просмотры: 346

Как поднять «подъемный» бизнес

Текст: Виктор Николаев
Вертикальный транспорт в России развивается быстрыми темпами. Растет число высотных зданий и, как следствие, — количество лифтов, эскалаторов и различных подъемных платформ. Однако позитивные тенденции несут в себе и целый ряд проблем, затрудняющих развитие отрасли.

 


Сегодня в России функционируют более 430 тыс. подъемных механизмов, из которых около 110 тыс. отработали установленный срок службы — 25 лет. Ежегодно устаревает около 10 тыс. подъемников, но у многих управляющих компаний, ответственных за состояние лифтов в жилых комплексах, денег на их замену не хватает.

Не менее важна и другая проблематика — связанная с качеством обслуживания подъемных механизмов. Так, например, в начале 2019 года в 23-этажном доме бизнес-класса на территории подмосковных Химок пришлось отключить все четыре лифта. Механизмы пришли в негодность всего за четыре года (!) эксплуатации. Управляющая компания предложила жильцам профинансировать замену, и на этой почве, естественно, возник конфликт. Ведь жильцы были справедливо возмущены крайне низким уровнем качества обслуживания лифтов подрядной организацией, нанятой управляющей компанией.


Вообще, ситуацию с ненадлежащим обслуживанием лифтов начали широко обсуждать еще в 2016 году — после известной московской трагедии, когда крушение подъемника в элитном московском комплексе «Алые паруса» привело к гибели пассажира. Виновным тогда был признан не-опытный электромеханик, производивший осмотр лифта перед крушением.


Специалисты уверены, что в использовании человеком привычного и необходимого для современной действительности вертикального транспорта нет никакой опасности, но при условии соблюдения всех необходимых норм и правил, а также при соответствующем качестве сервисного обслуживания. А вот болевых точек и узких мест в сфере обслуживания лифтового хозяйства страны достаточно.


— Основной проблемой является недостаточность финансирования работ по обслуживанию и ремонту лифтов, — считает директор ООО «Сиб-Техсервис-2» Сергей Сергиенко. — Обслуживание лифтов — это составная часть жилищной услуги, стоимость которой не повышается уже много лет. При этом инфляция, хоть и снизилась, но никуда не исчезла: цены-то растут. Выросли и дополнительные затраты. Например, введена обязательная независимая оценка квалификации персонала в ЦОК (центрах оценки квалификации). Идея сама по себе хорошая — члены национального лифтового союза единогласно поддержали это начинание. Отраслевые центры оценки квалификаций должны присутствовать на рынке, выполняя свой функционал. Но возникают вопросы к конкретному воплощению этих замыслов. Мы, например, считаем, что расценки на услуги ЦОК завышены, а количество и периодичность проведения экзаменов чрезмерны. Затраты нашей компании на обязательную независимую оценку квалификации лифтеров, электромехаников и ИТР сравнимы уже с объемами ежегодно оплачиваемых налогов. Это значительная дополнительная некомпенсируемая финансовая нагрузка.


Подобные вопросы возникают у многих руководителей компаний, занимающихся обслуживанием в лифтовом хозяйстве. Удивляет чрезмерность требований (периодичность и порядок проведения) в части оценки квалификации персонала, предъявляемых именно в сфере вертикального транспорта. По сути, на текущий момент независимая оценка квалификации является монопольной формой и порядком проведения оценки квалификации (экзамена) персонала, организующего и выполняющего работы по обслуживанию, ремонту и замене лифтов, платформ подъемных для инвалидов, пассажирских конвейеров и эскалаторов в эксплуатируемых зданиях. Для персонала, который работает по профессии без нарушений и без перерывов, ежедневно практикует, указанные требования по оценке квалификации излишние.


— Затраты на подтверждение профессиональных компетенций сотрудников, обслуживающих вертикальный транспорт, значительно возросли, — говорит директор ООО «Краслифтсервис» Алексей Калитин. — При создании ЦОК явно не учли того факта, что в каждой из компаний лифтовой отрасли предусмотрено обязательное внутреннее обучение сотрудников со сдачей экзаменов на знание обслуживаемой техники, инструкций и нормативов, что дублируется с коммерческим образовательным направлением. С другой стороны закон есть закон и ему следует подчиняться.


В настоящее время для всех специализированных лифтовых организаций и структур, владеющих лифтовым оборудованием, оценка квалификаций их сотрудников носит обязательный характер.


— В ЦОК «Еонесси К» экзаменуются соискатели по 7 профстандартам, утвержденным Министерством труда и социальной защиты РФ, и 14 отраслевым квалификациям. В перспективе будут введены экзаменационные стандарты по нескольким дополнительным квалификациям. К примеру, растет потребность в квалифицированных специалистах по организации монтажа лифтов, эскалаторов, платформ подъемных для инвалидов, что объясняется в том числе развитием инфраструктуры безбарьерной среды для маломобильных граждан. Порядок подтверждения квалификаций хорошо отлажен. Материально-техническое оснащение отвечает всем требованиям по приему экзаменов. При успешном тестировании документы с результатами направляются в СПК, а затем в Национальное Агентство Развития Квалификаций и вносятся в госреестр сведений о проведении независимой оценки квалификаций. После экзамена соискателю выдается соответствующее свидетельство государственного образца, — поясняет Сергей Колупаев, руководитель ЦОК «Еонесси К». 


