцев. Останутся ли сибиряки на берегах Енисея и смогут ли найти применение своим талантам на малой родине? Или устремятся в Москву прочь от «черного неба» и некомфортного существования?


На часть этих вопросов муниципальное начальство с помощью красноярских ученых попыталось ответить в проекте Стратегии социально-экономического развития Красноярска до 2030 года. Депутаты горсовета должны принять ее в этом году. Однако завтрашний день столицы края, естественно, невозможно спрогнозировать даже в самых умных талмудах. Слишком много факторов влияют на реализацию альтернативных сценариев будущего. Попробуем все же этот занавес хоть немного приоткрыть.


 


ПЛАНЫ НАЧАЛЬСТВА


«Основу стратегического планирования развития Красноярска составляет образ будущего эффективного, комфортного, инновационного, экономически и социально стабильного города, предназначенного для жизни людей и реализации их потенциала. Красноярск является столицей края и центральным городом агломерации, он интегрирует человеческие ресурсы, транспортные, финансовые и материальные потоки территории, через систему обширных социально-экономических связей оказывает существенное влияние на развитие Сибирского федерального округа», — так немного возвышенно начинается рассказ о нашем городе в Стратегии-2030. Документ получился интересный. Его смело можно рекомендовать всем любознательным читателям, которых интересуют не только цены в магазине… Из проекта стратегии, например, можно узнать, что Красноярск и в мэрство Эдхама Акбулатова довольно динамично развивался. Развивался несмотря на мощный информационный прессинг его многочисленных врагов и неблагоприятный социально-экономический контекст.


Приведу несколько говорящих цифр. По итогам 2017 года по индексу городского развития Красноярск занял 6-е место из 21. У краевого центра итоговое 7-е место из топ-10 городов в «Рейтинге российских мегаполисов», составленном специалистами медиахолдинга «Эксперт». И далее, «оборот организаций всех форм собственности по всем отраслям экономики в 2017 г. — 874,16 млрд руб., что на 43,3% выше уровня 2012 года». «Объем выполненных строительных работ в городе в 2017 г. составил 28,32 млрд руб., увеличившись по отношению к 2012 г. на 26,9%», — такие данные приводят авторы документа. Упоминается 2012 год не просто так — именно в этом году Акбулатов выиграл мэрские выборы.


Примечательно, что первый вариант Стратегии-2030 лег на стол именно Акбулатова. Случилось это еще в 2016 году. В тот период времени градоначальник отнесся к нему довольно скептически и хода ему не дал. Эдхам Шукриевич всегда отличался «приземленностью» — в облаках прожектерства не витал. Возможно, сыграло свою роль и то обстоятельство, что мэр был сильно погружен в решение сиюминутных проблем и слишком далеко за горизонт не заглядывал. Не до того было.


В нынешней версии проекта развития города также хватает спорных мест. Например, в сюжете газификации Красноярска — важном для многих горожан, озадаченных экологическим неблагополучием. Оказывается, реально газификация начнется на берегах Енисея только после 2023 года. Планируется, что к 2030 году «газовое счастье» обрушится на владельцев 140 тыс. квартир и 57 промышленных объектов.


На городских дорогах появятся около 50 автобусов, работающих на голубом топливе. И для всего этого не потребуется даже тянуть магистральный газопровод из северных районов Сибири. Хватит объемов сжиженного газа. Перспектива неплохая. Правда, в документе не говорится о том, как к ней отнесутся угольные короли, которые при таком сценарии могут потерять большие барыши…


Во всем остальном документ достаточно традиционен. Авторы Стратегии-2030 выделяют три главных вектора развития Красноярска. Они называют их «целями первого уровня». Во-первых, необходимо «сформировать столичный уровень города, обеспечивающий развитие человеческого капитала, успешную реализацию потенциала талантливых, предприимчивых и креативных людей». Во-вторых, наши стратеги видят Красноярск как «центр коммуникации Евразии, многофункциональный ключевой центр компетенций Енисейской Сибири». В-третьих, они полагают, что нужно стремиться «формировать развитое гражданское городское сообщество на основе эффективного партнерства власти, бизнеса и горожан, а также эффективную систему управления современным городом».


