просмотры: 27

Хранители водных путей

Текст: Андрей Кузнецов Фото: Иван Юхименко, архив ФБУ «Администрация «Енисейречтранс»
Новый 2018 год будет юбилейным для Администрации Енисейского бассейна внутренних водных путей. О том, как встречают 80-летие «путейцы речных магистралей», рассказал руководитель ФБУ «Администрация «Енисейречтранс» Владимир Байкалов.

— Мы как федеральное бюджетное учреждение задание государства в 2017 году выполнили — обеспечили успешную навигацию. В результате весь груз, который был предъявлен к перевозкам на Енисее, в том числе и северный завоз, все перевезено, — начинает разговор Владимир Викторович.


Сложным был минувший год на Подкаменной Тунгуске, ведь судоходный период — всего 15 дней. Тем не менее весь запланированный груз транспортные компании завезли. На Нижней Тунгуске и других судоходных притоках мы отработали без проблем.


Если брать годовой объем перевозок в бассейне, то в нынешнюю навигацию он сократился от прежде достигнутого значения на 600 тыс. тонн. В частности, меньше технологического песка взял «Норильский никель», золотодобывающая компания «Полюс» взяла меньше угля с Кокуйского месторождения. В августе-сентябре были снижены габариты судового хода на Ангаре, потому что Богучанская ГЭС прикрыла сброс. Маловодность длится там уже более 4 лет: воды мало в Байкале и, соответственно, во всем каскаде ангарских ГЭС. Из-за этого не вывезли по Ангаре запланированный объем леса в плотах, магнезита с комбината в Раздолинске (Мотыгинский район). Вот из этого всего и сложился недобор в объемах грузоперевозок.


Уже более 10 лет на Енисее нет серьезных аварий. В нынешнюю навигацию было только три небольших инцидента.


— «Енисейречтранс» — это, по сути, «дорожники», но на реке. Расскажите об основных акцентах в работе компании. 


— Да, мы обеспечиваем судоходство, мы же его и контролируем. Обеспечение — это габариты пути, циркуляры безопасности плавания, ежегодные дно-углубительные работы. После каждого ледохода перед началом навигации мы отправляем на разведку изыскательские партии, они полностью промеряют весь бассейн. Туда, где появились наносы, мы отправляем земснаряд, чтобы он их убрал. Также каждым ледоходом и весенним паводком уносит по 100-200 береговых навигационных знаков. Мы их строим заново.


Вторая половина нашей работы — портконтроль. Перед навигацией и в течение навигации мы проверяем техническое состояние судов, исполнение всех условий безопасной эксплуатации.


Уровень воды в Енисее сейчас зарегулирован Саяно-Шушенской и Красноярской ГЭС. Если в их водохранилищах много воды, объем ее пропуска, устанавливаемый несколькими контролирующими организациями, достаточен. За последние три года мы достигли определенного консенсуса с гидроэнергетиками и приостановили повышенный сброс воды ранней весной во время паводка. Теперь пропуск воды более равномерный весь период навигации.


Также мы поддерживаем габариты пути за счет гидротехнических сооружений. По федеральной целевой программе 2010–2020 годов, разработанной по результатам научного обоснования, мы уже построили 7 струенаправляющих дамб, которые как бы подпирают уровень воды на быстрых и мелких речных перекатах. Они увеличивают габариты пути и улучшают условия судоходства. Такие дамбы построены в районе Шалунинского переката (выше Красноярска, в районе острова Сосновый), в черте Красноярска — на Ладейских перекатах, в районе Коркинского переката и Березовских камней. В 2016-м мы построили выправительное гидротехническое сооружение на Быстрянском перекате, а в 2017-м — на Пискуновском — это уже ниже Казачинского порога. Остался из этой программы один перекат — Падеринский. Там мы будем работать в 2018 году.


В Казачинском пороге при нормальном сбросе воды поддерживается глубина 2,9 метра. Действительно, в навигацию-2012 пассажирские теплоходы «Чкалов» и «Матросов» не могли ходить на участке от Красноярска до Енисейска из-за малых глубин в Казачинском пороге, но это был маловодный год, когда Красноярское водохранилище за осень и весну не набрало достаточного объема воды, чтобы обеспечить нормальное судоходство летом.


