— В ближайшие три года краевой центр получит дополнительно 5 млрд рублей из федерального и краевого бюджетов. Эти средства пойдут на реализацию мероприятий по благоустройству и развитию инфраструктуры Красноярска. Это, безусловно, позитивный фактор, поскольку очень важно сделать наш город привлекательным, комфортным и удобным для жизни. Сегодня мы живем в условиях постиндустриальной экономики, когда главной ценностью является не земля, не промышленные производства, а человеческие ресурсы, — убежден Константин Сенченко, депутат Красноярского городского Совета депутатов. — Поэтому очень остро стоит вопрос о том, кто будет жить в Красноярске. Нам необходимы грамотные, творческие, молодые люди, заинтересованные в развитии той территории, где они живут. И одним из способов привлечения их в город может и должно стать развитие его инфраструктуры.
— Константин Владимирович, какие проекты сегодня реализуются в Красноярске в этом направлении?
— В текущем году планируется провести ремонт трех магистральных улиц: пр. Мира и ул. Карла Маркса в центре, на правобережье — пр. им. газеты «Красноярский рабочий» на участке от Предмостной площади до Нефтебазы, а также Коммунального моста. Запланированы средства на ремонт фасадов 81 дома, благоустройство около 200 дворовых участков. Кроме того, обсуждается перспектива развития инфраструктуры острова Молокова, территория которого в настоящее время не используется. В частности, рассматривается возможность превратить его в кластер патриотического воспитания молодежи. Проектов по благоустройству много, но их может быть еще больше и они могут быть гораздо более креативными, если привлекать к этой работе творческих людей, знаменитых дизайнеров, проектировщиков. Безусловно, это связано с финансовыми расходами, но когда речь идет о долгосрочной перспективе развития города, считаю, это оправдано.
— Еще одним якорем для закрепления населения в городе и крае может стать решение проблемы экологии, однако пока улучшений не видно…
— Действительно, проблема обсуждается уже не один год, но решение пока не найдено. Думаю, главным инструментом здесь должно стать усиление ответственности тех, кто систематически нарушает природоохранное законодательство. Причем нужно понимать, что это не только крупные промышленные предприятия, допускающие выбросы в окружающую среду. Например, огромный пласт проблем связан с деятельностью строительных компаний, которые вывозят мусор со стройплощадок в места, не предназначенные для этого. Причем отслеживают эту ситуацию не ответственные за экологию организации, а городские активисты и волонтеры. Считаю, что для города с миллионным населением это недопустимо.
В этом году мы плотно занялись вопросами, связанными с эксплуатацией мусорных полигонов. В частности, выяснилось, что с компанией «Экоресурс», на протяжении нескольких лет эксплуатирующей полигон за Шинным кладбищем, до сих пор не заключен договор на рекультивацию этих земель по окончании срока эксплуатации. Мы добились заключения дополнительного соглашения с компанией.
Другая актуальная проблема в области экологии связана с деятельностью организаций, занимающихся откачкой септиков в частном жилом секторе. Единственная в городе сливная станция, расположенная на ул. 60 лет Октября, не способна принять отходы, которые в день перевозят 60–80 машин. Из-за этого частники, вместо того чтобы ждать очереди на станцию, сливают отходы в городскую канализацию, которая не справляется с такой нагрузкой. При этом жители домов в частном секторе, не подключенных к центральной канализации, не отчисляют деньги компании «Крас-Ком», которая занимается ее обслуживанием. Следовательно, у организации нет средств ни на строительство новых сливных станций, ни на ремонт единственной действующей. Депутатам Горсовета предстоит решить этот вопрос, найти варианты финансирования, чтобы на каждом берегу такие станции были оборудованы. Решение этой, на первый взгляд частной, проблемы также позволит улучшить экологическую обстановку в Красноярске.
Если же говорить о перспективах преображения города в целом, думаю, нам необходимо ставить перед собой как можно более масштабные и амбициозные задачи: создавать креативные кластеры, территории инновационного развития, формировать новые точки роста и привлекать к их реализации активную и творческую молодежь. Нужно использовать мировой опыт, в том числе наших соседей из Китая. Например, я недавно побывал в Чанчуне — городе-побратиме Красноярска, и меня впечатлило, насколько уверенно в Китае развивается дорожное сообщение: строятся многоуровневые развязки, почти все крупные города связаны между собой линиями скоростного сообщения. Этот опыт тоже необходимо перенимать.
Поиск новых, креативных форматов касается не только благоустройства, но и экономики: добавочная стоимость товара должна формироваться не за счет того, что человек стоит у станка, а за счет творческой составляющей его труда. Думаю, после проведения Универсиады нам необходимо сосредоточить усилия именно в этом направлении.