АРХИВ ПУБЛИКАЦИЙ / RENOME / 06 (110) 2015 (07.07.2015)

Конкурс на вылет, или Неестественный отбор

Текст: Александр Белов
Ситуация с лесными пожарами в Красноярском крае в этом году сложилась напряженная. Леса полыхают в труднодоступных зонах северных территорий, куда вовремя доставить людей и технику можно только силами авиации. Ежегодно КГАУ «Красноярская база авиационной и наземной охраны лесов» (или, как его чаще называют, Лесопожарный центр) проводит конкурсный отбор авиапредприятий, способных предоставить такие услуги. И в течение нескольких лет в числе победителей — компания «Восток-Авиа», с 2015 года имеющая в собственности два самолета и несколько договоров аренды воздушных судов с авиаперевозчиками в регионах СФО. Другие претенденты располагают солидными собственными авиапарками и подготовленными летными составами, выполнявшими аналогичные госзадания раньше. Не вызывает удивления, что 16 июня 2015 года Арбитражный суд Красноярского края признал соответствующие договоры ООО «Восток-Авиа» и Лесопожарного центра, заключенные в 2014 году, недействительными.
Этому событию предшествовало множество проверок, выявивших многочисленные нарушения закона «О защите конкуренции». Еще в прошлом году ре-гиональный антимонопольный орган установил, что у «Восток-Авиа» на момент проведения закупок в феврале 2014 года отсутствовал собственный авиапарк (за исключением единственного самолета), что само по себе вызывает вопросы. Не были подтверждены и права на использование  части представленных на рассмотрение конкурсной комиссии арендованных единиц воздушной техники, поскольку сроки договоров аренды на них истекали раньше, чем заканчивался сезон проведения заявленных работ. К тому же при детальном изучении конкурсного предложения этого авиапредприятия выяснилось, что часть воздушных судов вообще была непригодной для полетов в связи с окончанием срока действия сертификатов летной годности. Были выявлены и факты неточного учета ресурса планера и основных агрегатов, что, как известно, отрицательно сказывается на безопасности полетов и может повлечь катастрофические последствия. При всем том комиссия по закупкам, в составе которой работают опытные специалисты, рекомендует выбрать в качестве способа определения подрядчика закупку у единственного исполнителя и заключить договоры с ООО «Восток-Авиа» и частично с ГП КК «КрасАвиа».

Закономерно, что 4 сентября 2014 года УФАС по Красноярскому краю признало общество с ограниченной ответственностью «Восток-Авиа» нарушившим закон «О защите конкуренции» в части предоставления недостоверных сведений в конкурсном предложении, поданном с целью заключить контракты на оказание авиационных услуг по тушению лесных пожаров и патрулированию лесных фондов. Затем дело последовательно разбиралось в арбитражных судах. В итоге за небольшими исключениями все инстанции подтвердили выводы антимонопольщиков, не удовлетворив апелляции авиапредприятия, допустившего явные отступления от норм честной конкуренции.

Кроме того, 16 июня 2015 года Арбитражный суд Красноярского края удовлетворил другой иск Федеральной антимонопольной службы (дело № А33-19621/2014). По этому решению договоры между КГАУ «Красноярская база авиационной и наземной охраны лесов» и ООО «Восток-Авиа» признаны недействительными.

При этом выводы УФАС России по Красноярскому краю и принятые решения регионального Арбитражного суда странным образом лишь укрепили представителей конкурсной комиссии Лесопожарного центра в решении и далее пользоваться услугами именно компании «Восток-Авиа». Причем на этот раз одной процедурой оформлены их официальные отношения сразу на два сезона 2015–2016 годов. И это не взирая на то, что фактически ситуация не изменилась к лучшему: необходимого парка собственной авиатехники у предприятия по-прежнему нет, зато возникают многочисленные проблемы с собственными и арендованными судами. Взять хотя бы недавнее происшествие: 19 июня этого года, в разгар пожаров, принадлежащий «Восток-Авиа» Ан-2 не вышел на связь. На борту находились четыре человека: два пилота, два летчика-наблюдателя. Как позднее выяснилось, судно, выполнявшее авиапатрулирование, совершило аварийную посадку в Кежемском районе Красноярского края. По данным МЧС, в поисковых работах были задействованы 92 человека и 10 единиц техники. К счастью, никто не пострадал, но самолет получил механические повреждения. А операция по спасению обошлась государству в круглую сумму.

До этого 10 мая в Богучанском районе Ан-2 той же компании выполнял рейс по заявке Лесопожарного центра. После разбега по взлетной полосе самолет резко затормозил, сместился с полосы и зарылся носом в землю. Эти факты вызывают обоснованные сомнения в надежности услуг по авиапатрулированию и тушению пожаров, которые может предоставить компания, не имеющая достаточного количества готовых к полетам воздушных судов и летного состава.

Поскольку речь идет о выполнении госзадания, уместно задать и другой вопрос: насколько качественно ООО «Восток-Авиа» справляется с принятыми договорными обязательствами, в частности с доставкой пожарных к месту ликвидации возгораний? И почему Лесопожарный центр вынужден был в разгаре пожароопасного сезона провести дополнительные закупки, привлекая при этом виды техники, не заявленные ранее?

