просмотры: 235

Год исторических перемен

Текст: Сергей Ветлов Фото: архив ИД «РЕНОМЕ»
В ушедшем 2017 году депутаты Законодательного собрания Красноярского края рассмотрели около 400 вопросов, приняли порядка 130 законов и 700 постановлений. Значимым событием стала смена руководства парламента — осенью его возглавил Дмитрий Свиридов.
С новым спикером мы побеседовали о проделанной работе народных избранников и их планах на следующий год.

— Дмитрий Викторович, как вы оцениваете социально-экономическое развитие края? Каковы достижения, и что пока не удалось? 


— Регион развивается, наблюдается стойкая тенденция к увеличению собственных доходов. Международные и российские рейтинговые агентства уже дают ему категорию, характеризующуюся высокой степенью ликвидности и относительно стабильной экономикой. Не хотел бы забегать вперед, но, по предварительной оценке, дефицит краевого бюджета по итогам года будет существенно меньше того уровня, который закладывался в осенней корректировке.


Вместе с тем существуют определенные перекосы в финансово-экономической модели края. Львиную долю доходов региону дают предприятия сырьевого сектора, а мы знаем, как серьезно сказывается на нашем бюджете мировая конъюнктура цен на нефть и цветные металлы. Между тем по-прежнему около двух третей доходов в консолидированный бюджет края поставляют города Красноярск и Норильск, Туруханский и Северо-Енисейский районы. Необходимо наконец серьезно взяться за диверсификацию экономики, выравнивание бюджетной обеспеченности территорий края. Не секрет, что сегодня наблюдается дисбаланс в построении межбюджетных отношений, причем речь идет как о связке «центр — регион», так и о связке «регион — муниципалитет». Все это надо выправлять, усиливая взаимодействие с Федерацией, принимая взвешенные решения на краевом уровне. В этом смысле меня радует, что по этому вопросу наши точки зрения с руководителем региона Александром Уссом совпадают.


— Принят краевой бюджет на 2018 год и плановый период 2019–2020 годов. В чем сильные и слабые стороны текущей бюджетной политики? 


— Все понимают: проблем в крае много, и в одночасье их не решить даже тремя бюджетами. Поясню на бытовом примере: когда у тебя ограниченный лимит финансовых возможностей и не удается удовлетворить все желания, ты вынужден в чем-то себя ограничивать. Но в любом случае стараешься это делать без ущерба для здоровья семьи, думаешь о том, как обеспечить ее услугами ЖКХ, продуктами питания и прочим. В масштабах края подход примерно такой же: мы финансируем в первую очередь социальные обязательства и стараемся сохранять баланс во всем остальном.


До избрания спикером я возглавлял комитет по бюджету и экономической политике. Мы с коллегами вникали во все тонкости бюджетного процесса, плотно взаимодействовали с депутатами из других комитетов и с правительством края. Подчеркну, что у Законодательного собрания сложились добрые традиции работы над бюджетом. Так называемое нулевое чтение, которое проходит под руководством главы региона; публичные слушания, где выступают со своими оценками эксперты и представители муниципалитетов; заседания комитетов и сессий; принятие бюджетного постановления — весь данный механизм давно апробирован и хорошо себя зарекомендовал. Но хочу заметить, что наша работа над документом на этом не заканчивается: у нас всегда есть возможность внести корректировки, если где-то возникнет острая необходимость в дополнительном финансировании.


У краевых руководителей и у большинства депутатов есть уверенность в том, что за краевой бюджет 2018 года стыдно не будет. Мы досрочно выполняем майские указы президента России, строим новые школы и больницы, индексируем зарплату бюджетников и целый ряд социальных выплат, продолжаем подготовку Красноярска к Универсиаде и Енисейска к празднованию 400-летия. Мы вместе с исполнительной властью планомерно увеличиваем доходы краевой казны и поддерживаем статус бюджета развития: в 2018 году 18% расходов — это инвестиции в развитие региона.


