просмотры: 335

Канский педколледж: демонстрация лучшего

Текст: Елена Баркова Фото: архив КГА ПОУ«Канский педагогический колледж», ИД «Реноме»
В 2017–2018 учебном году Канский педагогический колледж отметил 90-летний юбилей. Коллектив одного из старейших учебных заведений края стремится к активному развитию, держит руку на пульсе основных трендов в отечественной системе профессионального образования.
Одним из впечатляющих новшеств 2018 года стало проведение демонстрационного экзамена по специальности «дошкольное образование» в рамках федеральной апробации механизмов независимой оценки качества подготовки выпускников.

Девяностолетие Канского педагогического колледжа отмечалось 24 ноября 2017 года — масштабно, ярко, с участием большого количества почетных гостей. В торжественном мероприятии приняли участие и. о. министра образования Красноярского края Светлана Маковская, депутаты Законодательного собрания Красноярского края Николай Креминский и Артур Мкртчян, заместитель главы Канска по социальной политике Наталья Князева, директора краевых педагогических колледжей, руководители образовательных учреждений города, депутаты городского совета, представители СМИ. Прозвучало множество добрых слов в адрес ветеранов труда, выпускников и преподавателей, были вручены заслуженные награды, цветы и подарки. Концертную программу украсили лучшие творческие коллективы края: «Виртуозы Красноярска», Свободный балет Валерия Терешкина, образцовый хореографический ансамбль «Орленок». Много эмоций вызвало эффектное лазерное шоу. Заключительным аккордом праздника стал гимн колледжа, специально написанный и впервые исполненный в честь юбилея.


— Движение вперед — это всегда сплав уважения к традициям и поиск новых путей развития. Мы следуем по пути накопления, обобщения и активного применения профессионального опыта на основе обретения новых теоретических и практических знаний. В этом смысле 2017-2018 учебный год стал для учреждения знаковым. Впервые итоговая аттестация выпускников прошла в инновационном формате демонстрационного экзамена по стандартам WorldSkills, — отмечает директор Канского педагогического колледжа Александр Андреев.


 


Экзамен XXI века


В 2014 году Владимир Путин в послании Федеральному собранию дал правительству поручение, направленное на развитие системы подготовки рабочих кадров. Следствием взятого курса на обу-чение востребованным и перспективным рабочим профессиям в соответствии с лучшими мировыми стандартами и передовыми технологиями стало проведение в Российской Федерации демонстрационных экзаменов в 2018 году. Замена традиционных видов аттестации демонстрационными не является обязательной, и в данном случае проводилось как пилотная апробация. В ней участвовали 26 регионов России. В их число вошел и Канский педагогический колледж из Красноярского края. Свои умения и навыки демонстрировали выпускники отделения дошкольного образования.


— Демонстрационный экзамен позволяет выпускникам-студентам продемонстрировать свои профессиональные компетенции в режиме «здесь и сейчас». Они не зубрят билеты, не отвечают на вопросы по методике и теории, а выполняют задания, максимально приближенные к реальной профессиональной деятельности. Чтобы оценка была объективной, принимают экзамены не педагоги колледжа, а представители работодателей, в данном случае — детских дошкольных учреждений Канска. В качестве главного эксперта выступила коллега из Челябинска, заместитель директора по научно-методической работе педагогического колледжа №2 Яна Кузнецова, — поясняет заместитель директора по научно-методической работе Канского педагогического колледжа Светлана Науменко.


Проведению демонстрационного экзамена предшествовала серьезнейшая подготовка, коснувшаяся как учебного процесса, так и материально-технической базы. Студенты и преподаватели начали готовиться фактически уже в начале учебного года — в сентябре, когда стали известны задания для WorldSkills. Тесты формировались в том же формате, что и для чемпионата. В первый день экзаменуемые должны были провести занятие по робототехнике для дошкольников и оформить праздничный стенд для всех участников образовательного процесса. Во второй день требовалось разработать и провести дидактическую игру на интерактивном столе и гимнастику для детсадовцев после дневного сна. В третий день было необходимо продемонстрировать свои таланты в выразительном чтении и провести с детьми беседу с обсуждением содержания выбранной книги.


