АРХИВ ПУБЛИКАЦИЙ / RENOME / 01 (182) 2022 (07.02.2022)

История авиации края

Текст: Анна Гютт
Современный мир авиационного транспорта бурно развивается благодаря новейшим достижениям науки и техники. Власти и представители авиабизнеса отлично понимают, что от успехов отрасли зависит экономика регионов. Сегодня краевой авиакомплекс переживает новый эволюционный виток, чему способствуют важные инфраструктурные проекты инвестиционных инициатив КИП «Енисейская Сибирь».
История развития гражданской авиации Красноярского края насчитывает более 100 лет, начиная с послереволюционного периода прошлого столетия. Первый самолет, точнее гидроплан на водных лыжах, приземлился в Красноярске в 1920 году на Стрелке возле Старобазарной площади, а в 1924 году в городе основали ОДВФ — Общество друзей воздушного флота. В 1925 году учредили отделение Осоавиахима СССР (ДОСААФ) и горожане сообща купили первый аэроплан марки «Сопвич», назвав его «Красноярец». Он базировался на аэродроме в Иннокентьевском поселке у ипподрома, пока военный летчик Роман Батурин не сдал экзамен на управление и не совершил несколько пропагандистских полетов в разные районы и города края, Хакасию. Об успехах советской авиации говорили на первом окружном съезде Авиахима 15 января 1926 года, когда решили в регионе открывать аэроклубы. Красноярцы в железнодорожных мастерских и военно-артиллерийской школе мастерили планеры и мечтали об освоении Крайнего Севера. В тот же год из города был совершен перелет через Енисейск в Туруханск. Со временем на острове Телячьем (Молокова) оборудовали первый гидропорт, но после строительства Коммунального моста через Енисей воздушная гавань переместилась в микрорайон нынешней Взлетки и только в конце 1970-х годов началось строительство на новом месте под Красноярском — в Емельяново.

 


ВОЗДУШНЫЕ ГАВАНИ РЕГИОНА


В 1954 году в Красноярске, когда на нынешней ул. Аэровокзальной было построено двухэтажное кирпичное здание аэропорта Северный, он заработал в полную силу. Ежечасно по разным направлениям отсюда вылетали сначала на самолетах Ли-2, а затем Ан-2, Як-12, Ил-14 порядка 150 человек. Уже в 1961 году в город поступили турбореактивные комфортабельные лайнеры, в числе которых многоместные Ил-18. С 1976 года стали летать новые самолеты Ту-154. Однако взлетно-посадочная полоса была длиной 2350 метров, из-за чего борта отрывались от земли в нескольких десятках метров от ул. Шахтеров и стало ясно, что нужно вынести аэропорт за пределы стремительно разрастающегося краевого центра. Особенно после инцидента, когда тяжелый Ту-154 пролетел над крышей микроавтобуса РАФ и опрокинул его. Несмотря на то что всех разрешительных документов еще не было, в тайге за городом приступили к строительству новой воздушной гавани. Первый секретарь крайкома КПСС Павел Федирко еще до утверждения проекта получил нужные согласия для начала работ. Чтобы появился новый аэропорт, пришлось срыть 18-метровый холм, ликвидировать внушительную низину, вывезти десятки кубометров леса. В 1980 году здесь приземлился первый технический борт, хотя все рейсы перевели в аэропорт Емельяново в 1988 году, а Северный официально закрыли.


В наши дни выполнение задач пассажиро- и грузопотоков в труднодоступные районы Красноярского края должен обеспечить комплексный подход к развитию авиационного транспорта. Однако для этого необходима масштабная модернизация существующей авиационной инфраструктуры, точнее возрождения сети малых аэропортов. Власти всерьез занялись проблемами устаревших воздушных гаваней и в 2012 году создали ФКП «Аэропорты Красноярья», передав в ведение организации аэропорты Туруханска, Подкаменной Тунгуски, Игарки, Северо-Енисейска, Кодинска и Мотыгино. Затем этот список пополнили аэропорты Диксона, Хатанги, Байкита, Туры, Ванавары и Енисейска. Реконструкция началась с аэропорта Черемшанка, обслуживающего местные авиалинии. Современный модульный терминал, взамен сгоревшего в 2011 году, позволил повысить качество обслуживания авиапассажиров. Новые рулежные дорожки построили в норильском аэропорту Алыкель, продолжается постепенное восстановление аэропортов Красноярья. Это необходимо сделать с учетом освоения масштабных инвестиционных проектов «Енисейской Сибири».


