АРХИВ ПУБЛИКАЦИЙ / RENOME / 10 (114) 2015 (10.11.2015)

Эпоха затянутых поясов

Текст: Александр Чернявский
Край вынужден искать новые ресурсы для развития экономики и привлечения инвестиций.Российская экономика продолжает погружаться в болото депрессии. Оптимистов, которые верят в то, что трудные времена скоро останутся позади, почти не осталось. И чиновники, и эксперты признают, что нынешний спад в экономике имеет глубокие системные причины. По словам некоторых экономистов, этот структурный кризис может продлиться не менее 4-5 лет.

Красноярский край в этом смысле не является исключением. Еще в июне состоялись публичные слушания об исполнении регионального бюджета, на которых заместитель председателя Счетной палаты края Виктор Астраханцев предупредил, что регион вползает в застой.

— У нас всегда хватало возможностей и реакции, чтобы выскакивать из кипятка и демонстрировать способности реагирования на резкие конъюнктурные перепады. Но полагаю, что мы можем иметь дело с более непростой проблемой: оказаться медленно и незаметно сваренными. «Застабилизировавшись» на определенном уровне, основные экономические индикаторы имеют тенденцию к дальнейшему менее заметному сползанию, что усыпляет бдительность.

Осенью можно констатировать, что ситуация особо не изменилась. Катастрофы не произошло, но и особых просветов в нынешнем тоннеле пока не видно. Сегодня на повестке дня два важных вопроса: насколько хватит краевой экономике запаса прочности и есть ли у региона новые серьезные ресурсы для развития?

 

ИЛЛЮЗИЯ ЛЕГКОГО РУБЛЯ

На октябрьской сессии краевого парламента депутаты Заксобрания приняли осеннюю корректировку регионального бюджета. В этом году его доходы должны составить178,7 млрд рублей, а расходы — 200,5 млрд. Дефицит бюджета останется на прежнем уровне — около 22 млрд рублей. Как ни удивительно, но общее увеличение доходов краевого бюджета составило 6,9 млрд. На эту же сумму увеличились расходы краевой казны. Секрет этих «успехов» объясняется просто — обесценившимся рублем, благодаря которому наша цветная металлургия стала вроде как больше зарабатывать в пересчете с доллара на национальную валюту.

Нужно отдать должное краевым финансистам: они этот факт и не скрывают, признавая, что бюджет удается наполнять благодаря поддержке Федерации и полегчавшему рублю. «Производители цветных металлов благодаря девальвации рубля и мерам по повышению эффективности увеличили экспортную выручку и прибыль, — отмечается в пояснительной записке к проекту корректировки регионального бюджета. — Учитывая специфику формирования бюджета края, где значительную часть доходов обеспечивают экспортно-ориентированные предприятия, рост курса доллара к рублю положительно отразится на налоговых поступлениях».

Впрочем, далее в этом документе признается, что «исполнение краевого бюджета в 2015 году происходит в условиях замедления темпов роста экономики, увеличения инфляции, ослабления курса рубля, снижения цен на нефть и цветные металлы на мировых рынках. Эти негативные факторы продолжают оказывать влияние на параметры краевого бюджета.

На практике это означает, что, например, из-за ликвидации предприятий и сокращений рабочих мест краевой бюджет недополучит в этом году около 1,9 млрд рублей на доходы физических лиц. Серьезные потери ожидаются по ряду других статей. Летом председатель краевого правительства Виктор Томенко, отчитываясь перед депутатами Заксобрания, среди наиболее серьезных потерь региона назвал закрытие птицефабрики «Сибирская губерния» и ряда дорожных предприятий. Самой крупной неудачей, по словам Томенко, стал уход из края пивоваренной компании «Балтика». Попытки руководства края завести на освободившуюся площадку какое-то новое промышленное производство пока успехом не увенчались.

Другой острой проблемой стал уход из региона финансовых структур. С начала года свои филиалы в Красноярском крае сократили несколько крупных банков. И стоит ли удивляться, что в июньском национальном рейтинге состояния инвестиционного климата в Российской Федерации, подготовленном экспертами Агентства стратегических инициатив, Красноярский край оказался лишь на 61-м месте. Хотя кричать караул пока рано, но эксперты предупреждают, что без принятия руководством края стратегии развития положение будет только усугубляться.

— Край начинает проигрывать другим регионам в конкурентной борьбе. О потере позиций свидетельствует не только история с уходом «Балтики», но и серьезное снижение инвестиционных рейтингов края, — подчеркивает политолог Юрий Москвич. — Все происходящее можно расценить как колоссальный вызов политической элите края. Если она и дальше будет пассивно наблюдать, как регион теряет одну позицию за другой, то очень скоро может встать вопрос о приходе в региональную власть новых людей, способных ответить на эти вызовы.

