Город с особым режимом
Текст: Екатерина Фелица Фото: архив ИД «Реноме»
Железногорск, Красноярск-26, «Девятка», Атомград — как только ни называли город, расположенный в долине реки Енисей, в 64 км от Красноярска, в окружении заросших тайгой сопок. Сегодня Железногорск — красивый и современный город, историю которого невозможно отделить от биографий ФГУП «Горно-химический комбинат», АО «Информационные спутниковые системы» им. академика М. Ф. Решетнева», ФГУП «УССТ № 9 при Спецстрое России» и Химзавода — филиала ФГУП «Красмаш», расположенного в п. Подгорный.
Железногорск — город передовых научных достижений и высоких технологий, основная деятельность градообразующих предприятий которого направлена на разработку и внедрение проектов по использованию атомной энергии в мирных целях и развитию космических технологий. На сегодняшний день именно здесь проектируется и изготавливается большинство российских спутников гражданского и военного назначения, а также реализует свой потенциал мощнейшая производственная база промышленного и гражданского строительства. Кроме того, город всегда славился развитой инфраструктурой, высоким уровнем образования, культуры, спорта и социальной обеспеченности жителей.
Для обороны страны
История Железногорска тесно связана с развитием атомной промышленности России. В послевоенные годы наша страна не только залечивала раны, но и была обеспокоена нестабильной обстановкой в мировом пространстве. Принимая предупредительные меры против возможной атомной угрозы со стороны США, советское правительство пошло по пути развития атомной промышленности. В спешном порядке открывались специальные управления, создавались научно-исследовательские институты, организовывалась добыча урановой руды, строились заводы по производству оружейного плутония. По мнению ученых, для защиты от возможного ракетно-ядерного удара противника один из таких заводов необходимо было построить в максимальном удалении от государственных границ, желательно под землей.
26 февраля 1950 года было издано постановление, подписанное председателем Совета министров СССР Иосифом Сталиным, о строительстве комбината № 815 (будущего ГХК) и жилого поселка при нем. Секретный комплекс и закрытый город строили подразделения Минобороны, МВД и заключенные ГУЛАГа. В мае 1950 года по распоряжению МВД СССР был создан исправительно-трудовой лагерь «Гранитный». Силами заключенных с мая по октябрь велось полномасштабное строительство внешней железнодорожной ветки протяженностью 51 км по маршруту «Станция Базаиха Красноярской железной дороги — Соцгород».
Введение в строй дорог разного назначения дало возможность оперативно доставлять грузы на строительные площадки рабочего поселка и комбината. Летом 1950 года началась подготовка к горнопроходческим работам в скальном массиве, предназначенном для размещения Горно-химического комбината. К 1953 году стройка приобрела широкий размах. Для обеспечения нужд строителей были запущены дополнительные производства: деревообрабатывающий комбинат, кирпичный и бетонные заводы, разрабатывались песчано-гравийные карьеры. В городской черте было построено 176 жилых домов, кинотеатр, три школы, несколько столовых, детский сад и больничный городок, а к 1951 году в поселке появились первые улицы.
17 марта 1954 года указом Президиума Верховного Совета РСФСР рабочий поселок комбината № 815 получил официальный статус города. К 1956 году к достраиваемому ГХК подвели внутреннюю ведомственную железную дорогу, а в 1958-м был сдан в эксплуатацию сам комбинат. Изначально завод проектировался таким образом, чтобы он смог противостоять ядерному удару со стороны противника, поэтому закладывался под землей (в массиве горы) на глубине 200-300 м.
Уникальное проектирование
При строительстве Железногорска была применена идея ограниченного изменения имеющегося природного ландшафта. И если сегодня смотреть на город с близлежащих отрогов Саян, например, Атамановского хребта, то кажется, что островки жилых кварталов буквально тонут в море тайги. Эта черта характерна как для старого города, так и для новых микрорайонов Железногорска. На одном из участков горного массива рядом с городом расположена лыжероллерная трасса. Большинством лыжников-профессионалов она оценивается как скоростная и в то же время коварная, поскольку имеет четыре полотна горнолыжных спусков разной категории сложности и перепад порядка 45 м между верхним и нижним максимумом высоты спуска.
Жемчужиной планировочного решения Железногорска многие специалисты называют городское озеро, вокруг которого расположена зона отдыха. Стоит отметить, что его строительство не входило в первоначальный генеральный план, разработанный ленинградскими проектировщиками. Первые строители и жители города по собственной инициативе в ходе многочисленных общегородских субботников расчистили пойму реки Кантат — будущее ложе озера, а затем с помощью дамбы и системы шлюзовых камер наполнили водоем. Городской парк, по сути, также представляет собой нетронутый участок таежного массива, оставленного вокруг рукотворного озера.