— Одно дело подготовить одного участника для чемпионата WorldSkills, другое — обучить целую группу выпускников. Все задания были включены в содержание учебных дисциплин и программы практических занятий, в чем нам оказали серьезную помощь работодатели. Для них мы также провели несколько обучающих семинаров и мастер-классов. Наши партнеры были заинтересованы в таком сотрудничестве. Во-первых, их собственные соревнования по профессиональному мастерству в этом году тоже проводятся по стандартам WS. Во-вторых, и это особенно важно, они могли при участии в демоэкзамене как эксперты оценить качество подготовки выпускников и присмотреть себе будущих коллег, — рассказывает заведующая отделением дошкольного образования КПК Людмила Диденко. — Это понимали и сами студенты, поэтому готовились активно и в конечном итоге показали очень хорошие результаты: 95% набрали общую сумму баллов, соответствующую второму и третьему месту на региональном этапе чемпионата WorldSkills. Причем сдавшим демоэкзамен предлагалось выполнить меньший объем задач, чем участникам чемпионата. Так что в конечном итоге наши девушки добились лучших результатов. Этот успех стал возможным также благодаря тому, что мы тщательно изучили и проанализировали итоги WorldSkills, достигнув понимания, в каких моментах нужно изменить принципы подготовки будущих учителей.


 


Новые стандарты


Подготовка к демонстрационному экзамену по специальности «дошкольное образование» в Канском педагогическом колледже дала толчок серьезным материально-техническим изменениям. В инфраструктурном листе Союза WorldSkills Russia жестко прописаны наименования оборудования, которым должна быть снабжена площадка, чтобы завоевать право стать одним из российских центров проведения демоэкзамена.


Для испытаний по профилю требовалось большое количество разнообразных инструментов: интерактивные доски, наборы по робототехнике для дошкольников, комплекты развивающего оборудования, видеокамеры, черно-белый и цветной принтеры, тул-боксы для выполнения заданий по оформлению информационных стендов… Все было закуплено и включено в учебную и практическую работу колледжа. Более того, на базе учебного заведения организовали инновационный кабинет под названием «Лаборатория практико-ориентированных технологий». Это оборудованная по самому последнему слову площадка, позволяющая познакомить не только будущих, но и действующих воспитателей детских садов с особенностями профессиональной подготовки нового типа. В лаборатории размещено современное оборудование, которое использовалось в рамках демонстрационного экзамена.


Продвинутые студенты и преподаватели проводили для воспитателей мастер-классы, которые вызвали большой интерес в профессиональном сообществе Канска. Стали поступать заявки на проведение курсов повышения квалификации, многие коллеги хотят научиться работе с инновационным оборудованием. Так что деятельность колледжа позитивно повлияла на развитие всей сферы городского дошкольного образования.


 


Молодые профессионалы


Проведение демонстрационного экзамена по специальности «дошкольное образование» стало для Канского педагогического колледжа важным успешным опытом. При этом достойное участие в чемпионатах WorldSkills (по стандартам которых проводился демоэкзамен) для учебного заведения уже не в новинку.


Два года назад студенты Канского педагогического колледжа завоевали серебро регионального этапа WorldSkills Russia. В прошлом году копилка наград пополнилась двумя медалями, а в этом году было уже пять призовых мест.


На чемпионате колледж выставил участников в трех компетенциях: «Преподаватель младших классов», «Физическая культура и спорт» и «Дошкольное воспитание», а также была добавлена соревновательная программа для школьников — JuniorSkills, впервые вошедшая в региональный этап. Во всех представители колледжа заняли призовые места.


В компетенции «Дошкольное воспитание» колледж удерживает пальму первенства уже в течение нескольких лет. В 2015 году Екатерина Фротер, студентка третьего курса, заняла второе место, годом позднее эстафету приняла третьекурсница Анна Кириллова, ставшая бронзовым призером состязания. В этом году воспитанница колледжа Виктория Денисова завоевало серебро. Шанс показать свое педагогическое мастерство выпал и второкурснице Эльмире Дубининой — она стала участником чемпионата вне конкурса, заняв по сумме балов третье место. Отличный результат показала ученица канской гимназии №1, слушательница элективных курсов по психологии Канского педколледжа Софья Гуртовая. Воспитанница завоевала золотую медаль в программе JuniorSkills. Этой победе предшествовала серьезная подготовка с наставниками колледжа.


— Для нас WorldSkills — своего рода олимпийские игры. Для педагогов это объективная оценка качества работы, а для студентов — возможность в соревновательной форме доказать, что они в числе лучших. Участниками регионального чемпионата могут стать только сильнейшие студенты третьих курсов, изучившие ключевые дисциплины, хорошо владеющие методикой, прошедшие основные виды практических занятий и проявившие себя как способные молодые педагоги с большим потенциалом и мотивацией к профессиональному росту, — отмечает заместитель директора по научно-методической работе Канского педагогического колледжа Светлана Науменко.


