просмотры: 161

Фестиваль «Колокола» — музыка, природа, духовность

Текст: Елена Баркова Фото: архив культурно-исторического центра «Успенский»
Красноярский край активно развивается в направлении укрепления культурных и духовных традиций: 7 июля в Свято-Успенском мужском монастыре состоялось одно из самых знаковых событий года — торжественное открытие Международного фестиваля искусств «Колокола».
Фестиваль посетили более 1900 гостей, и не только из Красноярска, но и из городов и населенных пунктов края (Боготола, Дивногорска, Железногорска, Сосновоборска, Березовского, Емельяновского и Манского районов), а также из Москвы и даже из Бразилии и Японии. В числе побывавших на фестивале было 150 человек с ограниченными возможностями здоровья, ветеранов труда и Великой Отечественной войны, более 200 студентов высших и средних учебных заведений, а также более 1000 специалистов социокультурной сферы (преподавателей, врачей, спортсменов, культурологов и других). В числе почетных гостей на торжественном открытии фестиваля присутствовали временно исполняющий обязанности губернатора Красноярского края Александр Усс, глава Красноярской митрополии Митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон — сопредседатели Попечительского совета Успенского мужского монастыря, мэр Красноярска Сергей Еремин. Присутствовали также депутаты Государственной Думы Российской Федерации, представители исполнительной и законодательной власти Красноярского края, заслуженные деятели культуры и искусства и многие другие.

Концерт проходил на живописном берегу Енисея под стенами Свято-Успенского мужского монастыря. Взору собравшихся предстали сцена, оформленная в виде русской ладьи и декорации в стиле древнерусских икон, византийских мозаик и раннехристианских рисунков, выполненные художниками-графиками Ахсаром Муриевым и Антоном Левахиным специально для этого события.


Антон Левахин, автор проекта, режиссер и художественный руководитель фестиваля, так объяснил творческий замысел:


— Встреча с прекрасным в его истинно духовном понимании останавливает время, переносит нас в детство, объединяет истоками и предками. Так и русская ладья, увенчанная изображениями ангелов, отправляет нас в путешествие по Енисею — путешествие во времени. «Троица» Андрея Рублева, первые церковные мозаики Равенны и Рима, самые ранние христианские рисунки вдохновили нас на создание картин, которые вступают в диалог с музыкой и природой, словно колокола в перезвоне отвечают другу друг, создают особую гармонию звуков и чувств.


Изначально идея о проведении знаковых для Красноярского края крупных просветительских проектов на территории монастыря и Культурно-исторического центра «Успенский» принадлежала временно исполняющему обязанности губернатора Красноярского края Александру Уссу. Правительство региона в лице врио первого заместителя губернатора Красноярского края — председателя правительства Красноярского края Юрия Лапшина идею поддержало, и она была реализована на средства меценатов.


По мнению организаторов, сама сибирская природа в центре православной культуры настраивала посетителей на более глубокое прочтение музыкальных произведений. Кроме того, перед концертом все желающие смогли побывать на службе в храме обители, посетить специально организованные на территории культурно-исторического центра «Успенский» тематические локации и фотовыставки.


Главными героями фестиваля стали, конечно, музыканты, среди которых были настоящие звезды мировой сцены. Открыл программу Красноярский академический симфонический оркестр под управлением художественного руководителя и дирижера Владимира Ланде. Оркестр исполнил увертюру «Рассвет на Москве-реке» к опере Модеста Мусоргского «Хованщина». Затем коллектив представил слушателям второй концерт Сергея Рахманинова для фортепиано с оркестром — солистом выступил лауреат конкурса имени Чайковского пианист с мировым именем Дмитрий Маслеев. Оба произведения — подлинные жемчужины русской симфонической музыки. В них композиторы включили элементы колокольного благовеста, а в прозвучавшей во втором отделении концерта симфонической поэме Рахманинова «Колокола» эта тема становится основной как в музыкальном смысле, так и в духовно-философском наполнении.


Произведение для оркестра, хора и солистов на строки поэмы Эдгара По «Колокольчики и колокола» в переводе Константина Бальмонта было написано и впервые исполнено в 1913 году, когда Россия стояла на пороге трагических событий и труднейших испытаний в истории страны. В стихах американского поэта, достаточно вольно интерпретированных русским поэтом-символистом, Сергей Рахманинов услышал, а затем выразил в музыке свою личную тему «колокольности». Это понятие становится духовно-философской аллегорией, олицетворяющей судьбу каждого человека и России в целом.


Глубину музыкального и человеческого замысла композитора представил слушателям коллектив музыкантов и солистов. Это российские оперные певцы: титулованный (народный артист РСФСР, лауреат Государственной премии СССР) Сергей Лейферкус (баритон) и восходящая звезда оперы Марина Климова (сопрано), а также тенор Абильдин Кудайберген из Казахстана. Они выступили в сопровождении Красноярского академического симфонического оркестра, хора Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д. А. Хворостовского (художественный руководитель и главный дирижер Дмитрий Ходош) и Красноярского хорового ансамбля солистов «Тебе поемъ» под управлением Константина Якобсона.


Фестиваль вызвал у зрителей большую гамму эмоций.


— Гармония природы, в том числе нашего могучего Енисея, и величественной музыки Рахманинова не могла не поразить. Несмотря на то что публика здесь собралась довольно разная, искушенная в искусстве, все были в равной степени очарованы действом — настолько все было великолепно, — поделилась впечатлениями доктор филологических наук, профессор кафедры мировой литературы Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева Наталья Ковтун.


Успехом считает прошедшее событие и. о. министра культуры Красноярского края Елена Мироненко:


— Сегодня мы в очередной раз убедились: в нашем городе, в крае действует замечательная площадка для трансляции ценностей духовной культуры — это Культурно-исторический центр «Успенский», расположенный на территории Свято-Успенского мужского монастыря. Такие события служат подтверждением плодо-творности сотрудничества с Красноярской епархией.


Временно исполняющий обязанности губернатора Красноярского края Александр Усс по окончании концерта поблагодарил артистов и организаторов за поддержку нового для Красноярского края музыкального проекта:


— Программа фестиваля гармонично сочетается с этим местом, поскольку Мусоргский, Рахманинов и его «Колокола» — это такие произведения, которые воспринимаются в обстановке единения с природой как-то особенно. По-настоящему символичен и тот факт, что Сергей Рахманинов родился в год основания нашего монастыря. Мне кажется, что концерт такого класса должен и дальше проводиться в этом месте, он должен стать ежегодным. Конечно, что-то будет меняться, в программу будут вноситься новые краски. Но неизменным останется одно — любовь к музыке и окружающей нас природе, — резюмировал глава региона Александр Усс.

OOO "РЕНОМЕ" (С) 2005 - 2018
Наш адрес: 660077, г.Красноярск, пр.Молокова, 40
(391) 276‒02‒57 многоканальный
(391) 277‒06‒66
(391) 276‒03‒57

Разработка RILMARK®