АРХИВ ПУБЛИКАЦИЙ / RENOME / 02 (106) 2015 (15.03.2015)

Конкуренция: законы пишутся для всех

Текст: Александр Белов
На долю Красноярского края приходится около пятой части всех российских лесных угодий. Одна из сезонных опасностей, угрожающая таежным массивам, — выгорание, поэтому столь важна эффективная защита от этого бедствия на земле и с воздуха. Осуществление мер пожарной безопасности сегодня возложено на КГАУ «Красноярская база авиационной и наземной охраны лесов». Эта организация находится в ведомственном подчинении регионального министерства природных ресурсов и экологии и получает соответствующие государственные задания. Для их надлежащего выполнения на конкурсной основе ежегодно привлекаются авиакомпании, имеющие в своем распоряжении воздушные суда с  определенными характеристиками и опытные экипажи.
В течение нескольких лет с этой ответственной миссией успешно справлялись подтвердившие свою надежность авиапредприятия: ГП КК «КрасАвиа» и ООО «АэроГео». Впрочем, как выяснилось, в обход норм федерального закона о конкуренции получить подобный подряд может и компания, представившая на конкурс заведомо недобросовестную информацию, удовлетворяющую заданным критериям только на бумаге.

По Уставу КГАУ «Красноярская база авиационной и наземной охраны лесов» является автономной организацией, созданной на базе госструктуры, а значит, финансируется ее деятельность за счет субсидий на выполнение государственных заданий. Как и во всех бюджетных учреждениях, один из решающих факторов при выборе компаний-подрядчиков — обеспечение оптимальных цен на выполнение услуг. Имея автономный статус, Красноярская база авиационной и наземной охраны лесов вправе осуществлять закупки в соответствии с нормами ФЗ № 223, то есть по условиям специального Положения о закупках товаров, работ и услуг, разработанного и утвержденного в этой организации. В рамках Положения закупка транспортных авиауслуг для патрулирования лесных массивов и тушения лесных пожаров (а это основной вид деятельности учреждения, который финансируется из бюджета) осуществляется у единственного поставщика.

В информации, которая датирована 2009 годом и размещена на сайте организации, указано: «С целью ухода от процедуры конкурсов, из-за чего на неоправданные сроки задерживалось заключение договоров на дополнительное количество воздушных судов, а также из-за постоянных задержек в приобретении противопожарного инвентаря и снаряжения КГУ «Красноярская база авиационной охраны лесов» стало автономным учреждением (КГАУ). В дальнейшем это позволило принимать адекватные меры по охране и защите лесов от пожаров, благодаря чему возрос процент пожаров, потушенных с применением авиационных сил и средств, сократились площади, пройденные огнем».

Закупки при этом могут проводиться как в форме открытых конкурсов и аукционов, так и через запрос ценовых котировок или же запрос предложений — именно этот, четвертый вариант был взят за основу в 2014 году. По сути, это способ определения подрядчика в сокращенные сроки без проведения торгов, а выбор осуществляется заказчиком по своему усмотрению независимо от наличия конкурирующего рынка. Информация о потребностях в тех или иных услугах при таком подходе доводится до неограниченного круга лиц с помощью объявлений, которые размещаются на официальном сайте организации и специальном сайте закупок. Кроме того, извещения могут напрямую рассылаться заинтересованным юридическим лицам.

Именно так и поступило руководство Красноярской базы авиационной и наземной охраны лесов. Текст соответствующего извещения появился на сайте организации 7 февраля 2014 года, а подать предложения необходимо было до 17 февраля. Однако, поскольку 26 февраля краевое министерство природных ресурсов и экологии внесло изменения в государственное задание, срок рассмотрения предложений был продлен до 28 числа того же месяца. По итогам «в финал» вышли четыре авиапредприятия из шести участвовавших: ГП КК «КрасАвиа», ООО «АэроГео», ООО «Восток-Авиа» и ООО Авиакомпания «Енисей».

Важно отметить, что в извещении, о котором идет речь, в соответствии с действующим законодательством должны быть указаны все обязательные сведения, необходимые для формирования предложений. Это и понятно: иначе как участники процедуры смогут узнать, какую информацию нужно представить? На деле же в тексте извещения, опубликованного 7 февраля, а затем и в более поздней его редакции часть сведений о критериях отбора отсутствовала — в частности, о типе воздушных судов, необходимых для работы на разных участках.

Компания ООО «АэроГео», претендуя на этот контракт, добросовестно представила все указанные в извещении сведения. Кроме того, рассчитывать на успех этой авиакомпании позволяли стаж и опыт проведения таких работ в предшествующие годы. Однако при всех заслугах в списке победителей этого предприятия не оказалось. Основанием для отказа стал якобы не вполне подходящий для выполнения указанных работ парк техники. В числе «не соответствующих требованиям» был назван самолет Сessna 206.