— По той информации, которой мы располагаем, в настоящее время в Красноярском крае для авиапатрулирования и тушения пожаров на территории лесного фонда используется порядка 20 бортов, каждый из которых имеет сертификат летной годности и действующее свидетельство эксплуатанта. Квалификация пилотов соответствует установленным требованиям. При этом используются воздушные суда различных типов, — пояснили в Красноярском межрегиональном территориальном управлении воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта. — В частности, Лесопожарный центр оформил соответствующие документы, в том числе свидетельство эксплуатанта, на вертолет АС 350, и в настоящее время воздушные суда такого типа применяются для подобных работ. Спе-цифика нашего региона такова, что одна небольшая компания не может обеспечить весь комплекс услуг, связанных с защитой лесов. Поэтому Лесопожарный центр ищет на рынке нескольких перевозчиков, отвечающих заданным условиям. А наша задача — контролировать законность использования воздушных судов, проверить наличие сертификатов летной годности и проследить, чтобы квалификация летного состава была соответствующей. Что касается аварийной посадки самолета в Кежемском районе края 19 июня 2015 года, то в настоящее время обстоятельства этого происшествия расследует Межгосударственный авиационный комитет. И только после проведения экспертизы двигателя будет установлено, в чем причина.

Еще один вопрос, требующий разъяснений, — стоимость услуг, которые оказывает авиакомпания. Цена летного часа по всем площадкам базирования согласно данным, указанным в приложении к дополнительному соглашению с «Восток-Авиа» на этот год, превышает планку, установленную с учетом уровня инфляции (5,5%). И к тому же существенно опережает в темпах роста средние расценки на рынке авиауслуг в нашем крае и СФО. Например, утвержденная на 2015 год цена одного летного часа воздушного судна Ан-2, которое базируется в Богучанах, составляет у ООО «Восток-Авиа» 56 440 рублей. А по объективным данным экспертов, средняя стоимость одного летного часа при использовании Ан-2 на этой территории не превышает 52 тыс. руб-лей, иными словами, цена услуги завышена «Восток-Авиа» как минимум на 8,5%. Поражает при этом позиция государственных органов, в частности министерства природных ресурсов края, которое отказывается рассматривать вопрос о завышении ООО «Восток-Авиа» стоимости летного часа, ссылаясь на то, что данные вопросы не в его компетенции. Счетная палата Красноярского края также не стала проводить соответствующую проверку законности использования бюджетных средств КГАУ «Лесопожарный центр». Однако точку в этой ситуации ставить рано. Каждое действие или бездействие всегда имеет ту или иную подоплеку. Какую именно, выяснят надзорные органы.

— 22 июня 2015 года УФАС России по Красноярскому краю вынес определение о возбуждении дела № 248-11-15 по признакам нарушения пункта 3 части 4 статьи 11 федерального закона «О защите конкуренции», — отметили  в УФАС по Красноярскому краю. — Речь идет о нарушении, выразившемся в достижении соглашения, которое создало другим хозяйствующим субъектам препятствие к доступу на товарный рынок транспортных услуг для выполнения лесоавиационных работ по патрулированию земель лесного фонда в Красноярском крае. Создана комиссия, которая будет рассматривать данное дело. ®

просмотры: 2145
Чтобы активировать просмотр электронных материалов Издательского Дома «Реноме» необходимо .
OOO "РЕНОМЕ" (С) 2005 - 2024
Наш адрес: 660077, г.Красноярск, пр.Молокова, 40
(391) 276‒02‒57 многоканальный
(391) 277‒06‒66
(391) 276‒03‒57

Разработка RILMARK®

RENOME № 03 (206) БСМП № 20 ПЯТЬДЕСЯТ СЛАВНЫХ ЛЕТ № 1
ООО «ПромСтрой» № 1 Каталог учебных и творческих работ «Школа. Учитель. Искусство» № 1 «Управления по охране объектов цветной металлургии» № 1
КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж № 1 им. М. Горького» № 1 Красноярская буровая компания № 1 ООО СК «Сибирь» № 1
Говорит красноярск № 55 ГУФСИН РОССИИ  ПО КРАСНОЯРСКОМУ КРАЮ № 4 МАЯКМЕТАЛЛ № 2
Группа компаний «АВАНГАРД» № 1 ООО «Назарово Агро» № 2 Маргарита Николаева № 1
ИТС Сибирь № 2 СПЕЦПРОЕКТЫ ИД «РЕНОМЕ» № 2 Магсибмет № 1
Референтный центр № 1 Оберег № 5 Красноярский строительный техникум № 1
МП «МУК Красноярская» № 1 Канский политехнический техникум № 1 Девять вех № 2
Дивногорский колледж-интернат олимпийского резерва № 1 СТЭМ № 1 Про Регби № 3-4 (80-81)
Медика-Восток № 1 Говорит Красноярск о здоровье № 53 Промоборудование № Насосные станции повышения давления
КАНСК 375 № 1 На страже закона № 1 40 лет регби в Красноярске № 40 лет регби в Красноярске