Одно из крупных и стабильно развивающихся предприятий Канского района — ООО «Фирма Комстройэкспоцентр». В нынешнем году ему исполняется 24 года. И если на стадии становления фирмы численность работающих составляла всего три человека, то сегодня в коллективе трудится сто сотрудников. Основной профиль предприятия — производство водопропускных сооружений (труб) из гофрированного металла для автомобильных и железных дорог диаметром от 1 до 5 метров, арочных сводов для строительства и реконструкции автомобильных и железнодорожных мостов. Эта продукция особенно востребована в Кузбассе, Алтайском крае, Якутии, Забайкальском крае, Амурской области, на Чукотке, Сахалине, Камчатке.
А начиналось все в начале 90-х — в годы общего спада экономики в стране, когда многие предприятия приходили к банкротству. Как образно говорит директор ООО «Фирма Комстройэкспоцентр» Александр Пилягин, чтобы плыть против течения, нужны были мощные весла. Но найти такую нишу, которая позволила бы предприятию производить востребованную продукцию, — задача не из простых. Выбор пал на строительство зданий производственного назначения: складские помещения, ремонтные цеха, гаражи.
Однако через несколько лет конкуренция на этом рынке привела к снижению спроса, и с этим надо было что-то делать. Решение выбрали кардинальное: снизить стоимость объектов при сохранении их качественных характеристик. В итоге здания, которые производила «Фирма Комстройэкпоцентр», стоили в пять раз дешевле рыночной цены. Также специалисты компании занимались реконструкцией и строительством кровель, изготавливали домики в вахтовых поселках — словом, делали то, что востребовано. Но строительный рынок между тем насыщался все больше, и нужны были новые идеи.
В начале 2000-х годов представитель краевого управления автомобильных дорог предложил Александру Пилягину изготавливать дефицитную продукцию — водопропускные сооружения из гофрированного металла. Руководитель с инженерным образованием ухватился за эту идею, и буквально через пару недель опытный образец изделия был изготовлен. К слову, примерно 80% технологического оборудования для выпуска новой продукции изготовили сами — у себя на предприятии силами своих сотрудников. За первый год работы было выпущено 694 погонных метра труб. Для сравнения: сейчас только за месяц изготавливается более 1,5 км.
Чтобы окончательно вписаться в рынок и полноценно заявить о себе как о производителе такого рода конструкций, надо было настолько хорошо работать, чтобы удовлетворить потребности всех дорожных строителей и иных потребителей продукции, не давая шансов конкурентам. Поэтому стали активно развивать мощности производства, снова делая упор на показатель «цена — качество». Вместо защиты поверхности конструкций способом горячего цинкования, которым пользовались конкуренты, специалисты ООО «Фирма Комстройэкспоцентр» решили защищать электродуговым напылением алюминия. По всем показателям это более надежный и долговечный способ защиты изделий: срок безотказной службы таких конструкций — 50 лет.
В 2014 году из-за крупного недофинансирования в сфере строительства дорог произошел большой спад. Объемы производства заметно снизились и в ООО «Фирма Комстройэкспоцентр»: еще два-три года назад предприятие выпускало 3,2 тыс. тонн продукции, в прошлом году — 2 тыс. тонн, в этом году ожидается аналогичный объем производства.
Тем не менее работа не останавливается: все так же проходят профессиональные соревнования, подводятся итоги, лучшие работники поощряются, есть доска почета, на которой ежеквартально появляются 14 фотографий лучших работников.
Водопропускные трубы диаметром до 2 м позволяют сэкономить 10–30% затрат на строительство, диаметром 3–4 м — 50%, при замене малых пролетных мостов на трубы большого диаметра затраты снижаются на 50%.
Водопропускные конструкции из гофрированного металла на автодорогах играют важную роль в обеспечении устойчивости земляного полотна, они незаменимы в горных и предгорных районах, на пойменных участках рек и в зонах значительного перепада максимальных годовых температур. Общая протяженность водопропускных сооружений на автомобильных и железных дорогах измеряется десятками тысяч погонных метров. Область их применения, надо полагать, будет расширяться.