История развития гражданской авиации Красноярского края насчитывает более 100 лет, начиная с послереволюционного периода прошлого столетия. Первый самолет, точнее гидроплан на водных лыжах, приземлился в Красноярске в 1920 году на Стрелке возле Старобазарной площади, а в 1924 году в городе основали ОДВФ — Общество друзей воздушного флота. В 1925 году учредили отделение Осоавиахима СССР (ДОСААФ) и горожане сообща купили первый аэроплан марки «Сопвич», назвав его «Красноярец». Он базировался на аэродроме в Иннокентьевском поселке у ипподрома, пока военный летчик Роман Батурин не сдал экзамен на управление и не совершил несколько пропагандистских полетов в разные районы и города края, Хакасию. Об успехах советской авиации говорили на первом окружном съезде Авиахима 15 января 1926 года, когда решили в регионе открывать аэроклубы. Красноярцы в железнодорожных мастерских и военно-артиллерийской школе мастерили планеры и мечтали об освоении Крайнего Севера. В тот же год из города был совершен перелет через Енисейск в Туруханск. Со временем на острове Телячьем (Молокова) оборудовали первый гидропорт, но после строительства Коммунального моста через Енисей воздушная гавань переместилась в микрорайон нынешней Взлетки и только в конце 1970-х годов началось строительство на новом месте под Красноярском — в Емельяново.
ВОЗДУШНЫЕ ГАВАНИ РЕГИОНА
В 1954 году в Красноярске, когда на нынешней ул. Аэровокзальной было построено двухэтажное кирпичное здание аэропорта Северный, он заработал в полную силу. Ежечасно по разным направлениям отсюда вылетали сначала на самолетах Ли-2, а затем Ан-2, Як-12, Ил-14 порядка 150 человек. Уже в 1961 году в город поступили турбореактивные комфортабельные лайнеры, в числе которых многоместные Ил-18. С 1976 года стали летать новые самолеты Ту-154. Однако взлетно-посадочная полоса была длиной 2350 метров, из-за чего борта отрывались от земли в нескольких десятках метров от ул. Шахтеров и стало ясно, что нужно вынести аэропорт за пределы стремительно разрастающегося краевого центра. Особенно после инцидента, когда тяжелый Ту-154 пролетел над крышей микроавтобуса РАФ и опрокинул его. Несмотря на то что всех разрешительных документов еще не было, в тайге за городом приступили к строительству новой воздушной гавани. Первый секретарь крайкома КПСС Павел Федирко еще до утверждения проекта получил нужные согласия для начала работ. Чтобы появился новый аэропорт, пришлось срыть 18-метровый холм, ликвидировать внушительную низину, вывезти десятки кубометров леса. В 1980 году здесь приземлился первый технический борт, хотя все рейсы перевели в аэропорт Емельяново в 1988 году, а Северный официально закрыли.
В наши дни выполнение задач пассажиро- и грузопотоков в труднодоступные районы Красноярского края должен обеспечить комплексный подход к развитию авиационного транспорта. Однако для этого необходима масштабная модернизация существующей авиационной инфраструктуры, точнее возрождения сети малых аэропортов. Власти всерьез занялись проблемами устаревших воздушных гаваней и в 2012 году создали ФКП «Аэропорты Красноярья», передав в ведение организации аэропорты Туруханска, Подкаменной Тунгуски, Игарки, Северо-Енисейска, Кодинска и Мотыгино. Затем этот список пополнили аэропорты Диксона, Хатанги, Байкита, Туры, Ванавары и Енисейска. Реконструкция началась с аэропорта Черемшанка, обслуживающего местные авиалинии. Современный модульный терминал, взамен сгоревшего в 2011 году, позволил повысить качество обслуживания авиапассажиров. Новые рулежные дорожки построили в норильском аэропорту Алыкель, продолжается постепенное восстановление аэропортов Красноярья. Это необходимо сделать с учетом освоения масштабных инвестиционных проектов «Енисейской Сибири».
— В аэропортах Диксон, Хатанга, Туруханск, Байкит, Ванавара, Подкаменная Тунгуска, Северо-Енисейск, которые являются филиалами ФКП «Аэропорты Красноярья», требуется ремонт периметрового ограждения, а также приобретение, монтаж блок-модулей и капитальный ремонт зданий. Для этого требуется порядка 2 млрд рублей. Модернизация наземной инфраструктуры будет реализована в периоде 2021–2023 годов, — декларировал глава министерства транспорта Красноярского края Константин Димитров.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ АВИАХАБ
Краевые власти с начала 2000-х годов ведут разговор об организации в аэропорту особой экономической зоны (ОЭЗ) портового типа, чтобы создать региону хорошие перспективы для экономического рывка. На организацию авиатранспортного хаба для сближения с азиатскими странами в 2007 году планировалось затратить свыше 20 млн долларов США совместно с администрацией Красноярского края, авиакомпанией «Волга-Днепр» и ликвидированной ныне компанией «КрасЭйр». Об участии в проекте заявляли разные резиденты, в числе которых Lufthansa, ЗАО «Аэрофлот-Карго» и «Волга-Днепр». После обновления международного авиаузла Красноярска к Универсиаде-2019 он может даже стать флагманом и логистическим хабом Восточной Сибири. Введенная в эксплуатацию в 2021 году новая рулежная дорожка протяженностью 2691 метра позволит в два раза увеличить пропускную способность аэропорта и принимать борты массой свыше 400 тонн.
По мнению губернатора Красноярского края Александра Усса, в перспективе Красноярск способен быть транзитным узлом для самолетов из Юго-Восточной Азии в Северную Америку.