Интересно, что, по странному совпадению, во всех случаях, где предложения ООО «АэроГео» и ООО «Восток-Авиа» по стоимости летного часа изначально были одинаковыми, расчетные цены первой компании неизменно оказывались на 500-1000 рублей выше, чем у  второй. В Управлении федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю пришли к выводу, что подобное «сов-падение» невозможно.

В итоге специальная комиссия КГАУ «Красноярская база авиационной и наземной охраны лесов», рассматривавшая пакеты предложений, несмотря на то (а может быть, именно потому), что на данном заседании присутствовали представители региональной Счетной палаты и Красноярского МТУ ВТ, рекомендовала для выполнения работ по охране лесов от лесных пожаров на землях лесного фонда Красноярского края в 2014 году и на период с 2015-го по 2016 год заключить контракты с ГП КК «КрасАвиа» и ООО «Восток-Авиа». При этом выбор второго претендента вызывал у отраслевого сообщества обоснованные сомнения еще в ходе изучения предложений комиссией. Так, Дмитрий Муканов, руководитель авиакомпании «Енисей», заявил о том, что ООО «Восток-Авиа» включило в конкурсное предложение самолет Ан-2, который по факту находится у него в аренде, а значит, права эксплуатировать это воздушное судно у руководства «Восток-Авиа» не было. Однако заявления Муканова не услышали ни члены комиссии, ни представители Счетной палаты Красноярского края, ни специалисты регионального органа Росавиации, которые по странному стечению обстоятельств тоже присутствовали на заседании комиссии по закупкам.

Руководство ООО «АэроГео», не смирившись с необоснованным решением, направило жалобу в Управление федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю. Итогом стало возбуждение двух административных дел и проведение внеплановых проверок деятельности КГАУ «Красноярская база авиационной и наземной охраны лесов» и ООО «Восток-Авиа».

— Длившееся дольше полугода тщательное рассмотрение всех обстоятельств показало, что КГАУ «Красноярская база авиационной и наземной охраны лесов» в ходе проведения процедуры запроса предложений действительно были допущены нарушения требований части 1 статьи 17 ФЗ «О защите конкуренции» по авиапатрулированию земель лесного фонда и по тушению лесных пожаров на землях лесного фонда Красноярского края в 2014 году и плановом периоде 2015–2016 годов, предусмотренных ФЗ от 18.07.2011 № 223 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и Положением о закупках товаров, работ, услуг, утвержденным на заседании наблюдательного совета Красноярской базы авиационной и наземной охраны лесов от 11.02.2013, что привело к ограничению конкуренции, поскольку авиакомпании — потенциальные участники проводимой процедуры — не смогли правильно сформировать заявки о наличии технических возможностей для предоставления транспортных услуг, о которых шла речь, — пояснил Олег Харченко, заместитель руководителя УФАС по Красноярскому краю. — Кроме того, было решено обратиться в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признании полностью недействительными договоров № 1791/14 от 13.03.2014 и № 1790/14 от 13.03.2014 с ГП КК «КрасАвиа» и трех договоров б/н от 13.03.2014 с ООО «Восток-Авиа». А также выделить из дела № 149-17-14 в отдельное производство дело в отношении КГАУ «Красноярская база авиационной и наемной охраны лесов» и ООО «Восток-Авиа» по признакам нарушения пункта 3 части 4 статьи 11 ФЗ «О защите конкуренции» и дела в отношении КГАУ «Красноярская база авиационной и наемной охраны лесов» по признакам нарушения пунктов 8 и 9 части 1 статьи 10 этого же закона.

В настоящее время установлено, что у ООО «Восток-Авиа» на момент проведения закупок отсутствовал собственный авиапарк, необходимый для выполнения такого рода работ, как не было и права пользоваться частью заявленных на рассмотрение комиссии арендованных единиц воздушной техники, поскольку сроки договоров аренды на них истекали ранее. К тому же при изучении предложения этого авиапредприятия выяснилось, что часть воздушных судов будет непригодной для полетов в пожароопасный сезон в связи с окончанием срока действия сертификатов летной годности. Среди арендованных судов, в частности, значился принадлежащий ЦСПК ДОСААФ и переданный ООО «Восток-Авиа» на правах аренды Ан-2, который не может использоваться для выполнения такого вида работ, как авиапатрулирование в пожароопасных лесных зонах, поскольку это противоречит нормативам, установленным Минтрансом РФ.