 


Для детей и взрослых


Добавим, что в «Лаборатории практико-ориентированных технологий» успешно и с интересом занимаются не только будущие и действующие воспитатели, но и субъекты их профессиональной деятельности — дети-дошкольники. Это воспитанники центра предшкольного развития «Академия детства».


Подразделение появилось в структуре Канского педколледжа в 2008 году. Цель проекта — организация образовательной работы со старшими дошкольниками, направленной на корректную школьную адаптацию. В первый же год существования «Академию детства» посетили около 80 ребят в возрасте от 3 до 7 лет. Позже были открыты группы для детей 2-3 и 3-4 лет. Ежегодно «Академию» посещает около 100 детей. Помимо занятий в группах по запросам родителей проводятся индивидуальные коррекционные и развивающие занятия. Работа «Академии детства» решает не только проблемы подготовки ребят к школе, но и вопросы внеучебной занятости студентов. Будущие воспитатели, а также педагоги начальных классов принимают активное участие в работе центра: для них это отличная практика, позволяющая на самых ранних этапах обучения погрузиться в профессию.


Почти одновременно с «Академией детства» на базе колледжа был реализован другой перспективный проект — языковой центр Тerra lingvaе. Первоначально здесь проводились занятия для дошкольников, но сегодня здесь проходят дополнительные занятия для школьников среднего звена, старшеклассников готовят к сдаче экзаменов, действует и взрослая группа, где слушатели получают язык в объеме, достаточном для кратковременного пребывания за границей.


Еще одним важным аспектом развития дополнительного образования в колледже является деятельность базы отдыха «Салют», являющейся с 2007 года структурным подразделением педколледжа. В течение учебного года здесь проходят углубленные и интенсивные курсы для начинающих журналистов, филологов, юристов, экологов и студентов других специальностей, а в летнее время предоставляются все условия для организации оздоровительного отдыха и занятий спортом. Подобного лагеря нет ни у одного образовательного учреждения в крае. Воспитательный процесс в течение разных летних сезонов выстраивается различным образом: для опекаемых ребятишек или для одаренных в творческих областях, естественно-научных или физико-математических сферах.


 


Научный потенциал


Важным аспектом подготовки квалифицированного учителя является реализация научного потенциала, и для этого в колледже созданы все условия. Представить результаты своей изыскательской деятельности будущие педагоги могут в рамках научных встреч.


Подлинная визитная карточка колледжа — Далевские чтения, уникальный формат которых позволяет совмещать в рамках научной конференции академические и творческие площадки. Впервые Далевские чтения в педколледже прошли в 2001 году, когда Россия отмечала 200-летие Владимира Даля — писателя, врача, этнографа и выдающегося филолога, создателя «Толкового словаря живого великорусского языка». Уже первые чтения собрали около 60 делегатов — представителей учебных заведений Красноярского края. Уже спустя несколько лет мероприятие стало заметным событием в жизни не только регионального, но и российского педагогического сообщества. Сегодня чтения носят статус всероссийских с международным участием: география очных и заочных участников охватывает 33 региона РФ (от Сахалина до Крыма) и 10 зарубежных стран. В настоящее время в колледже ведется активная подготовкак проведению XV юбилейных Далевскиех чтений, которые состоятся в ноябре 2018 года.


— Мы занимаемся не только научными исследованиями. Самое главное — это общение. Иностранные студенты здесь получают представление о русской культуре, для них это чрезвычайно важно. Поэтому они и обучаются в России, а на чтениях в своеобразной концентрированной форме все полученные знания закрепляются, — комментирует Александр Андреев. — Каковы основные задачи чтений? Это интеграция образовательного пространства региона, поддержка исследовательских программ студенческого сообщества, повышение качества подготовки молодых специалистов, будущих педагогов через формирование у них активной гражданской и жизненной позиции. В качестве стратегической задачи я бы также отметил позиционирование краевой системы педагогического образования, четкая и отлаженная деятельность которой позволяет на высоком уровне провести такое брендовое для Красноярского края мероприятие.


Еще один важнейший аспект подготовки будущего педагога — духовно-нравственное, патриотическое воспитание — нашел свое отражение в Рождественских образовательных чтениях. В декабре 2017 года этот масштабный церковно-общественный форум в пятый раз состоялся на базе Канского педагогического колледжа при участии Красноярской митрополии.


