Удается ли сегодня образовательному учреждению поддерживать оптимальный баланс между потребностями рынка труда и объемами подготовки рабочих кадров в соответствии с запросами работодателей? Об этом мы спросили директора КГБПОУ «Боготольский техникум транспорта» Анатолия Францевича.
— С одной стороны, реорганизация позволила расширить для студентов спектр образовательных услуг, дать им возможность выбора направлений подготовки за счет увеличения количества образовательных программ, реализуемых в одном учреждении, — рассказывает Анатолий Федорович. — Жители Иланского и Тюхтетского районов получили доступ к разным уровням среднего профессионального образования. Нам удалось сконцентрировать кадровый потенциал трех образовательных учреждений и создать единую материально-техническую базу для подготовки рабочих кадров и специалистов.
Это, безусловно, хороший результат. Но не обходится без сложностей. Та же материально-техническая база нуждается в обновлении и модернизации. И речь не только об оборудовании, которое применяется в образовательном процессе. Основной контингент обучающихся техникума — дети со сложной судьбой: более половины подростков относятся к категориям малообеспеченных граждан, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
С каждым годом количество представителей социально незащищенных слоев населения, получающих образование в нашем учебном заведении, увеличивается, и все они нуждаются в социальной помощи. Проживание в бесплатном общежитии, выплаты государственной социальной и академической стипендий, бесплатное горячее питание — то, чем мы можем помочь им в материальном плане. И, конечно, важная задача — дать ребятам путевку в жизнь, обучив востребованной профессии, чтобы в своем родном городе или поселке они могли стать полноценными членами общества.
Вот здесь и возникает проблема. Изначально, когда принимался к реализации проект укрупнения образовательных учреждений системы начального профобразования, было заявлено, что в первую очередь они будут решать проблемы территорий, где они находятся. Фактически же мы столкнулись с тем, что интеграция будущих кадров рабочего звена в муниципалитетах происходит достаточно сложно.
— С чем это связано, и какие вы видите варианты решения данной проблемы?
— Сегодня наше учебное заведение активно выполняет социальный заказ, предоставляя молодым людям возможность получить актуальную, востребованную профессию. В Тюхтете, который относится к аграрной территории, молодежь может обучиться по профессии тракториста-слесаря по ремонту сельскохозяйственного оборудования. Кроме того, в нашем техникуме ребята с ОВЗ, выпускники коррекционных школ получают профессию штукатура-маляра.
Однако приоритетным для нас было и остается обучение железнодорожным специальностям. В этом году базовое учебное учреждение объединенного техникума — профессиональное училище №7 — отмечает юбилей: 90 лет со дня образования. За эти годы мы смогли сохранить верность своему курсу и подтвердить статус ведущей профессиональной образовательной организации железнодорожного профиля в Красноярском крае.
Но проблема в том, что привязать образовательное учреждение к структуре РЖД достаточно сложно. В своей работе техникум всегда ориентировался на потребности стратегических партнеров, ключевые из которых — ремонтное локомотивное депо Боготол-Сибирский, эксплуатационное локомотивное депо, вагонное депо, дистанция пути и Федеральная пассажирская компания. Однако технический прогресс привел к тому, что подвижной состав нового поколения отличается повышенной надежностью и увеличенным межремонтным пробегом.
Еще одна проблема, с которой столкнулись не только мы, но и другие образовательные учреждения, — демографический провал, случившийся в 90-е годы прошлого века, и сегодня отзывается сокращением набора абитуриентов. Кроме того, среди поступающих ведется достаточно строгий отбор — по медицинским показаниям и психологическому тестированию. Мы должны передать на железную дорогу квалифицированных специалистов, не только обладающих необходимыми знаниями, навыками, но и понимающих важность дисциплины и соблюдения требований безопасности.
И все же, несмотря на все сложности, мы свои позиции не сдаем — в этом году конкурс среди абитуриентов составил 1,5 человека на одно место. Обучение ведется в таких направлениях, как техника и технологии строительства; техника и технологии наземного транспорта; сельское, лесное и рыбное хозяйство; экономика и управление; сервис и туризм; технологии легкой промышленности; электро- и теплоэнергетика; машиностроение. Планируем открывать новые направления обучения, вводить новые программы. Что же касается трудоустройства наших выпускников — будем обсуждать этот вопрос с главами территорий, нашими партнерами, выходить на более тесное взаимодействие с работодателями. Уверен, без работы ребята не останутся.
— Важной ступенью профессионального роста является участие в конкурсах профмастерства, поддерживаете ли вы это направление?
— Безусловно, привлекать молодежь к участию в таких мероприятиях необходимо. Для ребят это отличная возможность презентовать свои достижения и получить мощный эмоциональный заряд для дальнейшего развития. Поэтому техникум регулярно принимает участие в ярмарках вакансий. С профориентационными целями наши студенческие агитбригады устраивают яркие шоу для школьников
и родителей.
В 2017 году мы присоединились к движению WorldSkills Russia и организовали на базе нашего учебного центра в Красноярске презентационную площадку «Управление железнодорожным транспортом». В 2018 году компетенция получила аккредитацию и стала полноправной соревновательной частью V Открытого регионального чемпионата «Молодые профессионалы» в Красноярском крае. Всего в компетенции было представлено шесть конкурсантов из четырех краевых образовательных учреждений. Честь Боготольского техникума транспорта защищали двое учащихся, и один из них, Анатолий Животов, занял второе место.
А в декабре 2018 года в Красноярске состоялся VI Открытый региональный чемпионат «Молодые профессионалы», в котором также принимали участие наши ребята — Данил Щекин и Семен Бойцов, обучающиеся по профессии «Машинист локомотива». Борьба была напряженной, так как в чемпионате участвовали действующие помощники машинистов. Однако наши ребята сумели занять призовые места.
— Чтобы учащиеся подходили ответственно к образовательному процессу, их выбор профессии должен быть осознанным. Как этого добиться?
— Необходимо вести профориентационную работу, причем начинать даже не со школьников, а с воспитанников детских садов. Мы понимаем важность этого направления деятельности, как и муниципальные органы власти. Регулярно проводим дни открытых дверей, сотрудничаем с Центром занятости населения, участвуем в ярмарках вакансий, выступаем студенческой агитбригадой на молодежных площадках города и района. Но, к сожалению, не всегда удается организовать эту работу на должном уровне, поскольку нет активного отклика со стороны педагогического сообщества. А между тем знакомство с профессиями с самого раннего возраста — залог успеха в профессиональном определении. Думаю, со временем нам удастся решить эту проблему, как и все остальные, ведь на нашей стороне опыт и профессионализм.