Удивление в ходе расследования вызвала позиция Красноярской базы авиационной и наемной охраны лесов. Представлявшая эту организацию г-жа Синькова в ходе рассмотрения дела в региональном Управлении ФАС и в Арбитражном суде выступила защитником компании ООО «Восток-Авиа». Не исключено, что именно этот факт стал основанием для возбуждения в Управлении федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю еще одного дела: о наличии сговора между КГАУ «Красноярская база авиационной и наемной охраны лесов» и ООО «Восток-Авиа».

Отдельного упоминания заслуживает ценовая политика «Восток-Авиа», поскольку по некоторым позициям смета на оказание транспортных услуг этой авиакомпанией оказалась необоснованно завышенной. Так, стоимость одного летного часа для такого типа воздушного судна, как А-22, указанная в расчете по месту базирования в Манском районе, составляет 27,5 тыс. рублей, тогда как исходя из реальных затрат она, по мнению экспертов рынка, не превышает 20,5 тыс. рублей. По месту базирования в Ермаковском районе для типа судов Ан-2 расчетная стоимость летного часа, выставленная ООО «Восток-Авиа», достигает 53,5 тыс. рублей, реальная же, высчитанная на основе работы других авиакомпаний в том же районе, — не более 46 тыс.

В калькуляции летного часа не-оправданно «взвинченной» оказалась и цена горючего. Например, в стоимости летного часа самолета А-22 на долю ГСМ приходится 4900 рублей, на один час полета которого расход топлива составляет максимум 18 лит-ров, при этом самолет А-22 заправляется автомобильным бензином Аи-95. Таким образом, по расчету ООО «Восток-Авиа» стоимость 1 тонны данного горючего — 385466 рублей, тогда как на автозаправочных станциях Красноярска в июне 2014 года стоимость 1 тонны автомобильного бензина Аи-95 — порядка 33 тыс. рублей (по данным ОАО «Красноярскнефтепродукт» на 06.03.2015 розничная цена одного литра бензина Аи-95 — 30,4 рубля; оптовая цена одной тонны наливом в бензовоз— 38,1 тыс. рублей). Это ли обоснованные затраты на топ-ливное обеспечение авиаполетов?

Расходы на метеообеспечение в калькуляции «Восток-Авиа» заложены в размере 3018 рублей на все типы воздушных судов во всех районах полетов. Между тем с учетом коэффициентов, установленных приказом Минтранса № 241 (от 17 июля 2012 г.), они не могут превышать 842,5 рубля на самолет А-22, 864,5 рубля — на вертолет R-44, 900 рублей — на самолет С-182 и 1988 рублей — на самолет Ан-2. Аналогичное завышение сумм расходов на авиа-ГСМ и метеообес-печение наблюдается в расчетах на все типы воздушных судов.

Следует отметить, что при заключении корректно сформированных контрактов по стоимости летного часа, основанных на объективных затратах авиакомпании на организацию и обеспечение полетов, общая сумма договоров не превысила бы 149,7 млн рублей, тогда как ООО «Восток-Авиа» предложило свои услуги за 172,5 млн. И это без учета того, что стоимость одного лесопатрульного кольца на А-22 гораздо выше, чем на маневренном вертолете R-44, который использовала для проведения авиалесоохранных работ компания «АэроГео».

В целом же, полагают в ООО «АэроГео», есть весомые поводы, чтобы на некоторые аспекты контрактного сотрудничества КГАУ «Красноярская база авиационной и наземной охраны лесов» и ООО «Восток Авиа» обратила внимание Счетная плата Красноярского края, поскольку именно этот орган занимается контролем эффективного расходования бюджетных средств. Есть основания для проверки объективности и полноты эксперт-но-аналитического мероприятия, проведенного в отношении Красноярской базы авиационной и наземной охраны лесов в 2014 году. По его результатам специалисты региональной Счетной палаты резюмировали, что «средства краевого бюджета, направленные на выполнение государственного задания, израсходованы в соответствии с законодательством, но для обеспечения эффективности деятельности и выполнения задач, стоящих перед КГАУ «Красноярская база авиационной и наземной охраны лесов», средств недостаточно». В письме, направленном ООО «АэроГео» в адрес председателя Счетной палаты Татьяны Давыденко, представлены все эти выводы и сравнительный анализ расчетов.

— Потери бюджетных средств только за один лесопожарный сезон в 2014 году и при анализе лишь двух статей расходов составляют 22,7 млн рублей. А ведь эту сумму можно было бы использовать для финансирования социальных обязательств края и оказания мер поддержки населению, на реализацию проектов в области развития экономики и транспортной инфраструктуры края. Она могла быть направлена на организацию мероприятий по празднованию 70-летия Победы, которое мы отмечаем в текущем году, и материальную поддержку ветеранов Великой Отечественной войны. Словом, для этих средств можно было найти более разумное применение, — считает руководство компании «АэроГео».

