просмотры: 830

Качество образования определяется средой

Текст: Мария Кузнецова Фото: архив Центра подготовки и переподготовки специалистов нефтегазового дела Института нефти и газа СФУ
Наращивание технологического потенциала, приоритеты которого определяются в рамках стратегии промышленного развития Красноярского края до 2030 года, немыслимо без качественного инженерного образования. В добывающей отрасли — самой весомой в экономике региона — обучению кадров должно уделяться особое внимание. Эффективность данного процесса напрямую связана с продуктивной интеграцией образования и производства. Именно этот принцип положен в основу работы Центра подготовки и переподготовки специалистов нефтегазового дела Института нефти и газа СФУ. Руководитель организации, доцент, член-корреспондент Международной академии наук экологической безопасности Сергей Васильев считает, что сегодня в отрасли сформировался запрос на специалистов нового типа, способных творчески соединять теорию и практику, с грамотным инженерным подходом решать производственные задачи.

— Сергей Иванович, какие кадровые проблемы отрасли помогает решать возглавляемый вами центр? 


— Центр подготовки и переподготовки специалистов нефтегазового дела был создан в январе 2006 года на базе Института нефти и газа Красноярского государственного технического университета для подготовки кадров по направлениям, востребованным в нефтегазовом комплексе. Первый набор слушателей проведен в апреле 2006-го по специальности «Помощник бурильщика эксплуатационного и разведочного бурения скважин на нефть и газ». Группа состояла из 24 человек. Большой вклад в становление нашего центра сделал Иван Николаевич Кошовкин и Сергей Валерьевич Парначев, в то время работавшие в ТПУ и определившие реперные точки развития организации. Сейчас на постоянной основе ведется подготовка по восьми рабочим специальностям, а также по переподготовке специалистов нефтегазовой отрасли, имеющих непрофильное высшее образование, по 11 специальностям с последующим правом ведения профессиональной деятельности. Набор осуществляется по мере формирования групп. Задача центра — чутко реагировать на системные изменения в производственной среде, которые продиктованы множеством факторов: ротацией кадров, внедрением нового оборудования и технологий, новыми требованиями в нормативной базе.


В настоящее время в отрасли назрел определенный возрастной кризис: уходят на заслуженный отдых высококвалифицированные профессионалы, а молодежь не готова встать на их места — не хватает практического опыта, знаний. При этом сформировался запрос на специалистов нового типа, творчески мыслящих, способных предложить грамотное инженерное решение. За 2014–2015 учебный год в нашем центре прошли обучение и успешно защитили выпускные дипломные работы свыше 170 слушателей. Только за май-июнь этого года выпущено 34 выпускника по направлениям «Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений», «Нефтегазопромысловое дело», «Пожарная безопасность», «Промышленная безопасность и охрана труда в нефтегазовой отрасли». Они получили качественную, ориентированную на практические условия подготовку. Каждая дипломная работа, принятая комиссией, — это грамотная техническая или технологическая разработка, решающая конкретную производственную задачу. В частности, не так давно состоялся цикл интересных выездных дипломных защит по специальностям «Нефтегазопромысловое дело», «Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений», которые проводились в поселке Кубеково на опытных полевых площадках полигона СФУ. Здесь расположена действующая буровая установка, активно используемая как при переподготовке специалистов, так и при обучении по рабочим специальностям.


— За счет чего создается эффект ориентированности на практику и координации с предприятиями отрасли?


— Чтобы обеспечить неразрывную связь образовательных задач с производственными, мы постоянно привлекаем к работе в качестве преподавателей практиков, работающих в отрасли, — по большей части специальностей их не менее 30-35% от общего педагогического состава. Конечно, не каждый опытный специалист может стать педагогом, но те люди, которые сегодня работают, нашли свое призвание в преподавательской деятельности. Еще одно важное условие соответствия запросам отрасли — постоянный мониторинг возникающих потребностей в подготовке и переподготовке по отдельным направлениям в нефтегазовом комплексе. Именно с учетом таких исследований мы открываем новые специальности. В этом учебном году состоялся выпуск 15 человек по двум новым образовательным программам: «Пожарная безопасность» и «Промышленная безопасность и охрана труда в нефтегазовой отрасли». Эксперты высоко оценили актуальность и качество выпускных работ, не обошлось и без конструктивных замечаний, что мы всегда высоко ценим и используем для улучшения подготовки своих слушателей.


