Все используемые в настоящее время на практике схемы обслуживания многоквартирных жилых домов в России предполагают, что управленческая деятельность должна обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан. Но где в этой схеме точки активности самих собственников жилья? «В доме должен быть один хозяин», — считает Сергей Брюзгин, директор ООО «ЖЭК», практик с солидным стажем работы в коммунальной отрасли.
— Сергей Васильевич, подводя итоги года, что отметите как позитивную тенденцию в работе компании?
— «ЖЭК» более 10 лет обеспечивает стабильные показатели, и существенных нареканий к нашей работе нет. Нам удалось наладить процессы управления таким образом, что возникающие вопросы оперативно решаются в дежурном порядке. В этом году каких-либо существенных изменений не произошло. Отмечу только, что фонд жилых домов, которые обслуживает наша компания, уменьшился на две единицы за счет действия программы по сносу аварийного жилья. На сегодняшний день в нашем управлении осталось 70 домов. Еще один дом подлежит сносу в следующем году, и пять семей, которые проживали в нем, уже получили новые квартиры. Надеемся, что в 2017 году остальные жильцы также отпразднуют новоселье.
Без отставаний от намеченных сроков выполняются планы текущих ремонтов, согласованные с собственниками жилья. В основном они касаются приведения в порядок площадок и лестничных маршей, окраски стен в подъездах. В четырех домах в настоящее время проводится капитальный ремонт. Объем работ внушительный, планируется, в частности, стопроцентная замена кровель.
— Возникают ли вопросы, касающиеся практики применения закона о капитальном ремонте?
— Изначально, когда был принят этот закон, я был убежден, что он нежизнеспособен. Со мной соглашались многие коллеги, и теперь это постепенно подтверждается на практике. Когда люди платят ежемесячно, а услугу большая часть из них получит лишь через 15–20 лет, схема, без сомнения, будет давать сбои. Другой вопрос, кто и как определяет объем проводимых в ходе капремонта работ? Допустим, мы в прошлом году в одном из жилых зданий, попавших в региональную программу проведения капитальных ремонтов, полностью заменили кровлю. Претензий по качеству нет, но, пока шли работы (почти все лето), в доме действовало отопление. Дело в том, что старая однотрубная разводка не позволяет подавать горячую воду, если отключено отопление. Очевидно, что такие устаревшие и порядком изношенные инженерные сети во время капремонта тоже нужно было заменить, но этого не учли. А следующее такое мероприятие состоится в лучшем случае через 15 лет. Даже дилетантам очевидно, что такие вещи нужно делать комплексно. А профессионалы в сфере ЖКХ давно говорят, что закон неэффективен, и его надо менять. Все сборы следует переносить непосредственно в дом — именно он должен стать единицей учета. И тогда жители как заказчики смогут самостоятельно регулировать и сроки, и объемы исполнения работ.
— Но ведь по идее такая функция в действующей схеме возложена на общественные советы домов?
— Советы домов у нас действуют, но с разной степенью результативности. Есть энтузиасты, которые проявляют активность, действуют умело, последовательно и многого добиваются. Так, участвуя в конкурсе «Жители края — за чистоту и благоустройство», инициативная группа собственников одного из домов при нашей поддержке выиграла губернаторский грант. Эти средства позволили оборудовать во дворе, который относится к трем жилым домам, многофункциональную спортивно-игровую площадку. Огороженное поле для игры в мини-футбол, турники, детский городок — все это позволит занять молодежь активными играми на воздухе, а возможно, и для взрослых станет стимулом к ведению здорового образа жизни. Предпринимаются усилия по озеленению дворовых территорий.
Однако в целом домовые советы действуют недостаточно эффективно. Я уверен, что должность председателя домового совета не должна быть общественной — ее имеет смысл переводить на платную основу. По сути, речь идет о действовавшей в СССР модели, где ключевая роль отводилась управдомам. В идеале таким органом должны были стать ТСЖ, но этого не произошло. Ключевой вопрос здесь в ответственности жителей за свою собственность. Управдом, действуя в интересах всех собственников жилья, сможет заключать договоры для выполнения тех или иных работ с ресурсоснабжающими, управляющими компаниями или другими подрядчиками. Такой подход позволит избежать многих проблем и обеспечит адресное, максимально отражающее согласованные потребности жителей выполнение заявок на коммунальные услуги. Другого пути нет.