Серьезной проблемой для лифтовиков является отсутствие утвержденного минимального перечня сервисных работ, которые необходимо производить при обслуживании различных механизмов вертикального транспорта, а также для определения минимальных затрат по обслуживанию лифтов. Это позволит исключить демпинг, при котором требуемый уровень безопасности подменяется экономической целесообразностью. При обслуживании лифтов подобные подмены недопустимы.


— Имеющиеся инструкции изготовителей лифтов различных брендов разнятся. Например, у изготовителей импортных лифтов более подробно расписан перечень необходимых работ по обслуживанию, но не всегда указывается периодичность их проведения. В отечественных инструкциях периодичность установлена, но перечни работ менее содержательны по сравнению с предыдущими периодами. Если оттолкнуться от установленной величины минимальных затрат по обслуживанию лифтов, то с помощью инструкций изготовителей можно реально определять величину затрат содержания лифтов на требуемом уровне безопасности, — считает Сергей Сергиенко.


Ряд руководителей, компании которых специализируются на предоставлении услуг лифтового сервиса, отмечают, что для решения многих отраслевых проблем необходимо активнее привлекать средства, заложенные из фонда капитального ремонта, что, собственно, и делается. В январе текущего года в министерстве промышленности, энергетики и ЖКХ края прошло совещание по вопросам реализации трехлетнего плана капремонта многоквартирных домов. До конца 2022 года планируется отремонтировать 2438 домов.


— По итогам реализации программы капремонта многоквартирных домов в 2019 году завершились работы на 1546 домах, сообщили в краевом министерстве. В декабре состоялся конкурс на выполнение работ по замене лифтов и газового оборудования на период 2020 года. В настоящее время мы ставим перед собой задачу максимально быстро провести конкурсы по выбору подрядчика для всех многоквартирных домов, включенных в трехлетний план. Важно действовать на опережение, что позволит потенциальному подрядчику более вдумчиво подойти к предстоящим работам, спланировать закупку строительных материалов, усилить штат специалистов, — сказал министр промышленности, энергетики и ЖКХ края Евгений Афанасьев. 


В министерстве отмечают, что усилится контроль за работой подрядчиков. При выявленных и подтвержденных нарушениях подрядная организация будет внесена в реестр недобросовестных поставщиков услуг, что в последующем отразится на имидже. В настоящее время проходят конкурсы по определению подрядных организаций. Уже состоялись конкурсные процедуры на определение подрядной организации для замены лифтов в 294 домах и газового оборудования в 414 домах.


Следует отметить, что за последние годы это самая масштабная работа с лифтовым оборудованием, реализуемая в Красноярске. Ремонт проводится за счет средств, накопленных жителями на счетах Регионального фонда капитального ремонта. Курирует работы администрация Красноярска.


— В первую очередь в программу вошли лифты, которым больше 25 лет. Конечно, такие лифты устарели не только физически, но и морально. Поэтому при капитальном ремонте идет полная замена всего оборудования: устанавливаются современные кабины, меняют узлы и агрегаты, электрооборудование. Там, где возможно, расширяют даже шахты и проемы, чтобы установить более комфортабельные кабины, в том числе для удобства маломобильных групп населения, — отметила директор МКУ «Управление по работе с ТСЖ и развитию местного самоуправления» Елена Белоруссова.


Нередки ситуации, когда лифты выходят из строя в домах, не подлежащих капитальному ремонту. Причины могут быть разными, вплоть до серьезных поломок в дорогостоящих узлах. При этом затраты на покупку запасных частей и выполнение ремонтных работ по объективным причинам не могут быть учтены в перечне, прикладываемом к договору на обслуживание, заключенному между специализированными организациями и владельцами лифтов. Как следствие, затраты ложатся дополнительной нагрузкой на бюджет управляющих компаний или ТСЖ, а ведь можно было бы закрывать подобные вопросы другим путем — через Региональный фонд капитального ремонта. И уже есть прецеденты положительных судебных решений в этом направлении.


— В настоящее время разрабатывается УПД — универсальный платежный документ, который будет утвержден постановлением правительства для общего применения в стране, — отмечает Сергей Сергиенко. Для повышения прозрачности расходов эксплуатирующих организаций и общей информативности по расшифровке жилищной услуги, было бы полезно для специализированных организаций, собственников жилья, управляющих компаний и ТСЖ выделить в УПД отдельной строкой затраты по содержанию лифтов и платформ подъемных для инвалидов — ППИ.


Остановимся на проблеме демпинга, существующей на рынке лифтовых услуг, как отмечают многие наблюдатели. С бурным развитием строительной отрасли и вводом в строй современных многоэтажных жилых комплексов в городах страны растут объемы лифтового хозяйства. Как следствие, неоправданно быстро увеличивается численность обслуживающих организаций, которые пытаются зайти на рынок с помощью демпинга, не имея порою не только элементарной технической базы, но и достаточного числа квалифицированных специалистов. А бывает, что к подобной тактике прибегают и крупные столичные компании, пытаясь потеснить региональный бизнес.


