Несмотря на сложности с поставками сырья и реализацией продукции завод ритмично развивается и все прочнее занимает нишу на местном рынке.
— Проблемы, с которыми сталкивается производство, в основном сезонные. В летний период это реализация продукции, а в зимний, когда надои падают, — поставки сырья. Ведь большинство сельхозпредприятий тяготеют к югу края. Раньше в районе было шесть крупных молочных хозяйств, в настоящее время работают два, поэтому приходится завозить сырье из Казачинского, Большемуртинского и даже из Емельяновского районов. Стараемся договариваться с хозяйствами, близко расположенными к краевому центру, хотя у них нет проблем с реализацией сырья, скорее они идут нам навстречу, — рассказывает один из основателей молочной промышленности Енисейского района, председатель СППК «Марусино детство» Геннадий Коваль.
У Геннадия Алексеевича богатейший опыт работы в сельском хозяйстве, в том числе в молочной промышленности. В 80-е годы трудился в Верхнепашинском МХП (межхозяйственном предприятии) агрономом, в селе Плотбище руководил колхозом «Енисей».
— В 2010 году в Красноярском крае была принята комплексная инвестиционная программа «Создание молокоперерабатывающих заводов различной мощности». В январе 2011 года в Нижнеингашском районе открылся первый высокотехнологичный молокоперерабатывающий завод. Второе аналогичное производство мощностью в 5 тонн перерабатываемого молока в смену и возможностью дозагрузки до 10 тонн в сутки было запущено в Енисейском районе. В ассортименте нашего предприятия — молоко, кефир, ряженка, сметана, творог, мороженое, — вспоминает Геннадий Алексеевич.
Предприятие развивалось, требовало структурных и кадровых решений. С целью бесперебойного обеспечения предприятия сырьем и расширения рынка сбыта были открыты СППК «Сибирское молоко» и СППК «Марусино детство». Так, собственно, и появился в Енисейском районе новый, местный узнаваемый молочный бренд «Марусино детство».
— Сам по себе процесс строительства производственных площадей, монтажа оборудования, сертификации будущей продукции достаточно трудоемкий и требующий времени, но вполне решаемый. Гораздо сложнее подобрать на местах квалифицированный персонал и вывести новый продукт на рынок, сделать его узнаваемым, продаваемым, а значит, и конкурентоспособным, — говорит Геннадий Коваль.
В вопросах развития АПК Красноярского края и предприятий перерабатывающей промышленности следует отдать должное краевому министерству сельского хозяйства и торговли и лично министру Леониду Шорохову, который принимает живое участие в судьбе коллективов, помогает в решении сложных вопросов. Да и видов поддержки аграриям в Красноярском крае немало, однако рынок диктует свои условия.
— Выступить стимулом к развитию молочного животноводства в Енисейском районе нашему предприятию, к сожалению, не удалось, хотя кооператив задумывался во многом с целью поддержки именно местных сельхозпроизводителей. Молодежь практически не интересуется сельскохозяйственными профессиями, и эту ситуацию нужно менять, иначе через несколько лет людей кормить будет некому, — говорит Людмила Конради, руководитель СППК «Марусино детство». — Наряду с оптовой реализацией продукции важной миссией нашего коллектива является выполнение муниципального заказа по обеспечению качественными молочными продуктами детских садов, школ, больниц и других социальных учреждений Енисейска и Лесосибирска.
Енисейцы знают и любят продукцию под брендом «Марусино детство». Молоко, сливки, творог, йогурт, сметана, масло, мороженое выпускаются из натурального сырья без добавок и консервантов.
— Коллектив предприятия дорожит репутацией, каждая из претензий по поводу качества разбирается индивидуально, — рассказывает Людмила Конради. — Хорошо зарекомендовала себя практика работы с торговыми точками по обмену на свежую продукции с истекшим сроком годности. Неоднократно пытались выйти на краевой рынок, есть договоренности, мешает расстояние. Пытаемся найти решение, а пока активно знакомим красноярцев с торговой маркой «Марусино детство», в том числе в рамках различных продовольственных ярмарок, проводимых в краевом центре.
Несколько лет назад в Енисейске случился торговый бум: открылись новые масс-маркеты «Хороший», «Светофор», «Командор», «Магнит». Войти в сети местному производителю задача не из легких: негибкое ценообразование, задержки с оплатой, длительность срока хранения и прочее.
— Продукция торговой марки «Марусино детство» хранится не более 10 суток, что говорит о натуральных свойствах продуктовой линейки и пользе для здоровья. Однако для заключения договоров на реализацию молочного ассортимента в крупных торговых сетях требуется более длительный срок хранения, что для нашего предприятия пока достаточно сложно. Необходима существенная модернизация имеющихся мощностей, — поясняет Людмила Конради.
Не обошли «Марусино детство» и карантинные беды, связанные с пандемией коронавируса. Перешли в дистанционный режим школы, приостановили работу многие детские дошкольные заведения, упал спрос в рознице.
— В летний период стараемся выпускать больше мороженого. К 400-летию Енисейска наше предприятие существенно модернизировало линию по выпуску любимого с детства холодного лакомства. Енисейцы и гости города по достоинству оценили наши старания — в первый день праздника было продано более полутора тысяч 200-граммовых бумажных стаканчиков. Покупатели хвалили вкусовые качества продукта, вспоминали вкус мороженого, выпускаемого в СССР. Нам было очень приятно, ведь мы именно этих вкуса и качества добивались, — говорит Людмила Геннадьевна.
Есть ли у предприятия перспективы? Безусловно, считают на молокозаводе: «Если время диктует новые условия, значит, будем адаптировать производство, ассортимент и реализацию». К примеру, на протяжение трех лет «Марусино детство» поставляет сметану и творог в Норильск в рамках Северного завоза и довольно крупными партиями. Просчитывают на предприятии и перспективу налаживания производства по выпуску качественных енисейских сыров, что интересно как для местного, так и краевого рынков.
— Мы не ставим задачи в получение сверхприбыли, — говорит Людмила Конради. — Но без развития, без постоянного поиска новых возможностей невозможно не только расширять производство, но и сохранить достигнутые результаты, а значит, нужно двигаться вперед, и наш коллектив к этому стремится.