— В аэропортах Диксон, Хатанга, Туруханск, Байкит, Ванавара, Подкаменная Тунгуска, Северо-Енисейск, которые являются филиалами ФКП «Аэропорты Красноярья», требуется ремонт периметрового ограждения, а также приобретение, монтаж блок-модулей и капитальный ремонт зданий. Для этого требуется порядка 2 млрд рублей. Модернизация наземной инфраструктуры будет реализована в периоде 2021–2023 годов, — декларировал глава министерства транспорта Красноярского края Константин Димитров.


 


МЕЖДУНАРОДНЫЙ АВИАХАБ


Краевые власти с начала 2000-х годов ведут разговор об организации в аэропорту особой экономической зоны (ОЭЗ) портового типа, чтобы создать региону хорошие перспективы для экономического рывка. На организацию авиатранспортного хаба для сближения с азиатскими странами в 2007 году планировалось затратить свыше 20 млн долларов США совместно с администрацией Красноярского края, авиакомпанией «Волга-Днепр» и ликвидированной ныне компанией «КрасЭйр». Об участии в проекте заявляли разные резиденты, в числе которых Lufthansa, ЗАО «Аэрофлот-Карго» и «Волга-Днепр». После обновления международного авиаузла Красноярска к Универсиаде-2019 он может даже стать флагманом и логистическим хабом Восточной Сибири. Введенная в эксплуатацию в 2021 году новая рулежная дорожка протяженностью 2691 метра позволит в два раза увеличить пропускную способность аэропорта и принимать борты массой свыше 400 тонн.


По мнению губернатора Красноярского края Александра Усса, в перспективе Красноярск способен быть транзитным узлом для самолетов из Юго-Восточной Азии в Северную Америку.


— Мы имеем все предпосылки для создания опорного авиатранспортного узла федерального международного уровня. Кроме того, Красноярский край — оптимальная площадка для организации транспортного коридора к Арктической зоне, где мы ведем работу с крупными компаниями по реализации масштабных инвестиционных проектов на севере. Не менее важно создать максимально комфортные и безопасные условия для перелетов красноярцев и гостей нашего края. Это предполагает увеличение грузопотока, в том числе авиационного, и стимулирует международное взаимодействие, развитие экономики, туризма и других сопутствующих сфер в регионе, — подчеркнул губернатор Красноярского края.


Уже сегодня из аэропорта Красноярск осуществляют регулярные и чартерные перевозки 28 российских и зарубежных авиакомпаний, а маршрутная сеть насчитывает 63 направления. К тому же воздушная гавань стала второй базовой площадкой компании «Аэрофлот» на основании подписанного соглашения с краевым правительством и ООО «Аэропорт Емельяново». Авиакомпания «ЭйрБриджКарго» (группы «Волга-Днепр») в 2,5 раза увеличила грузопотоки с Азией, Европой и Северной Америкой. Власти вернулись к созданию транспортного хаба ОЭЗ, но переосмыслив его в проект промышленно-производственного типа «Красноярская технологическая долина». Ряд инвесторов готовы выпускать здесь из алюминия продукцию для авиа- и машиностроения. Предполагается, что к 2030 году в ОЭЗ будут трудоустроены 1,3 тыс. человек. Между тем обновления в аэропорту продолжаются, строится переходная галерея из старого в новый терминал. Снова обсуждается межотраслевой проект железнодорожного сообщения с краевым центром 34-километровой однопутной ветки.


 


НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ «КРАСАВИА»


История АО «Красноярские Авиалинии» началась в 1951 году, когда для развития сообщения с северными районами региона создали Туринское авиазвено Красноярского УГВФ. Штат разрастался по мере выполнения задач освоения арктических территорий. В годы перестройки авиаотряд был преобразован во ФГУП «Туринское авиапредприятие», а 28 января 2002 года в ГП ЭАО «Эвенкия-АВИА». В 2007 году авиакомпания была реорганизована в краевое госпредприятие «КрасАвиа», которое занялось внутрирегиональными рейсами объединенных субъектов РФ (Таймыра, Эвенкии и края). Через 11 лет компания стала акционерным обществом с пакетом акций у краевого правительства.


