Четвертый антимонопольный пакет, вступивший в действие с января 2016 года, привел к существенной либерализации политики в данной сфере. О том, как это повлияло на практику правоприменения, а также о выявленных фактах злоупотребления должностных лиц служебным положением рассказал руководитель Красноярского УФАС России Валерий Захаров.
— Валерий Михайлович, какая работа стоит за цифрами, которые вы озвучили во время состоявшейся 9 декабря пресс-конференции?
— Впервые дата проведения такой встречи точно совпала с Международным днем борьбы с коррупцией. Это стало логичным поводом в очередной раз привлечь общественное внимание к данной проблеме и рассказать, что нам удалось сделать на этом фронте. В работе регионального антимонопольного органа большой блок связан с контролем за соблюдением органами власти норм здоровой конкуренции при проведении госзакупок. При этом динамика прослеживается неутешительная: по данным на 8 декабря 2016 года принято к рассмотрению 2089 жалоб, связанных с нарушением Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Для сравнения, в прошлом году число таких обращений составило 1,5 тысячи — в 1,4 раза меньше. Кроме того, 517 жалоб принято в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции». К слову, громкие процессы, ответчиками на которых сегодня выступают Елена Вавилова, Надежда Маршалкина, Владимир Седов и еще несколько известных должностных лиц, начинались с рассмотрения антимонопольным органом поступивших жалоб. Кропотливая работа антимонопольщиков нередко позволяет обнаружить признаки уголовно наказуемых деяний, и тогда соответствующие материалы мы передаем в правоохранительные органы. Для фигурантов это чаще всего заканчивается плачевно.
— Какие выявленные факты нарушений при проведении госзакупок в крае являются поводом для настороженности?
— Тревогу вызывают искусственные задержки при проведении торгов на получение госконтрактов на строительство некоторых объектов зимних Всемирных студенческих игр, в том числе спортивно-тренерского блока «Снежный» и хафпайп-комплекса. Если следовать озвученным ранее планам, все эти мероприятия должны были закончиться в сентябре-октябре. Однако на деле даже по самым оптимистичным прогнозам процесс завершится лишь к концу декабря. В общей сложности УФАС по Красноярскому краю в 2016 году зафиксировано более 100 жалоб на организацию торгов по объектам Универсиады. Всю собранную информацию мы передаем в правоохранительные органы. Учитывая, какой объем подготовки еще впереди, сложно отнестись к этим фактам без настороженности. Еще несколько тем в этом году прозвучали остро, в частности, региональный антимонопольный орган вынес предупреждение, касающееся общественных слушаний по проекту схемы теплоснабжения г. Красноярска. Выявлены также случаи применения незаконных схем со стороны участников торгов, имеющих непосредственное отношение к лекарственному обеспечению населения края.
— С чем связан нарастающий поток жалоб на муниципальных заказчиков, и к чему приводят незаконные действия чиновников?
— Причин увеличения числа жалоб на действия недобросовестных муниципальных заказчиков можно назвать несколько. Это связано и с несовершенством законодательных актов, и с формированием на рынке определенных структур. Создаются компании, которые выходят на торги не с целью честно их выиграть, а для таких форм отношений, как, например, откаты. Иногда подобным структурам выгодно искусственно затягивать сроки рассмотрения дел в нашем ведомстве. Они пользуются тем, что по закону антимонопольный орган обязан рассматривать все обращения, даже если это пустышка. Наша миссия — пресекать действия тех, кто в корыстных целях пользуется властью или своим экономическим потенциалом. Административные меры, предусмотренные за нарушение антимонопольного законодательства, внушительны. Оборотные штрафы, взыскание незаконно полученных доходов, — это миллионы рублей. Не говоря уже о тех материалах, которые мы передаем в правоохранительные органы.
Убежден, что в 2017 году будет шире применяться на практике дисквалификация проштрафившихся чиновников. Однако функции антимонопольного органа — это не только «меч карающий». В прошлом году произошла достаточно серьезная либерализация, и сейчас мы обязаны в письменной форме предупредить, что последует, когда органы власти или хозяйствующие субъекты будут продолжать вести себя неправильно. Если ответчик к этому предупреждению относится содержательно, выполняет предъявленные требования, то возбуждения дела не будет. В любом случае, мы стараемся сделать все, чтобы нарушение антимонопольного законодательства стало делом нерентабельным.