Развитая инфраструктура
За прошедшее время в Железногорске сформировалась развитая инфраструктура, включающая школы, детские сады, больничный комплекс, сеть продуктовых и промтоварных магазинов, предприятия бытового обслуживания, целый ряд спортивных и культурных учреждений. В городе действуют два театра — оперетты и кукольный, 11 библиотек, три музыкальные школы, кинотеатр, центр досуга, спортивные комплексы, выпускаются газеты, журналы, работают местное телевидение и радио. Порядка 25 лет в Железногорске действует городской музей, в активе которого имеются уникальные научные коллекции артефактов и петроглифов Красноярского края от каменного века до средневековья, нумизматическое собрание, редкие книги XVIII–XX веков, предметы этнографии и техники, отражающие историю развития градообразующих предприятий, а также изделия декоративно-прикладного искусства. Все эти объекты, отражающие историю закрытого города, бережно хранятся специалистами музея. Экспозиции и выставки учреждения пользуются большой популярностью у жителей и гостей ЗАТО — накануне 60-летия города количество посетителей музея превысило планку в один миллион человек.
За 65 лет Железногорск сменил несколько названий, как официальных («а/я 9», Красноярск-26, Железногорск), так и просторечных (Девятка, Соцгород, Атомград). Но как бы он ни назывался, неизменными остаются научно-производственный потенциал и верность высокой миссии, направленной на обеспечение мощи и процветания России.
Вехи истории
В мае 1949 года для окончательного выбора места строительства в Красноярский край прибыла изыскательская экспедиция Ленинградского проектного института ГСПИ-11.
26 февраля 1950 года принято постановление ЦК КПСС и распоряжение Совета министров СССР № 826/302 о строительстве в крае подземного оборонного предприятия атомной промышленности № 815 и жилого поселка.
В марте 1950 года на место будущей стройки прибыла группа в составе 22 проектировщиков и изыскателей Ленгипстроя, которую разместили в п. Есаулово.
23 июня 1950 года начались работы по строительству объектов ГХК (горный район № 1, проходка штолен от Енисея и шахтных стволов с верхней части горы).
1 сентября 1950 года в первом здании — конторе первого строительного района — в п. Первомайский открылась школа. Первой учительницей стала Надежда Ряховская.
К 1953 году стройка приобрела глобальный масштаб. Вступили в строй деревообрабатывающий комбинат, кирпичный и бетонные заводы, были разработаны песчано-гравийные карьеры. В городской черте появилось 234 жилых дома, в том числе 18 каменных, три школы и три столовых, детский сад, больничный городок, кинотеатр «Спартак».
17 марта 1954 года указом Президиума Верховного Совета РСФСР рабочий поселок комбината получил официальный статус города и имя: Железногорск — для закрытой переписки, партийных и советских органов; Красноярск-26 — для открытой переписки. К этому времени в городе было построено более 40 тыс. кв. м жилья, пять школ на 1760 учащихся, три котельные, объекты соцкультбыта.
27 июня 1954 года в городе прошли первые выборы в орган государственной власти — Совет депутатов трудящихся, было избрано 139 человек.
19 августа 1958 года, всего через 8 лет после начала строительства, был запущен первый реактор Горно-химического комбината — АД.
В 1956 году открылись первая в городе массовая библиотека (ул. Свердлова, 68), Парк культуры и отдыха, состоялись первый фестиваль молодежи и первая городская партконференция.
В феврале 1958 года принято постановление правительства о переводе завода № 1001 (ныне АО «Красмаш») на изготовление новых видов ракетной техники с размещением ряда производств на территории Красноярска-26.
9 октября 1959 года состоялся первый визит первого секретаря ЦК КПСС, председателя Совета министров СССР Никиты Хрущева.
14 апреля 1960 года в п. Подгорный начал работу Химзавод — филиал АО «Красмаш».
27 июня 1961 года был введен в строй второй реактор ГХК для наработки плутония-239 — АДЭ-1.
В январе 1962 года с полигона Капустин Яр стартовала первая ракета, собранная и испытанная специалистами ОКБ-1 (ныне АО «Информационные спутниковые системы» им. академика М. Ф. Решетнева»).
В январе 1964 года на ГХК осуществлен пуск
реактора АДЭ-2.
18 августа 1964 года сибирская космическая фирма заявила о себе успешным пуском с космодрома Байконур первой ракеты-носителя 11К65 («Космос-3») с тремя экспериментальными спутниками «Космос-38, -39, -40».
4 января 1994 года постановлением правительства «Об официальном названии населенных пунктов ЗАТО» Красноярску-26 присвоено название «Железногорск».
18 апреля 2000 года состоялся запуск космического аппарата SESAT, созданного в кооперации с французской компанией Alcatel Space и ставшего первым международным проектом АО «ИСС».
21 октября 2008 года Железногорск посетил премьер-министр Российской Федерации Владимир Путин, который побывал на градообразующих предприятиях и провел совещание по вопросам развития космической отрасли.
15 апреля 2010 года на ГХК произведена остановка АДЭ-2 — последнего в мире реактора по наработке оружейного плутония, расположенного под землей.
19 августа 2011 года создан Совет кластера инновационных технологий ЗАТО г. Железногорск.