В октябре строящийся жилой дом на ул. Годенко по проекту заслуженного архитектора России Владимира Ульянова украсила скульптура Терпсихоры, выполненная в технике металлопластики. Идею разместить скульптуру на фасаде жилого дома поддержали руководство фирмы ЗАО «Культбытстрой», которая возводит этот объект, во главе с генеральным директором Геннадием Семеняковым и генеральный проектировщик ООО «КБС-Проект» Аркадий Супоницкий.
Выбор персонажа обусловлен расположением здания: оно фактически открывает улицу, которая носит имя Михаила Годенко — известного артиста балета и хореографа, принесшего Красноярскому ансамблю танца Сибири мировую славу. Реализация творческого замысла была поручена профессионалам «Мира кованых изделий» под руководством генерального директора Виктора Хуакова. Обладая большим опытом в решении таких задач, мастера успешно справились с поставленной задачей.
— Изначально в проекте не было указано, какой именно должна быть скульптура, предполагалось только, что это будет некий объект, который придаст зданию законченный вид. Поэтому я подготовил несколько предложений от более абстрактных форм до вполне иконических и фигуративных эскизов арт-объекта. Внимание заказчика привлекла идея эскиза музы танца Терпсихоры, над которой и была впоследствии сосредоточена работа, — рассказывает Степан Ливак, профессор, заведующий кафедрой «Дизайн графический» Красноярского государственного художественного института. — Принимая во внимание средовые и архитектурные контексты, в которые должна быть вписана фигура музы, мне не хотелось следовать классическим принципам монументальной скульптуры. В этом образе я стремился воплотить современные тенденции художественной формы скульптурной пластики, а также наделить произведение признаками знаковой семантики, присущей русской иконе. Надеюсь, воплотилось это в большей степени в силуэте фигуры, в трактовке пластики ее драпировок. Небольшая динамика, наклон и поворот Терпсихоры в танце обеспечивают определенную легкость и невесомость, несмотря на внушительный вес изделия. Реализовать замысел помогла технология металлопластики из листовой стали и художественной ковки. В процессе работы требовалось выполнение модели в натуральную величину, но не в мягком материале, а из картона: приходилось кроить, вырезать и склеивать, примерять и выверять. Бумаги и картона ушло около 150 кв. м.
Что касается размеров, по поводу которых у заказчика возникли сомнения, то здесь изготовители апеллируют к традиционным канонам, согласно которым высота фигуры не может быть ниже человеческого роста, даже если она устанавливается на небольшой высоте от земли. Что же говорить о конструкции, которая должна разместиться на уровне шестого этажа? Достаточно вспомнить хорошо известный красноярцам фонтан «Икар»: четырехметровая фигура, словно парящая среди водных струй, отнюдь не выглядит грузной или массивной.
Сегодня все сомнения и волнения, связанные с изготовлением и установкой скульптуры, позади — танцующая Терпсихора заняла свое почетное место на выступающей части здания по ул. Михаила Годенко. Как и все новое, она привлекает внимание, вызывает споры. Но и заказчики, и мастера, работавшие над скульптурой, верят, что она станет не только очередной точкой в путеводителе по достопримечательностям Красноярска, но и придется по душе его жителям, врастет в ткань города и станет предметом гордости для тех, кто поселится в этом доме.