— Мы имеем все предпосылки для создания опорного авиатранспортного узла федерального международного уровня. Кроме того, Красноярский край — оптимальная площадка для организации транспортного коридора к Арктической зоне, где мы ведем работу с крупными компаниями по реализации масштабных инвестиционных проектов на севере. Не менее важно создать максимально комфортные и безопасные условия для перелетов красноярцев и гостей нашего края. Это предполагает увеличение грузопотока, в том числе авиационного, и стимулирует международное взаимодействие, развитие экономики, туризма и других сопутствующих сфер в регионе, — подчеркнул губернатор Красноярского края.
Уже сегодня из аэропорта Красноярск осуществляют регулярные и чартерные перевозки 28 российских и зарубежных авиакомпаний, а маршрутная сеть насчитывает 63 направления. К тому же воздушная гавань стала второй базовой площадкой компании «Аэрофлот» на основании подписанного соглашения с краевым правительством и ООО «Аэропорт Емельяново». Авиакомпания «ЭйрБриджКарго» (группы «Волга-Днепр») в 2,5 раза увеличила грузопотоки с Азией, Европой и Северной Америкой. Власти вернулись к созданию транспортного хаба ОЭЗ, но переосмыслив его в проект промышленно-производственного типа «Красноярская технологическая долина». Ряд инвесторов готовы выпускать здесь из алюминия продукцию для авиа- и машиностроения. Предполагается, что к 2030 году в ОЭЗ будут трудоустроены 1,3 тыс. человек. Между тем обновления в аэропорту продолжаются, строится переходная галерея из старого в новый терминал. Снова обсуждается межотраслевой проект железнодорожного сообщения с краевым центром 34-километровой однопутной ветки.
НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ «КРАСАВИА»
История АО «Красноярские Авиалинии» началась в 1951 году, когда для развития сообщения с северными районами региона создали Туринское авиазвено Красноярского УГВФ. Штат разрастался по мере выполнения задач освоения арктических территорий. В годы перестройки авиаотряд был преобразован во ФГУП «Туринское авиапредприятие», а 28 января 2002 года в ГП ЭАО «Эвенкия-АВИА». В 2007 году авиакомпания была реорганизована в краевое госпредприятие «КрасАвиа», которое занялось внутрирегиональными рейсами объединенных субъектов РФ (Таймыра, Эвенкии и края). Через 11 лет компания стала акционерным обществом с пакетом акций у краевого правительства.
Сегодня это одна из самых динамично развивающихся региональных авиакомпаний с постоянно обновляемым парком воздушных судов. Секрет успеха — в непрерывном повышении качества сервиса, усилении кадрового состава и открытии новых маршрутов, в том числе межрегиональных. Основные перелеты осуществляются на территории Крайнего Севера, и наряду с социальными субсидированными рейсами выполняются перелеты по доставке различных грузов и спецтехники по запросам крупного, среднего и малого бизнеса. Сейчас авиа-парк «КрасАвиа» состоит из 50 воздушных судов и вертолетов, одновременно реализуется программа реновации парка, которая направлена на замену устаревших Ан24/26, и на сегодняшний день она практически завершена в части самолетов: при поддержке краевого бюджета в собственность авиакомпании уже было приобретено 3 самолета Л-410 УВП и 2 самолета ATR-72. В 2021 г. проведена поэтапная передача в эксплуатацию пяти самолетов ATR-42. Ранее в 2019 году было подписано соглашение о намерениях на поставку трех самолетов Ил 114-300 после их выхода в серийный выпуск, что планируется не ранее 2024 года.
Второй блок программы реновации — обновление вертолетного парка в период с 2021 по 2027г. — позволит пополнить флот авиакомпании 10 новыми современными вертолетами Ми-8 АМТ/МТВ-1 (2021 г. — 2 ВС; 2022 г. — 2 ВС; 2023 г. — 1 ВС; 2024 г. — 2 ВС; 2025 г. — 1 ВС; 2026 г. —1 ВС; 2027 г. — 1 ВС). По общему количеству вертолетов парк АО «КрасАвиа» практически не изменится, но в корне изменится его качество. Это даст возможность использовать располагаемый флот более активно и производительно.
С января 2020 года «КрасАвиа» стала ключевым авиаперевозчиком в рамках реализации проектов трех столиц регионов КИП «Енисейская Сибирь», связав воздушным сообщением Красноярск с Абаканом и Кызылом. Это позволило наладить более тесные деловые контакты между субъектами комплексного инвестиционного проекта. Полеты осуществляются в рамках федеральной программы субсидирования перелетов при поддержке бюджетов Красноярского края и Хакасии. С учетом развития малой авиации для внутреннего и въездного туризма под брендом КИП разрабатываются несколько ключевых межрегиональных проектов, в реализации которых авиакомпания будет играть не последнюю роль. 11 января компания получила от федерального агентства воздушного транспорта комплексное заключение о соответствии требованиям федеральных авиационных правил, на основании которых могут выполняться международные воздушные перевозки. Допуск к международным полетам открывает для АО «КрасАвиа» новые возможности и рынки. С каждым годом «КрасАвиа» демонстрирует значительные достижения, становится по-настоящему безопасной, стабильной и комфортной авиакомпанией.
Все задуманные планы по усилению возможностей авиационного комплекса Красноярья позволят повысить экономический потенциал сибирских территорий мегапроекта «Енисейской Сибири» и расширят межрегиональную транспортную сеть. Конструктивные перемены авиационной отрасли в рамках макрорегиона говорят о последовательном укреплении воздушных мостов и динамичном развитии инфраструктурных проектов.