Отметим, что в проекте бюджета на 2016 год все пока выглядит довольно оптимистично. Минфин рассчитывает на 188,2 млрд рублей доходов. Расходы составят 200,7 млрд. Дефицит таким образом планируется сократить на 43% по сравнению с нынешним годом. Хорошо, что наши финансисты не теряют присутствия духа…

 

ПЕРЕТЯГИВАНИЕ ОДЕЯЛА

Полноводные бюджетные реки в последние годы превратились в тихие ручейки. И борьба за сокращающиеся ресурсы стала одной из примет нынешней эпохи. Ведется она на всех уровнях, от муниципального до федерального. Типичным примером таких ристалищ стала история с уходом некоторых муниципальных налогов в край.

Недавно депутат Горсовета Красноярска Константин Сенченко опубликовал документ, полученный мэрией от министерства финансов края, согласно которому столица региона в следующем году может лишиться части доходной базы. В частности, с 10 до 5% уменьшится норматив отчислений от налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в консолидированный бюджет края, передаваемых в бюджеты муниципальных районов и городских округов Красноярского края. По мнению экспертов, только для столицы региона цена вопроса составляет около 600 млн рублей в год. Выпадающие доходы муниципалитетам компенсируют тем, что власть возьмет на себя расходы, связанные с финансированием общедоступного и бесплатного дошкольного и общего образования.

— Это федеральная инициатива. Край забирает полномочия и налоги у муниципалитетов, потому что таковы сегодня правила игры. К сожалению, только два муниципалитета в регионе относятся к донорам. Остальным нужны дотации, — говорит заместитель председателя комитета Заксобрания по бюджету и экономической политике Егор Васильев. — При этом Красноярску грех жаловаться на краевую власть. Столица края получает из регионального бюджета достаточно средств, чтобы закрывать свои проблемные места.

В Горсовете Красноярска придерживаются иного мнения.

— Ошибочна логика управления. Поддерживать и развивать бизнес на своих территориях в этих условиях мэрии ни к чему, — подчеркивает Константин Сенченко. — Для чиновников становится не слишком важным, сколько предприятий появилось и работает в городе. Соответственно, нет стимула и развивать инфраструктуру, и повышать инвестиционную привлекательность. Не удивляет, что второй год мы наблюдаем падение инвестиций в Красноярске. А без инвестиций нет и развития.

Еще одной из примет эпохи затянутых поясов стали разговоры о бюджетной экономии и наведении порядка в финансовой деятельности муниципалитетов. Но, как всегда, от разговоров до реальных дел — дистанция огромного разговора…

 

В ПОИСКАХ ПАНАЦЕИ

Главным оптимистом края остается губернатор. Не только потому, что по должности Виктору Толоконскому положено поддерживать бодрость духа в подведомственном населении. Безусловно, он видит потенциальные точки роста и, возможно, даже верит, что и в нынешней ситуации можно дать импульс промышленности и другим системообразующим отраслям.

— Потенциал экономики края настолько велик, что даже сегодня, несмотря на то, что у нас объем валовой продукции составит в этом году около 2 трлн рублей, я утверждаю, что это неисчерпаемый потенциал. Мы в самом начале пути роста. Нам достаточно небольшого роста во всех сферах экономики, чтобы получать дополнительные доходы бюджета, — заявил недавно Толоконский в эфире телекомпании «Афонтово».

Возможно, губернатор надеется на импортозамещение. В июле он рассказал красноярским журналистам, как санкции сказались на ряде предприятий региона. В частности, по словам главы края, на ведущем российском предприятии по производству спутников — АО «Информационные спутниковые системы» им. академика Решетнева» — в последнее время шло масштабное освоение отечественных технологий, которые должны заменить зарубежные аналоги, частично использовавшиеся в Железногорске.

Западные санкции также заставили отечественные нефтяные компании обратить внимание на мощности «Красмаша», где выделена специальная площадка для производства оборудования. Уверен губернатор и в том, что региону удастся нарастить производство мяса и другой сельхозпродукции. Правда, Толоконский не скрывает, что «санкции — это не только шанс, но и проблемы. Подготовка зачастую занимает месяцы и годы, потому что надо и деньги найти, и производственное оборудование закупить. Все это непросто. Но импульс к росту экономики дан совершенно точно».

Но оптимизм губернатора разделяют в крае далеко не все. Незадолго до трагической гибели депутата краевого парламента Валерия Сергиенко мне довелось побеседовать с ним на эту тему. Один из самых заслуженных политиков и хозяйственников Красноярья был настроен крайне скептически.

