просмотры: 596

ЖКХ: на грани коммунальной катастрофы

Текст: Александр Белов
В начале 2016 года ситуация в сфере жилищно-коммунального хозяйства в Красноярске, и без того непростая, обострилась еще больше.
Вопросов к деятельности управляющих организаций у жителей краевого центра накопилось столько, что не понятно, за решение какого стоит браться в первую очередь. Впрочем, не меньше их и у самих «управленцев». Изменения в жилищном законодательстве, тарифная политика, расчеты с подрядчиками и ресурсоснабжающими организациями, взаимоотношения с собственниками жилья в многоквартирных домах — таков лишь малый круг проблем, с которыми сталкиваются в своей работе УК и ТСЖ.

— Увеличиваются административные штрафы, ужесточаются лицензионные требования, вносятся изменения и поправки в законодательные акты, над применением которых ломают головы юристы, экономисты, бухгалтеры управляющих компаний и ТСЖ, — говорит Светлана Бубенко, директор ООО УК «Радий». — Нарастает давление и со стороны ресурсоснабжающих компаний: не рассчитался до 15 числа текущего месяца в полном объеме за предыдущий — 20-го иск уже в суде. А если добавить к этому бесконечные собрания, снижение уровня доходов собственников и, соответственно, уровня их платежеспособности, становится совсем невесело. Объемы и скорость внесения поправок в нормативно-правовые акты, регулирующие управление многоквартирными домами, головокружительные, а вот конечный результат этих изменений для всех участников процесса остается неизвестным. Очень хочется, чтобы Минстрой России и краевое министерство строительства и ЖКХ утвердили  нормальные правила игры для представителей отрасли, которые не пришлось бы корректировать в течение хотя бы одного года.


Общее впечатление неблагополучности и дезорганизованности в этой сфере усугубляет ситуация, сложившаяся вокруг крупнейшей в городе управляющей организации — ГУК «Жилфонд», обслуживавшей порядка 80% всего жилого фонда Красноярска. Напомним, еще летом 2015 года компания оказалась на грани разорения: задолженность перед энергетиками за поставленные теплоресурсы составляла 1,3 млрд рублей, а общая сумма долгов превышала 2 млрд. Сибирская генерирующая компания приняла решение о приобретении «Жилфонда». Сделка была заключена в октябре, после чего стартовала масштабная реорганизация предприятия. Из семи управляющих компаний, входящих в структуру ГУК, три уже признаны банкротами, остальные подали соответствующие заявления в суд. Чтобы этот процесс не отразился на качестве предоставляемых населению жилищно-коммунальных услуг и не ущемлял интересы жителей, по поручению главы города Эдхама Акбулатова была создана специальная рабочая группа. Также мэр Красноярска направил письмо в прокуратуру, в котором попросил провести дополнительный аудит финансово-хозяйственной деятельности компании, чтобы понять, каким образом было осуществлено управление ресурсами, а при необходимости принять меры прокурорского реагирования в отношении управляющих компаний. Результаты проверки станут известны в мае. До этого времени общественный совет во главе с мэром предложил приостановить процедуру банкротства четырех дочерних компаний «Жилфонда», чтобы люди успели вступить в реестр кредиторов — тогда у них будет шанс вернуть хотя бы часть денег.


— Новым собственникам компании «Жилфонд» необходимо быть социально ответственными. Очень хорошо, что Сибирская генерирующая компания проводит финансовый аудит группы компаний, входящих в ГУК «Жилфонд». Со своей стороны ответственно заявляю, что муниципалитет будет контролировать работу управляющих компаний, требовать отчетность и финансовые документы компании «Жилфонд». В случае необходимости будем снова обращаться в прокуратуру. Начатая процедура банкротства компаний должна быть обоснована и осмыслена. В ее результате не должны пострадать интересы жителей. Вы должны разобраться в ситуации, а не спрятать концы в воду путем банкротства компаний, — с такими словами обратился глава Красноярска Эдхам Акбулатов к директору дивизиона «Тепло» СГК Игорю Максимову.


Жителям домов, которые ранее обслуживались управляющими компаниями из структуры «Жилфонда», предложено в рамках предусмотренных законом процедур перейти в единую обслуживающую организацию. Для этого им необходимо провести собрание жильцов дома и принять решение о переходе.


— Если у собственников есть желание перейти в другую компанию, противодействовать мы не будем. Единственная рекомендация со стороны СГК — заключить прямые договоры по оплате за тепло, — отмечает генеральный директор ООО ГУК «Жилфонд» Наталья Жавнова. — Я понимаю, что порядка 10% жилья, которое сейчас находится у нас в управлении, может в процессе перехода уйти в ТСЖ или к другим УК. Но надо понимать, что на сегодня в Красноярске просто нет такой компании, которая могла бы половину наших домов забрать себе: у нас не так много работников в коммунальной сфере, а все лучшие сотрудники уже работают у нас.