Эти наукообразные формулировки не выглядят каким-то оригинальным ноу-хау красноярских разработчиков. Думаю, при желании нечто подобное можно найти во многих аналогичных документах, которые создаются и в других мегаполисах России и за ее пределами. Любопытней выглядит концепция «умного города», на который наши ученые делают особый акцент. Если коротко сформулировать суть этой идеи, то, по мнению авторов Стратегии-2030, необходимо поставить современные технологии на службу городу и горожанам. Это модная для урбанистов тема. По их мнению, именно «умный город» позволит решить многочисленные проблемы Красноярска: от транспортных заторов до реального участия горожан в управлении городом.


В документе можно найти и конкретные целевые показатели, по которым можно будет оценивать эффективность реализации Стратегии. Так, по доле граждан, ведущих здоровый образ жизни, Красноярск через 11 лет должен занять первое место среди городов Сибири. Авторы оптимистично полагают, что к 2030 году можно будет достигнуть в Красноярске средней продолжительности жизни до 80 лет. Показатель обеспеченности жильем к 2030 г. они надеются повысить до 35 кв. м на человека. Немного, конечно, напоминает обещание Михаила Горбачева к 2000 году обеспечить каждую советскую семью отдельной квартирой…


 


ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА


«Суха теория, мой друг, но древо жизни пышно зеленеет», — справедливо заметил один из героев Иоганна Вольфганга фон Гете. То же можно сказать и о всевозможных стратегиях, которых мы за последние пару лет видели немало. Понятно, что для муниципального начальства, которому приходится каждодневно решать множество непростых задачек по нормальному жизнеобеспечению миллионного города, Стратегия-2030 — документ, к которому чиновники явно будут обращаться не каждый день. Куда актуальнее для них планирование на ближайшие годы.


В конце января меня в качестве эксперта пригласили послушать выступление Сергея Еремина о приоритетах развития города. Градоначальник выступал перед городским партхозактивом и членами Общественной палаты Красноярска. Говорил мэр без конспекта более часа, изложив свою версию образа будущего нашего города. Это уже была не теория, а конкретное «приземление на местность» объектов и векторов развития.


— Золотым приоритетом 2019 года является развитие инфраструктуры образования — строительство детских садов и школ. Мы должны выравнивать социальный дисбаланс, когда жилье строится, а садов и школ в шаговой доступности нет. Если все получится, то за 3 года мы получим 19 дошкольных учреждений, — заявил мэр Красноярска Сергей Еремин. — При этом 5 школ построят в Красноярске до 2021 года. Точки строительства там, где возводятся не просто микрорайоны, а мини-города — например, это Пашенный, Бугач. Мы строим школы XXI века, где сконцентрировано все самое современное. Поэтому проекты будущих учреждений больше похожи на «образовательные фабрики». Средства в бюджете на строительство всех детских садов и школ есть.


При этом Сергея Еремина трудно обвинить в «местечковости». Глава Красноярска пытался смотреть на город в глобальном контексте. На мой взгляд, это продуктивный подход.


— Красноярск находится в центре Евразии. И это территориальное превосходство нужно использовать в своих интересах. Мы должны стать центром деловых коммуникаций. В современном мировом городе должен быть пятизвездочный отель с деловым центром. На это смотрит бизнес, когда решает, где проводить переговоры и куда вкладывать ресурсы. В Красноярске должны появляться объекты, соответствующие уровню мирового города. Среди них — аквапарк. На особом контроле возведение оптово-распределительного центра в микрорайоне Северный, который станет первым шагом к новой современной системе продуктовой логистики в городе. Он будет одним из самых современных за Уралом, — отметил глава Красноярска.