— Как и в прошлые годы, особое внимание участников форума было сосредоточено на обсуждении вопросов, связанных с образованием и воспитанием подрастающего поколения в духе патриотизма, гражданственности и уважения к отечественной истории. Особое значение для популяризации миссии, целей и задач Рождественских чтений имеет аудитория — это представители церкви, известные ученые, педагоги и студенты Канского педагогического колледжа, других учебных заведений Канска и городов края, школьные учителя и ученики, — отмечает Александр Львович. — Уверен, что все участники Рождественских чтений, проникнувшись тематикой мероприятия, будут и далее поднимать аналогичные вопросы в рамках своей педагогической деятельности.


Тема V Рождественских образовательных чтений — «Нравственные ценности и будущее человечества». На пленарном заседании участники чтений обсудили проблемы нравственного воспитания личности и роль церкви в формировании моральных ценностей человека. В 2018 году на Рождественских чтениях в Канске выступили более 60 докладчиков из 44 различных учреждений образования и культуры, духовенство и сотрудники приходов Канской епархии.


— По итогам чтений выпущен сборник докладов. Благодаря тому, что среди них есть доклады, подготовленные педагогами ссузов, учителями общеобразовательных школ городов края, этот сборник носит не только научный, но и методический, прикладной характер, — подчеркивает Александр Андреев. — Это важно для нас: чтобы все сказанное на форуме не осталось в границах данной площадки, а транслировалось нашим коллегам из других территорий.


 


Среда воспитывает


«Среда воспитывает» — этим тезисом на протяжении многих лет в своей работе руководствуются директор колледжа Александр Андреев и команда преподавателей. Поэтому наряду с сохранением лучших традиций в области педагогического образования коллектив уделяет большое внимание не только внедрению современных методов и форм подготовки будущих учителей и воспитателей, но и созданию комфортных условий для них в период обучения.


Для студентов построены два современных общежития в центре города с просторными комнатами, укомплектованными новой мебелью и бытовой техникой. На базе колледжа создана сеть творческих объединений, секций и клубов, занятия в которых способствуют развитию творческого потенциала студентов. Спортивно-оздоровительный комплекс включает секции по девяти видам спорта. Учащимся открыт доступ в тренажерный зал, бильярдную, на каток, футбольное поле, беговые дорожки, баскетбольную и волейбольную площадки.


Три года назад на территории образовательного учреждения открылась обновленная столовая с модернизированным кухонным оборудованием и нарядным интерьером, где можно не только с комфортом пообедать, но и посидеть за столиком с книгой или ноутбуком, подключившись к бесплатному Wi-Fi, наконец просто пообщаться с друзьями.


Обновлению также подверглась дворовая территория колледжа: появились цветочные клумбы, выложенные брусчаткой дорожки, зеленые лужайки и газоны, на которых в теплую погоду студентам разрешается не только ходить, но и располагаться с пледами, книгами и ноутбуками. В прошлом году рядом с учебным корпусом по инициативе педагогического коллектива был установлен памятник студенту-гуманитарию — собирательный образ, символизирующий уважение к кропотливому труду учащихся. А в начале этого учебного года свои двери открыла построенная на территории колледжа часовня имени святой мученицы Татьяны — покровительницы студенчества.


— Инфраструктура требует немалых вложений, но результат того стоит: создание достойных условий обучения и проживания студентов — важная составляющая их мотивации для дальнейшего профессионального роста, — считает Александр Андреев. — Концепция воспитательной работы, принятая в нашем образовательном учреждении, определяет основную задачу подготовки учителя как сильной и творческой личности с активной жизненной позицией. Колледж становится для будущих педагогов своеобразной точкой роста. Из его стен они выходят подготовленными и уверенными в себе людьми. А именно в таких специалистах нуждаются современные школы. И как раз такой всесторонний комплекс учебной и воспитательной деятельности помог колледжу успешно пройти в апреле 2018 года процедуру государственной аккредитации, подтверждающую соответствие установленным стандартам и высокое качество образовательных услуг.

OOO "РЕНОМЕ" (С) 2005 - 2018
Наш адрес: 660077, г.Красноярск, пр.Молокова, 40
(391) 276‒02‒57 многоканальный
(391) 277‒06‒66
(391) 276‒03‒57

Разработка RILMARK®