Сегодня это одна из самых динамично развивающихся региональных авиакомпаний с постоянно обновляемым парком воздушных судов. Секрет успеха — в непрерывном повышении качества сервиса, усилении кадрового состава и открытии новых маршрутов, в том числе межрегиональных. Основные перелеты осуществляются на территории Крайнего Севера, и наряду с социальными субсидированными рейсами выполняются перелеты по доставке различных грузов и спецтехники по запросам крупного, среднего и малого бизнеса. Сейчас авиа-парк «КрасАвиа» состоит из 50 воздушных судов и вертолетов, одновременно реализуется программа реновации парка, которая направлена на замену устаревших Ан24/26, и на сегодняшний день она практически завершена в части самолетов: при поддержке краевого бюджета в собственность авиакомпании уже было приобретено 3 самолета Л-410 УВП и 2 самолета ATR-72. В 2021 г. проведена поэтапная передача в эксплуатацию пяти самолетов ATR-42. Ранее в 2019 году было подписано соглашение о намерениях на поставку трех самолетов Ил 114-300 после их выхода в серийный выпуск, что планируется не ранее 2024 года.


Второй блок программы реновации — обновление вертолетного парка в период с 2021 по 2027г. — позволит пополнить флот авиакомпании 10 новыми современными вертолетами Ми-8 АМТ/МТВ-1 (2021 г. — 2 ВС; 2022 г. — 2 ВС; 2023 г. — 1 ВС; 2024 г. — 2 ВС; 2025 г. — 1 ВС; 2026 г. —1 ВС; 2027 г. — 1 ВС). По общему количеству вертолетов парк АО «КрасАвиа» практически не изменится, но в корне изменится его качество. Это даст возможность использовать располагаемый флот более активно и производительно.


С января 2020 года «КрасАвиа» стала ключевым авиаперевозчиком в рамках реализации проектов трех столиц регионов КИП «Енисейская Сибирь», связав воздушным сообщением Красноярск с Абаканом и Кызылом. Это позволило наладить более тесные деловые контакты между субъектами комплексного инвестиционного проекта. Полеты осуществляются в рамках федеральной программы субсидирования перелетов при поддержке бюджетов Красноярского края и Хакасии. С учетом развития малой авиации для внутреннего и въездного туризма под брендом КИП разрабатываются несколько ключевых межрегиональных проектов, в реализации которых авиакомпания будет играть не последнюю роль. 11 января компания получила от федерального агентства воздушного транспорта комплексное заключение о соответствии требованиям федеральных авиационных правил, на основании которых могут выполняться международные воздушные перевозки. Допуск к международным полетам открывает для АО «КрасАвиа» новые возможности и рынки. С каждым годом «КрасАвиа» демонстрирует значительные достижения, становится по-настоящему безопасной, стабильной и комфортной авиакомпанией.


Все задуманные планы по усилению возможностей авиационного комплекса Красноярья позволят повысить экономический потенциал сибирских территорий мегапроекта «Енисейской Сибири» и расширят межрегиональную транспортную сеть. Конструктивные перемены авиационной отрасли в рамках макрорегиона говорят о последовательном укреплении воздушных мостов и динамичном развитии инфраструктурных проектов. 

просмотры: 276
Чтобы активировать просмотр электронных материалов Издательского Дома «Реноме» необходимо .
OOO "РЕНОМЕ" (С) 2005 - 2022
Наш адрес: 660077, г.Красноярск, пр.Молокова, 40
(391) 276‒02‒57 многоканальный
(391) 277‒06‒66
(391) 276‒03‒57

Разработка RILMARK®

RENOME № 08 (189) БСМП № 17 ГУФСИН РОССИИ  ПО КРАСНОЯРСКОМУ КРАЮ № 1
СТЭМ № 1 Оберег № 5 «Управления по охране объектов цветной металлургии» № 1
Магсибмет № 1 Референтный центр № 1 ООО СК «Сибирь» № 1
Куда пойти учиться № 3 СПЕЦПРОЕКТЫ ИД «РЕНОМЕ» № 2 Красноярский строительный техникум № 1
МП «МУК Красноярская» № 1 Канский политехнический техникум № 1 Девять вех № 2
Дивногорский колледж-интернат олимпийского резерва № 1 ИТС Сибирь № 01 Про Регби № 3-4 (80-81)
Медика-Восток № 1 Говорит красноярск № 55 Говорит Красноярск о здоровье № 53
Промоборудование № Насосные станции повышения давления КАНСК 375 № 1 На страже закона № 1
40 лет регби в Красноярске № 40 лет регби в Красноярске