В нескольких многоквартирных домах, ранее обсуживавшихся в «Жилфонде», жители уже приняли решение о переходе в другие управляющие организации. Правда, сделать это оказалось не так просто, как заявляет руководство компании. Один из ярких примеров — ситуация с домом № 1 по ул. Вильского, находившимся в ведении ООО «КУЖФ Северо-Западная». Недавно собственники жилья в этом небольшом (всего на 100 квартир) жилом здании выразили намерение передать его в управление ООО «УК «Озерный», которая уже полтора года успешно ведет работы в соседнем доме — ул. Вильского, 3, а также с 2008 года обслуживает дом по ул. Вильского, 14. Что из этого вышло, рассказывает Елена Дронникова, директор ООО «Управляющая компания «Озерный»:


— Меня пригласили на общее собрание, его проводили представители Сибирской генерирующей компании с руководителями таких же небольших УК, в которые с аналогичными просьбами обратились жители домов «Жилфонда». Общий посыл был следующий: СГК выкупила эту организацию и хочет сохранить все дома, находившиеся под ее управлением. Поэтому нас призвали отказаться принимать их на обслуживание. Было сказано: «Дайте нам полгода, и за это время мы наведем порядок и покажем людям, что умеем работать». Но четыре месяца уже прошло, а мнение жителей никак не изменилось. Как бы то ни было, дом № 1 по ул. Вильского был внесен в реестр домов, находящихся под управлением УК «Озерный». Естественно, мы сразу направились на объект, чтобы посмотреть, в каком состоянии он находится. Дому менее 30 лет, выглядит он прилично, но когда мы зашли в подвал, то ужаснулись: ощущение такое, что туда никто не заглядывал на протяжении нескольких лет. Отсутствует часть канализационной системы, из-за чего стоки льются в подвал. Туда же выведена одна из труб ливневой канализации. Электрощитовая совмещена с тепловым узлом, в помещении высокая влажность и температура, контакты вводных кабелей раскалены докрасна. Мы срочно заказали в РЭС отключение, протянули контакты кабелей, восстановили отсутствующую канализацию, заменили сопла элеваторных узлов. И вот что странно: на счету дома имеются средства, не так давно в подъездах поменяли оконные блоки, установив пластиковые стеклопакеты. Почему же не были решены вопросы, имеющие первостепенное значение для обеспечения безопасного проживания людей?


Ответ на этот вопрос лежит на поверхности: когда под управлением компании всего три дома, каждая проблема на виду. Но когда их три тысячи и даже более — как учесть и заменить каждую протекающую трубу, починить каждый сломанный доводчик на входной двери? Чем масштабнее и разветвленнее структура, тем хуже она управляема. Тем больше средств и усилий тратится на обеспечение ее работоспособности, удовлетворение собственных внутренних потребностей, а не на обслуживание тех объектов, жизнеспособность которых она изначально призвана поддерживать.


— В целом могу сказать, что в истории России еще не было случая, когда без управления рисковали остаться 80% жилого фонда миллионного города, — подчеркивает Роман Казаков, лидер Общественного движения «Народный контроль в ЖКХ». — По моему личному мнению, в этом виноваты все. И прежние власти города, которые в 2006 году создали этого коммунального монстра, а в ходе его работы не следили за тем, чем он живет и дышит. И прежние хозяева, которые интересы своего кошелька ставили не только выше интересов жителей города, но и часто выше закона. И новые хозяева, которые, судя по всему, оказались ничуть не лучше прежних. Сегодня каждый собственник, кто имел несчастье обслуживаться в «Жилфонде», должен принять для себя решение: поверить еще раз или заключить договор с новой организацией. Выбор есть. Управляющие компании, которые не боятся давления и шантажа, тоже есть. В ситуации, когда власть бессильна, а коммерсанты творят все, что им вздумается, защитить себя можем только мы сами — ответственные и небезразличные собственники.


 


Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края информирует, что вся тарифная политика в сфере ЖКХ края реализуется с учетом решений Правительства Российской Федерации. Тарифы для ресурсоснабжающих организаций устанавливаются с календарной разбивкой с ростом не с начала текущего года. Ежегодное изменение тарифов на тепловую энергию, водоснабжение, водоотведение, электро- и газоснабжение осуществляется со второго полугодия. При этом не допускается повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов, утвержденных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации. Так, в соответствии с указом губернатора края от 31.12.2015 № 315-уг с 1 января по 30 июня 2016 года не предусмотрен рост платы, увеличение расходов граждан на оплату коммунальных услуг планируется на 4,4 процента только с 1 июля 2016 года. По отдельным муниципальным образованиям края, где реализуются инвестиционные программы, плата за коммунальные услуги изменится со второго полугодия на 6,7%. Все инвестиционные программы разработаны при непосредственном участии органов местного самоуправления и включают мероприятия по капитальному ремонту, реконструкции и модернизации объектов и инженерных систем коммунальной инфраструктуры. Реализация инвестиционных программ будет осуществляться через отлаженный системный механизм контроля со стороны министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства края и местных властей. Соблюдение предельного индекса является обязательством управляющих организаций и иных исполнителей коммунальных услуг. В случае нарушения предельного индекса граждане могут обращаться в Службу строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края, которая осуществляет государственный надзор за начислением платы граждан за коммунальные услуги в пределах возможно допустимого роста. В краевом консультационно-правовом центре по вопросам организации предоставления жилищно-коммунальных услуг, специалисты готовы давать пояснения и консультировать граждан по вопросам начисления платы с учетом предельных индексов.

OOO "РЕНОМЕ" (С) 2005 - 2019
Наш адрес: 660077, г.Красноярск, пр.Молокова, 40
(391) 276‒02‒57 многоканальный
(391) 277‒06‒66
(391) 276‒03‒57

Разработка RILMARK®