— Как задействован судоподъемник у Красноярской ГЭС в речных перевозках, есть ли судоходство, кроме маломерного флота, в верхнем бьефе? 


— Бывают случаи, когда без судоподъемника просто не обойтись. Например, при доставке рабочих колес турбин и другого крупногабаритного оборудования Саяно-Шушенской ГЭС. Ни самолетом, ни поездом, ни автомобилем такой груз не доставить — везли Северным морским путем и по реке Енисей.


А вообще красноярское водохранилище сейчас слабо используют для перевозок. Тому есть объективные причины. Во-первых, пока строили Красноярскую ГЭС, а потом еще и судоподъемник, сквозное речное движение отсутствовало, многие грузы ушли на автотранспорт и железную дорогу. В 70-80-х годах за навигацию делали по 700 судопропусков, а в нынешнем году их было лишь 70. Тем не менее и сегодня судоподъемник на Красноярской ГЭС остается стратегически важным сооружением. В ближайшее время планируется большая реконструкция на Саянском алюминиевом заводе, и для доставки туда крупногабаритных грузов судоподъемник будет задействован.


— За последние годы в Енисейском бассейне увеличивается или сокращается протяженность водных путей? 


— У нас 8200 км судоходных путей. Да, где-то речных перевозок не стало из-за того, что появились автомобильные дороги.


Разработка Ванкорского месторождения в Туруханском районе не только поддержала наши судоходные компании, но и дала импульс их развитию, у речников появился дополнительный объем работ. На Большой Хете, по которой везут грузы на Ванкор, мы обслуживаем только 47 км до поселка Тухард. Выше на расстояние почти в 400 км суда могут пройти лишь в режиме экспедиционного завоза в период половодья.


Так же, только по большой воде, работают на Подкаменной Тунгуске и Нижней Тунгуске, на реках Сым и Кас. Упала интенсивность движения на реках Курейка и Хантайка, где расположены таймырские ГЭС, однако и там завоз в необходимых объемах обеспечен.


— Предстоящий 2018 год будет для вашего учреждения юбилейным — 80 лет. О каких датах или событиях вспоминается в первую очередь?


— Прежде всего это день 1 апреля 1938 года, когда Постановлением Совнаркома СССР для создания и поддержания безопасных условий судоходства на Енисее и его притоках было создано отдельное предприятие — Енисейское бассейновое управление пути. Ранее эту функцию осуществляли подразделения Енисейского речного пароходства. В преддверии юбилея мы двенадцати нашим теплоходам дали имена заслуженных речников-путейцев, и в 2018-м году намерены эту традицию продолжить.


В Западной Сибири 80 лет назад одновременно были созданы три бассейновых управления: наше Енисейское, Обское и Обь-Иртышское. В 2018 году мы вместе запланировали ряд мероприятий, включая спортивные соревнования речников, которые пройдут в Новосибирске — географически как раз между Омском и Красноярском.


Подытоживая 2017 год, хочу поздравить всех речников Енисейского бассейна с новогодними праздниками, желаю радости, здоровья, хорошего настроения в 2018 году! Желаю, чтобы всем нам хватило работы, чтобы была устойчивая перспектива речных перевозок.


А забот на речных путях немало. Например, в том же 2018 году начнут строить Абалаковский ЦБК, и после ввода его в эксплуатацию к существующему объему перевозок в Енисейском бассейне добавятся 4 млн кубометров древесного сырья для этого комбината. Это немало, если учесть, что сейчас за навигацию мы перевозим в целом 6 млн тонн грузов. Значит, судоходство на речных просторах Красноярья еще больше активизируется. Такая перспектива вселяет искренний оптимизм. 

OOO "РЕНОМЕ" (С) 2005 - 2018
Наш адрес: 660077, г.Красноярск, пр.Молокова, 40
(391) 276‒02‒57 многоканальный
(391) 277‒06‒66
(391) 276‒03‒57

Разработка RILMARK®