В подробностях со всеми обстоятельствами и фактами взаимодействия КГАУ «Красноярская база авиа-ционной и наземной охраны лесов» и ООО «Восток-Авиа» ознакомлены и депутаты Законодательного Собрания Красноярского края, поскольку в их адрес были направлены копия письма и запрос. Однако ни решений, ни каких-либо действий пока не последовало. Парламентарии лишь указали в письменном ответе на то, что дело требует экспертной правовой оценки соответствующих контролирующих органов.

Изучение выводов УФАС по Красноярскому краю, материалов заседаний и решений Арбитражного суда, а также аналитических справок и расчетов, выполненных экспертами, заставляет всерьез задуматься о том, что ситуацию необходимо срочно поставить на контроль. Контракты между КГАУ «Красноярская база авиационной и наземной охраны лесов» и ООО «Восток-Авиа», заключенные по необоснованно завышенным ценам и на условиях, не являющихся наилучшими для выполнения лесоавиационных работ, имеют срок действия три года. За это время сумма неоправданных потерь бюджетных средств по этим статьям расходов достигнет уже 68,3 млн рублей. В сложных экономических условиях, когда усилия краевого правительства направлены на оптимизацию всех процессов и экономию, разбрасываться такими суммами просто недопустимо.

— Сложное финансовое положение, рост госдолга означает недостаточную эффективность нашей работы. Системная проблема, на мой взгляд, в том, что мы длительное время находились в условиях высоких темпов роста экономики и доходов бюджета. За это время мы привыкли, что можем принимать на себя все больше дополнительных расходов и обязательств. Теперь экономика исчерпала ресурсы рос-та, доходы перестали увеличиваться, и необходимо быстро перестроиться. Я прошу все отрасли, всех главных распорядителей бюджетных ресурсов в очень сжатый срок с привлечением экспертов продумать обновление подходов по всем направлениям бюджетной политики, — отметил губернатор Красноярского края Виктор Толоконский, говоря о мерах по снижению дефицита краевого бюджета.

Таким образом, оптимизация расходов государственных средств должна стать общей задачей для региона, и в этих условиях необходимо четкое соблюдение законодательства. Федеральный закон «О защите конкуренции» распространяется равным образом на всех участников экономического рынка.

В настоящий момент тема контрактных отношений КГАУ «Красноярская база авиационной и наземной охраны лесов» и ООО «Восток-Авиа» по выполнению лесоавиа-ционных работ далеко не исчерпана и стала предметом рассмотрения УЭБ и ПК ГУ МВД России по Красноярскому краю. Обстоятельства дела и результаты проведенной проверки позволяют усматривать в этом затянувшемся конфликте коррупционную подоплеку. Редакция журнала Renome и городской газеты «Говорит Красноярск» планирует следить за развитием событий и информировать читателей о тех решениях, которые будут приняты с учетом детального изучения сложившейся спорной ситуации. ®

просмотры: 1472
Чтобы активировать просмотр электронных материалов Издательского Дома «Реноме» необходимо .
OOO "РЕНОМЕ" (С) 2005 - 2024
Наш адрес: 660077, г.Красноярск, пр.Молокова, 40
(391) 276‒02‒57 многоканальный
(391) 277‒06‒66
(391) 276‒03‒57

Разработка RILMARK®

RENOME № 03 (206) БСМП № 20 ПЯТЬДЕСЯТ СЛАВНЫХ ЛЕТ № 1
ООО «ПромСтрой» № 1 Каталог учебных и творческих работ «Школа. Учитель. Искусство» № 1 «Управления по охране объектов цветной металлургии» № 1
КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж № 1 им. М. Горького» № 1 Красноярская буровая компания № 1 ООО СК «Сибирь» № 1
Говорит красноярск № 55 ГУФСИН РОССИИ  ПО КРАСНОЯРСКОМУ КРАЮ № 4 МАЯКМЕТАЛЛ № 2
Группа компаний «АВАНГАРД» № 1 ООО «Назарово Агро» № 2 Маргарита Николаева № 1
ИТС Сибирь № 2 СПЕЦПРОЕКТЫ ИД «РЕНОМЕ» № 2 Магсибмет № 1
Референтный центр № 1 Оберег № 5 Красноярский строительный техникум № 1
МП «МУК Красноярская» № 1 Канский политехнический техникум № 1 Девять вех № 2
Дивногорский колледж-интернат олимпийского резерва № 1 СТЭМ № 1 Про Регби № 3-4 (80-81)
Медика-Восток № 1 Говорит Красноярск о здоровье № 53 Промоборудование № Насосные станции повышения давления
КАНСК 375 № 1 На страже закона № 1 40 лет регби в Красноярске № 40 лет регби в Красноярске