— Наша компания достаточно молодая, на рынке всего третий год, но мы принципиально не выполняем заказы с низкой рентабельностью, — подчеркивает Алексей Калитин. — Управляющим компаниям, с которыми мы работаем на договорной основе, необходимо качество в предоставлении услуг по обеспечению бесперебойной работы лифтового оборудования. Ведь претензии жителей за остановку лифта не лучшим образом отражаются на их репутации. По причине низкой стоимости контрактов не стремимся участвовать и в тендерах. Работа ради работы предполагает экономию либо на запчастях, либо на профессионализме. К примеру, советские стандарты предполагали следующие нормы: для электромеханика 4-го разряда — 18 лифтов, для 5-го разряда — 23 или 24 лифта. В настоящее время, чтобы зарабатывать среднюю по Красноярскому краю зарплату 35-40 тыс. в месяц, необходимо обслуживать более 40 лифтов. К сожалению, в нашей действительности есть и такие компании, где набирают на обслуживание 100 и более лифтов, закрепленных за одним специалистом. О каком качестве обслуживания можно говорить при такой нагрузке!


Практически все руководители сервисных компаний, обслуживающих вертикальный транспорт, сходятся во мнении, что в отрасли имеется множество проблем, сдерживающих развитие предпринимательских инициатив и отражающихся на качестве предоставляемых услуг. Зачастую, чтобы удержаться на рынке, сервисное направление в деятельности компаний поддерживается за счет других, более доходных — например, монтажа и замены лифтов. Делу снижения издержек могла бы помочь интеграция самих лифтовых организаций, а именно создание единых объединенных  служб, повышающих эффективность труда. И к этому рано или поздно придется прибегнуть, но пока, как отмечают участники рынка, имеется значительный негативный опыт, когда некоторые более крупные организации используют интеграционные преимущества для продвижения собственных бизнес-интересов в ущерб коллегам по отрасли.


Приглашаем к диалогу представителей бизнеса и власти, будем следить за развитием ситуации.

 

Лифт в многоквартирном доме

Лифтовое оборудование в многоквартирных домах является жизненно необходимым средством, позволяющим осуществлять доставку жильцов на требуемую высоту, где расположены их квартиры, и вниз. Оборудование такого типа дорогостоящее и должно содержаться в надлежащем состоянии. Чтобы обеспечить нормальное и безопасное использование лифтов, необходимо регулярное соблюдение норм, к числу которых можно отнести требования и нормативы технического плана, разработанные Таможенным союзом. Речь идет о «Безопасности лифтов» и норм «О безопасности машин и оборудования». Важно следить за тем, чтобы лифтовое оборудование соответствовало техническим требованиям и характеристикам объекта. Для этого проводятся регулярные осмотры объекта. По действующим нормативам срок эксплуатации пассажирского лифта, расположенного в многоквартирном доме, не должен превышать 25 лет. Как только указанный срок подходит к концу, дальнейшая эксплуатация объекта запрещена. Владельцы лифта должны обеспечивать: бережное отношение к подъемному механизму и всем его частям; техническое обслуживание и обследование объекта согласно графику; своевременное реагирование на вызовы от застрявших в лифте пассажиров; запуск остановившегося лифта; выполнение всех аварийно-восстановительных работ; уборку машинного помещения, крыши кабины объекта; восстановление покрытия пола. Решение о замене лифтового оборудования принимается после получения консультации специалистов, способных оценить техническое состояние лифта и подготовить предварительную сметную документацию для замены оборудования.

 

Правовое регулирование

В настоящее время действуют следующие правовые акты, регламентирующие эксплуатацию и замену лифтового оборудования: разработанное на правительственном уровне постановление № 743; технический регламент, разработанный Таможенным союзом, «Безопасность лифтов».  

Поменять  лифтовое оборудование можно тремя способами:

1) самостоятельно — расходы несут собственники жилья в многоквартирном доме;

2) за счет средств федеральной программы капитального ремонта — происходит разделение расходов между владельцами жилья и государством;

3) с помощью региональных программ по замене лифтов.

Жилищное законодательство гласит о том, что лифтовое оборудование относится к общему имуществу лиц, проживающих в многоквартирном доме. Услуги сторонних компаний, обслуживающих и проводящих ремонт лифтового оборудования, должны оплачивать жильцы. Обязанность несения расходов ложится и на лиц, проживающих на первых и вторых этажах домов. Ответственность по содержанию лифтового оборудования касается управляющих компаний, которые заключали договор с фирмой по обслуживанию лифтов. Сведения о такой фирме должны указываться в кабинах лифтов и на квитанциях по оплате жилищных услуг.

OOO "РЕНОМЕ" (С) 2005 - 2020
Наш адрес: 660077, г.Красноярск, пр.Молокова, 40
(391) 276‒02‒57 многоканальный
(391) 277‒06‒66
(391) 276‒03‒57

Разработка RILMARK®