— Реальное импортозамещение невозможно без строительства новых фабрик и заводов. Какое может быть замещение, если в крае за прошедшие десятилетия разрушили химическую и легкую промышленность, почти уничтожили гражданское машиностроение? — возмущался Валерий Иванович. — Пока мы видим телодвижения власти в разных отраслях без какого-то ясного плана. Пожалуй, единственная отрасль, которая и на существующих мощностях может нарастить объемы производства, — это сельское хозяйство. Во всяком случае, полки красноярских магазинов не опустели. Но, опять же, цена на продукцию сельчан напрямую зависит от общей ситуации в экономике. А падающий рубль и дорогостоящие кредиты не дают базы для развития импортозамещения в сельском хозяйстве.

Эксперты также предупреждают, что по поводу перспектив импортозамещения обольщаться не стоит.

— Из России ушли шапкозакидательские настроения, что можно без особых усилий заменить импорт отечественными товарами. В элитах произошло отрезвление и осознание того, что это масштабная задача на годы. Она потребует и подготовки новых кадров, и другого отношения к инновациям, — отмечает политолог Юрий Москвич. — На мой взгляд, это осознание того, что невозможно за короткое время решить проблемы в экономике страны, которые накапливались десятилетиями, — главный позитивный итог процессов, связанных с импортозамещением.

 

ПОЛИТИЧЕСКИЕ РИСКИ

Плачевная ситуация в экономике несет большие политические риски для нынешнего правящего слоя. Жизненный уровень большинства населения на глазах падает, пенсии и зарплаты не успевают за ростом цен, в бюджете практически не остается резервов для «покупки» лояльности электората. Эти факторы могут негативно сказаться на результатах медведевской «Единой России» на выборах в Государственную Думу и Законодательное собрание края, которые пройдут в сентябре 2016 года. Не факт, что телевизионный гипноз и прочие политические технологии окажутся на этот раз сильнее суровой реальности тощих кошельков и неоплаченных кредитов.

— Об экономической катастрофе говорить рано, так как возможен инерционный сценарий развития событий. Запаса прочности для поддержания социальной стабильности, возможно, хватит до завершения избирательной кампании 2016 года, — прогнозирует политолог Дмитрий Золотухин. — Но жизнь выборами не заканчивается. Если не инициировать пересмотра межбюджетных отношений в пользу регионов, не создавать промышленные предприятия с нулевого цикла, не улучшать инвестиционный климат внутри региона, то ничего хорошего и позитивного в финансово-экономической сфере региона ждать не приходится.

Экономические проблемы создают хорошую базу для наступления оппозиционных сил из левой части политического спектра. Можно предсказать, что большинство критиков власти пойдут по самому легкому пути популистских лозунгов и идей в духе «отнять и поделить». Однако есть надежда, что мы все-таки можем услышать и увидеть альтернативные программы выхода экономики страны из кризиса.

В частности, своеобразный манифест в сентябре опубликовал академик Сергей Глазьев. В нем он предложил целый ряд жестких мер в экономике, которые позволили бы государству кредитовать не банки, а реальный сектор. Хотя идеи Глазьева были подвергнуты жесткой критике со стороны либералов, не исключено, что, например, партия «Родина» возьмет их на вооружение в своей избирательной кампании.

просмотры: 1475
Чтобы активировать просмотр электронных материалов Издательского Дома «Реноме» необходимо .
OOO "РЕНОМЕ" (С) 2005 - 2024
Наш адрес: 660077, г.Красноярск, пр.Молокова, 40
(391) 276‒02‒57 многоканальный
(391) 277‒06‒66
(391) 276‒03‒57

Разработка RILMARK®

RENOME № 03 (206) БСМП № 20 ПЯТЬДЕСЯТ СЛАВНЫХ ЛЕТ № 1
ООО «ПромСтрой» № 1 Каталог учебных и творческих работ «Школа. Учитель. Искусство» № 1 «Управления по охране объектов цветной металлургии» № 1
КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж № 1 им. М. Горького» № 1 Красноярская буровая компания № 1 ООО СК «Сибирь» № 1
Говорит красноярск № 55 ГУФСИН РОССИИ  ПО КРАСНОЯРСКОМУ КРАЮ № 4 МАЯКМЕТАЛЛ № 2
Группа компаний «АВАНГАРД» № 1 ООО «Назарово Агро» № 2 Маргарита Николаева № 1
ИТС Сибирь № 2 СПЕЦПРОЕКТЫ ИД «РЕНОМЕ» № 2 Магсибмет № 1
Референтный центр № 1 Оберег № 5 Красноярский строительный техникум № 1
МП «МУК Красноярская» № 1 Канский политехнический техникум № 1 Девять вех № 2
Дивногорский колледж-интернат олимпийского резерва № 1 СТЭМ № 1 Про Регби № 3-4 (80-81)
Медика-Восток № 1 Говорит Красноярск о здоровье № 53 Промоборудование № Насосные станции повышения давления
КАНСК 375 № 1 На страже закона № 1 40 лет регби в Красноярске № 40 лет регби в Красноярске