«Ханума» — классическая комедия положений с множеством ярких характерных образов. Она была создана в 1972 году композитором Гией Канчели и драматургами Владимиром Константиновым и Борисом Рацером по одноименной пьесе грузинского автора Авксентия Цагарели. Согласно сюжету богатый купец Микич Котрянц желает заполучить себе княжеский титул и для этого решает выдать свою дочь Сону за обедневшего грузинского князя Вано Пантиашвили. Устроить выгодную сделку берется сваха Кабато в надежде пододвинуть на пьедестале свою конкурентку — королеву матримониального бизнеса Хануму. Последняя же, будучи успешным организатором, разыгрывая ситуацию в свою пользу, в очередной раз доказала, что «лучше свахи в мире нет».
— Гениальность этой пьесы, как и всякой классики в том, что она открывается ключом любого времени, как, например, «Свадьба Фигаро» Бомарше или «Тартюф» Мольера. Это история про нас, про сегодняшний день. Здесь ничего не нужно осовременивать — определенные параллели напрашиваются сами собой: имеющий уши да услышит, имеющий глаза да увидит. И, как любая комедия положений, этот спектакль ставит зеркало перед зрителем, — рассказывает режиссер-постановщик, главный режиссер Красноярского музыкального театра Николай Покотыло.
Авторы спектакля не стали менять место и время действия — это условный конец XIX века, атмосфера южного города с характерным колоритом и архитектурой: ажурные кованые балконы, винтовые внешние лестницы, заросшие виноградом, а также национальные костюмы. При этом в деталях традиционную картину дополняют элементы современного дня.
Так, пластическая партитура изобилует элементами современных танцевальных направлений. Хореограф-постановщик Марина Суконцева отмечает, что танцевальный стиль для каждого персонажа выбирался исходя из особенностей образа. Ханума — икона стиля, королева этого места, безоговорочный лидер в своем деле. Ее основной стиль — дэнсхолл, декларирующий свободу и раскрепощенность, а прототип — певица Мадонна, которой удается быть актуальной во все времена. Кабато хочет занять в обществе место Ханумы, но как это сделать, не знает и, словно губка, впитывает самое модное, что есть вокруг. Поэтому основой ее пластики становится джаз-фанк — стиль, сформированный на заимствовании элементов из многих популярных направлений. Микич — типичный представитель уличной культуры. Его прототип — Богдан Титомир, первый русский рэпер. Отсюда в хореографии купца появляется хип-хоп, а в костюме — соболиная шапка и золотые цепи.
Пластическую партитуру роли дополняет визуальная составляющая, где также соединяются национальные и современные мотивы. Художник по костюмам Анастасия Шенталинская говорит, что идея костюмов родилась из образа восточного базара — места, где пересекается большое количество людей разных национальностей и традиций. Поэтому в костюмах можно встретить соединение самых разных стилей. Например, бабушка Ануш ходит в модных розовых кроссовках, у свиты Микича появляются рэперские шапки, у Кабато леопардовые принты в стиле Дольче и Габбана. У Соны прослеживается параллель со стилем бренда «Шанель» 90-х годов. Спектакль поражает разновидностью и красочностью образов. Всего для постановки было создано полторы сотни уникальных костюмов. Каждый наряд — произведение искусства. «Хануму» уже назвали бенефисом художественно-производственных цехов.
В следующий раз спектакль «Ханума» Красноярского музыкального театра можно будет увидеть на открытии 61-го творческого сезона в сентябре.