Разумеется, как и любое новое дело, эти программы требуют корректировки, совершенствования. Мы готовы и дальше работать в этом направлении, привлекая заинтересованных производственников. Но первый выпуск сделан, и шаг этот — уверенный и значимый. Впереди новые образовательные проекты, в том числе параллельное обучение студентов Института нефти и газа СФУ на четвертом курсе по программе бакалавриата и в центре подготовки и переподготовки, где они смогут получить диплом о профессиональной переподготовке с правом ведения профессиональной деятельности в определенной сфере. Объективная ситуация такова, что, имея только статус бакалавра, устроиться на работу в отрасли сложно. Мы создали условия, благодаря которым будущие молодые специалисты могут расширить свои возможности. Обучение длится от 9 до 12 месяцев, из них один дается на защиту дипломной работы, которая проходит по окончанию обучения. Но суть, конечно, не только в дополнительной строчке для резюме. Дело в том, что в учебной программе вуза упор делается на расширенную техническую и общеобразовательную подготовку, а курс специальных отраслевых знаний предлагается в урезанном формате. Расширенные профильные знания студент может получить в нашем центре.


— Ваша деятельность ведется в границах Красноярского края, или география шире и включает другие регионы СФО?


— У нас проходят обучение не только представители края и регионов СФО, но и Дальнего Востока. Есть, например, слушатели из Южно-Сахалинска. Отмечу, что специально для тех, кто живет в отдаленных территориях или работает вахтовым методом и потому не может регулярно приезжать в Красноярск, мы в индивидуальном порядке реализуем модель дистанционного обучения. Благодаря такому подходу студенты имеют возможность общаться с преподавателями в режиме онлайн, сдают зачеты и экзамены. Разумеется, даже самая совершенная технология электронных коммуникаций не заменит живого общения с преподавателем, поэтому и в дальнейшем дистанционная модель будет развиваться только как дополнительный сервис, а не как отдельное направление.


Отмечу, что у нас не только обучаются студенты из других регионов страны, мы также активно развиваем партнерские связи с вузами России. В частности, налажено сотрудничество с преподавателями Томского политехнического университета. Они прошли у нас обучение и успешно защитили выпускные работы, а теперь преподают и являются научными руководителями дипломных работ, в том числе по специальности «Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений». Таким образом, мы имеем возможность адаптировать наработки коллег, а также мощный научный потенциал одного из сильнейших  вузов, ведущих успешную подготовку специалистов нефтегазовой отрасли и имеющих мировое признание, в своей практике.


— Насколько, на ваш взгляд, сегодня высока конкуренция в сфере подготовки и переподготовки кадров для нефтяной отрасли?


— Конкуренция, по моему мнению, должна определяться не количеством образовательных структур, предлагающих свои услуги в этом пространстве, а качеством подготовки специалистов, и здесь много значимых аспектов. Это и отточенные, полноценные программы обучения по специальностям, и опытный преподавательский состав, и наличие научных разработок, которые могут соотноситься с практическими задачами только при выстроенном взаимодействии академической высшей школы и лидеров производственной среды, заинтересованных в развитии образовательных технологий для подготовки специалистов нефтегазового комплекса.


Конкуренция сегодня действительно высока. Так, наряду с нашей структурой на базе Института нефти и газа СФУ не так давно создан и работает другой образовательный центр, предлагающий свои услуги в этой сфере. Не уверен, что разделение потоков нуждающихся в профессиональной переподготовке в рамках одного института целесо-образно, а экономический отрицательный эффект существенный и не украшает ни институт, ни университет в целом. Такой параллелизм при оказании однотипных образовательных услуг и демпфирование цен на образование в этом пространстве, на мой взгляд, в конечном итоге могут привести к коллапсу.


Мы за развитие современных технологий профессионального образования, поэтому используем все средства для формирования такой среды, в которой выпускники не только получают практикоориентированную подготовку, но и выстраивают коммуникации, способствующие их дальнейшему профессиональному росту.

OOO "РЕНОМЕ" (С) 2005 - 2017
Наш адрес: 660077, г.Красноярск, пр.Молокова, 40
(391) 276‒02‒57 многоканальный
(391) 277‒06‒66
(391) 276‒03‒57

Разработка RILMARK®