— Какие наиболее значимые для жителей края законодательные инициативы предстоит рассмотреть в ближайшее время? 


— Впереди у нас крупнейшее спортивное событие мирового масштаба — Универсиада. Трудно его переоценить с точки зрения тех больших возможностей, которые появляются у красноярского региона и в плане его позиционирования на международном уровне, и в плане привлечения сюда новых ресурсов. Но все же главное — сделать так, чтобы Студенческие игры, а вернее, подготовка к ним, ощутимо отрази-лась на уровне благополучия жителей края. До Универсиады остается немногим больше года, а огрехов и упущений в этом важном деле, к сожалению, хватает. Уверен, что парламентский контроль еще скажет свое веское слово. И не стоит забывать о том, что Универсиада не навсегда. Подготовка к ней — важная, но преходящая задача. Уже сегодня мы должны держать в голове другие проекты, размышлять над тем, чем еще можем подтянуть развитие края.


Многое нам предстоит сделать и для улучшения экологического благополучия. В прошлом году депутаты Законодательного собрания края провели публичные слушания, по итогам которых сложился перечень конкретных рекомендаций. Надеемся, что с приходом нового руководителя края маховик экологических преобразований получит дополнительную динамику. Да, экология — это недешево. Но люди ставят перед нами эти задачи, а значит, их надо решать.


Есть и другие аспекты экологической проблематики, о которых говорится не так много. Для значительного числа муниципальных образований края серьезную угрозу представляет тема твердых бытовых отходов. До 2019 года нам предстоит утвердить региональную программу в области обращения ТБО, провести корректировку территориальной схемы обращения с отходами, заключить соглашения с региональными операторами и установить тариф на их услуги.


Безусловно, в нашем регионе есть множество проблем в транспортной сфере, здравоохранении и образовании, культуре и спорте, как и во многих других отраслях. Мы о них знаем и будем сообща работать над решениями. Депутаты во взаимодействии с исполнительной властью готовы приложить к этому все усилия.


— Если прежде законодатели порой могли критически относиться к политике исполнительной власти, то как теперь будет выстраиваться диалог с правительством, губернатором?


— Сегодня мы с вами являемся свидетелями исторических перемен в жизни края. Впервые за 20 лет у его штурвала встал коренной красноярец, и с этим, безусловно, связаны новые надежды на лучшее. У исполнительной власти и Законодательного собрания появилась уникальная возможность совместно вырабатывать глубоко выверенные, солидарные решения, призванные качественно изменить жизнь наших земляков.


Вызывает большое уважение тот факт, что Александр Усс — человек от земли, не понаслышке знает проблемы края и к тому же имеет колоссальный опыт парламентской работы. Вся его судьба связана с нашим регионом, и в этом его большое преимущество. Мое отношение ко многим вопросам в крае сформировано именно в процессе общения с Александром Викторовичем. И хочу сказать, что его оценки многих событий и процессов в регионе считаю объективными, в полной мере отражающими существующую реальность. Он для красноярцев является безусловно авторитетной политической фигурой.


Могу подтвердить как председатель Законодательного собрания: доброе сотрудничество с исполнительной властью стало серьезным подспорьем в важнейших вопросах, касающихся развития экономики края и его социальной сферы. На сегодня с главой региона у нас выстроен конструктивный диалог, и мы будем развивать такое взаимодействие. Разумеется, это не является некой установкой, которая раз и навсегда исключает всякие споры. Главное, что мы общаемся в деловом, партнерском ключе, с полным уважением к мнению друг друга. Говорим на одном языке и понимаем, что должны сделать для того, чтобы усилить позиции края, самое главное — в области социальной обеспеченности населения. 

OOO "РЕНОМЕ" (С) 2005 - 2018
Наш адрес: 660077, г.Красноярск, пр.Молокова, 40
(391) 276‒02‒57 многоканальный
(391) 277‒06‒66
(391) 276‒03‒57

Разработка RILMARK®