просмотры: 630

Федеральный проект в действии

Текст: Александр Белов
Несколько лет назад Красноярский край стал федеральной площадкой по внедрению новых государственных образовательных стандартов. Эта масштабная работа продолжается уже не первый год, постепенно охватывая все ступени краевой системы образования.
Современная школа переживает серьезные преобразования: привычную парадигму знаний, умений и навыков заменил федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения, в основе которого лежит формирование компетентностного подхода, связанного с культивированием детской инициативности и самостоятельности. Сегодня главная задача школы — сформировать у ученика новую систему универсальных знаний, умений и навыков, а задача учителя — мотивировать ученика к получению новых знаний, наделить его опытом самостоятельной деятельности, то есть научить учиться. Это должно стать залогом его успешной адаптации в стремительно меняющемся обществе.

— Решение задачи введения ФГОС требует не оптимизации, а коренной перестройки почти всех процессов, — отмечает министр образования Красноярского края Светлана Маковская. — Это задача прежде всего управленческая. По сути, для школы введение ФГОС — это проект, он требует новых, проектных компетенций от руководителей по организации согласованных действий всего педагогического коллектива. Язык ФГОС уже освоен многими педагогами. Однако перед нами стоит очень серьезная проблема, она же и задача: внедрение образовательных стандартов, определение единого инварианта, «ядра» или обязательного минимума образования, который должен быть обеспечен каждому обучающемуся каждой образовательной организацией, результат, сформулированный на языке компетенций, обеспечивающий достижение трех типов результатов — предметных, метапредметных, личностных. По словам министра образования и науки РФ Дмитрия Ливанова, в новом федеральном проекте каждая школа, каждый муниципалитет и регион должны сами ответить на вопрос, как мы должны улучшить образовательные результаты наших детей и как мы будем оценивать улучшение этих результатов.


В Красноярске с 2009 года началась работа по разработке и апробации моделей введения федеральных стандартов начальной ступени образования в ряде образовательных учреждений, получивших статус пилотных площадок. В числе первопроходцев оказался и лицей № 9, где была создана новая модель образования. По мнению педагогов лицея, результаты введения новых ФГОС положительные: за прошедшее время значительно выросло качество образования, это заметно и по оценкам школьников, и по их поведению.


— Ученик сам выбирает себе образовательную программу, — поясняет Ирина Бронникова, заместитель директора красноярского лицея № 9 по учебно-воспитательной работе. — В начальной школе один раз в неделю дети расходятся к разным учителям на мастерские, а с пятого класса они уже выбирают себе мастерскую на четверть: математику, русский, биологию, географию. Номинально мы сохранили классы, но дети обучаются в разных группах. Каждая мастерская предполагает разную форму деятельности, но одинаковое содержание материала. Например, в одной мастерской по русскому языку дети выпускают газету «Кнопка» — пишут статьи и так изучают язык, в другой издают «Лицейскую энциклопедию». В одной из литературных мастерских дети готовят театральные представления, фильмы, мультфильмы. Они сами выбирают того учителя и ту мастерскую, которая им по душе. Это формирует ответственность за то, что ты делаешь, о чем так много говорилось во ФГОС.


В 2014–2015 учебном году новый стандарт был внедрен в деятельность учреждений дошкольного образования (ДО). За это время 46% дошкольных организаций — участников пилотирования разработали и утвердили свои основные образовательные программы в соответствии с ФГОС, в 36% создана предметно-пространственная развивающая среда, отвечающая требованиям нового стандарта, а также выявлены наиболее интересные практики детских садов-пилотов.


— Быть пилотной площадкой по введению ФГОС ДО, координатором которой является Красноярский педагогический колледж № 2, одновременно и приятно, и ответственно, — делится впечатлениями Нина Кузьмина, заведующая МБДОУ «Детский сад № 31 «Колокольчик» г. Железногорска. — Под руководством команды преподавателей мы освоили ФГОС ДО и победили в конкурсе знатоков стандарта на федеральном уровне. Разработали образовательную программу и стали финалистами конкурса Росатома в номинации «Лучший педагогический коллектив, системно реализующий образовательную программу дошкольного образования». Выстроенное понимание сути изменений, происходящих в системе современного дошкольного образования, и особенностей работы с персоналом обеспечили нам выстраивание системы методической работы и позволили предъявить ее профессиональному сообществу на занятиях Школы технологий.


С 1 сентября 2015 года стартовал новый этап внедрения федеральных стандартов: в пятых классах начата работа по введению федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. На сегодняшний день в крае активно действует сетевое сообщество пилотных школ. Введен единый календарь открытых мероприятий, проводимых на этих площадках. Закрепляется традиция представления практики школ, пилотирующих ФГОС, во время единого дня открытых дверей.


Следующим шагом станет вступление в силу федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — с 1 сентября 2016 года. В связи с этим в настоящее время перед образованием края стоит масштабная задача: подготовить ресурсы (кадровые, материальные, технические), необходимые для реализации образовательного процесса в соответствии с ФГОС ОВЗ.

OOO "РЕНОМЕ" (С) 2005 - 2019
Наш адрес: 660077, г.Красноярск, пр.Молокова, 40
(391) 276‒02‒57 многоканальный
(391) 277‒06‒66
(391) 276‒03‒57

Разработка RILMARK®