Конечно, не все Еремину видится в розовых тонах. Много говорил он о проблемах и путях их решения. Первой среди них он назвал экологическое благополучие. Здесь с градоначальником можно и поспорить. Например, по моему мнению, для многих горожан по своей остроте с «черным небом» вполне может конкурировать клубок транспортных «болячек» — от плохих дорог до жутких автобусов. Где рядом и хронические проблемы в градостроительстве. Впрочем, в какой сфере и отрасли краевого центра дела обстоят хуже — это дело вкуса и личных предпочтений...


 


ГДЕ ВЗЯТЬ РЕСУРСЫ?


Самый принципиальный вопрос, который возникает при изучении проекта Стратегии-2030, звучит просто: а есть ли у нас резервы для воплощения «громадья планов» в жизнь? О возможных проблемах пишут и авторы документа. Они признают, что конкуренция за ресурсы между регионами РФ только возрастает. И это вполне понятно: денег в федеральной казне особо не прибавляется, а условия их получения все больше ужесточаются.


Очевидно, что Красноярску не стоит надеяться на особое отношение к себе федеральных чиновников в ближайшие годы. Столице края и так грех жаловаться: благодаря Универсиаде регион на свое развитие получил куда больше любого из сибирских регионов. Можно не сомневаться, отныне каждый рубль из Москвы будет доставаться краю после немалых лоббистких усилий команды Александра Усса.


Не сказать, что здесь все безнадежно. Краю уже удалось неплохо «вписаться» в федеральную программу экологического оздоровления, в которую включены Красноярск и Норильск. Краевой центр может рассчитывать на 68,69 млрд руб., а столица индустриального Заполярья — на 123,44 млрд руб. Наверняка региону удастся попасть и в новые национальные проекты, которые инициировал Владимир Путин.


В качестве местной фишки наиболее перспективной выглядит тема празднования 400-летнего юбилея Красноярска, который будет отмечаться в 2028 году. Раньше под такие события федеральное правительство нередко выделяло солидные средства. И все же самое надежное в нынешней социально-экономической ситуации — опираться на собственные силы. Это означает тащить на берега Енисея инвестиции под перспективные проекты, зажигать зеленый свет малому и среднему бизнесу, встряхнуть экономическую жизнь провинции. Но это уже другая история.

 

Юрий Москвич, политолог, полномочный представитель Президента РФ в Красноярском крае (1991–1998 гг.), заместитель министра региональной политики Правительства РФ (1999–2000 гг.):

— Край стал одним из пространств битвы над, казалось бы, формальным текстом: бумагой со списком пожеланий о будущем. Было разработано как минимум четыре проекта стратегии и только недавно Заксобрание утвердило самый упрощенный короткий текст документа. На его основе была создана и Стратегия развития Красноярска.

Борьба шла между разными версиями завтрашнего дня: будущего как развития на основе планов глобальных компаний в регионе и при этом неясной судьбой 85% самозанятого населения края, а также вариантом будущего с равномерным развитием районов, городов и отраслей края. В конце концов победил вариант, отчасти согласованный с Указом Президента от 7 мая 2018 года, говорящий о развитии страны. Правда, пока без особых цифр и значимых показателей.

Сейчас все в основном ориентируются на возможные ресурсы 12 проектов Путина и на определенный эффект инвестпрограммы «Енисейская Сибирь». При этом будущее глобальных компаний, работающих в регионе, из-за санкций выглядит крайне туманным. Стратегия-2030 по этой причине стала собранием еще больших «хотелок» развития, чем политически мотивированных целей.

Ключевым дефицитом всех вариантов стратегий развития края и Красноярска является отсутствие понимания и механизмов превращения самозанятого населения в фактор предпринимательского развития края. Он по-прежнему выглядит как регион с типичными проблемами «голландской болезни» и власти, живущей в ожидании чуда. Мы живем в довольно нестабильное время. И, возможно, вообще стоило повременить с утверждением подобных стратегий. Пока не станет четко понятно, как и какими ресурсами в сложившихся условиях можно управлять.

OOO "РЕНОМЕ" (С) 2005 - 2019
Наш адрес: 660077, г.Красноярск, пр.Молокова, 40
(391) 276‒02‒57 многоканальный
(391) 277‒06‒66
(391) 276‒03‒57

Разработка RILMARK®