просмотры: 1374

Дуальная система: ориентир на производство

Текст: Мария Кузнецова Фото: Иван Юхименко
В декабре 2013 года Красноярский край вошел в число 10 регионов-победителей по итогам конкурсного отбора пилотных площадок подготовки рабочих кадров на основе дуального образования. Организатором и координатором этого проекта является Агентство стратегических инициатив. В нашем регионе «пилот» реализуется на базе крупнейших предприятий машиностроительной отрасли, и, как отмечает заместитель министра образования Красноярского края Ольга Никитина, уже можно говорить об уникальном содержании и результативности «красноярской модели».

Ольга Николаевна, каковы особенности создаваемой в крае на основе дуального образования модели подготовки кадров? 


— Участниками эксперимента являются три ведущих предприятия машиностроительного комплекса: ОАО «Красмаш», АО «Информационные спутниковые системы» им. академика М. Ф. Решетнева», ОАО «НПП «Радиосвязь». В разработке новой модели задействованы два вуза — СФУ и СибГАУ. Подготовка кадров для высокотехнологичных производств ведется в шести профессиональных образовательных организациях, в числе которых Сосновоборский механико-технологический техникум и красноярские ссузы: техникум промышленного сервиса, колледж радиоэлектроники, экономики и управления, техникум информатики и вычислительной техники, Аэрокосмический колледж, профессиональное училище № 10 г. Железногорска. Сегодня мы можем говорить, что этот мощный содержательный проект принципиально меняет подходы к образованию. Если ранее в основу подготовки по рабочим специальностям и профессиям были заложены типовые образовательные стандарты, то в рамках дуального подхода акцент сделан на практику, а программы переработаны с учетом требований работодателя. Дуальная система в той форме, в какой она реализована в других регионах-«пилотах», предполагает соотношение 50/50 в разделении времени обучения в образовательном учреждении и практики на предприятии, для которого готовятся кадры. Мы пошли иным путем, более гибко ориентируясь на специфику высокотехнологичных производств. В основу модели было положено изучение жизненных циклов изделий, технологических цепочек и соответствующих компетенций, востребованных на каждом этапе. Исходя из этого, как ответ на запрос реальной производственной среды, скорректированы образовательные стандарты.


Чего удалось добиться на сегодняшний день, и насколько велика в этой работе роль производственников?


— В июле 2014 года все образовательные организации, являющиеся участниками проекта, получили статус федеральных инновационных площадок и были признаны на уровне РФ разработчиками лучших практик для внедрения системных изменений в образовательный процесс. Что дает нам этот статус? В первую очередь, он позволяет апробировать и закреплять новые практики в области профессионального образования. За короткий срок удалось реализовать первый этап проекта, разработать обновленное содержание программ. И уже в сентябре 2014 года стартовала подготовка кадров по новой системе в соответствии с разработанными актуальными для предприятий образовательными программами, учитывающими квалификационные требования работодателей. Отмечу, что предварительная объемная работа шла сложно, потребовалось время, чтобы представители производств и образовательных учреждений нашли общий язык. Если говорить о роли предприятий в этом процессе, то она велика. С самого начала мы понимали, что степень ответственности за проект промышленных производств должна быть первостепенной. В правительстве региона с нами согласились. И это был верный шаг, сегодня предприятия участвуют в эксперименте с высокой степенью заинтересованности.


Насколько велики отличия в дуальных моделях, разработанных для разных видов производств?


— Различия существуют. Например, на заводе НПП «Радиосвязь» требования к программам обусловлены уровнем технической оснащенности и технологиями, которые используются. Там в производстве задействованы сложнейшие обрабатывающие центры. Для обеспечения функционирования такого оборудования требуются наладчик, программист, технолог, разработчик моделей. Но в условиях мелкосерийного производства важно иметь специалистов, способных совмещать все эти компетенции. В процессе обучения студенты участвуют во всей технологической цепочке, начиная от разработки цифровой 3D-модели будущего изделия. И это не учебное, а настоящее производственное задание: при выполнении заказа предприятие получает готовую программу для обрабатывающего центра, а студент — необходимый ему для быстрой адаптации на заводе опыт. В дальнейшем ребятам предоставляется возможность, участвуя во всех циклах, работая в разных цехах и на разном оборудовании, определить свои склонности и интересы. А их наставники, отслеживая продвижения обучающихся, могут выявить наиболее одаренных. Для таких ребят возможны индивидуальные программы дальнейшего обучения, в том числе за рубежом. Мы, наконец, заговорили о том, что талант может быть не только в искусстве, но и в производственной сфере.


А какая модель реализуется на других предприятиях, участвующих в «пилоте», на что сделан акцент?


— Особенностью построения модели обучения кадров для ОАО «Красмаш» и АО «Информационные спутниковые системы» им. академика М. Ф. Решетнева» стало, прежде всего, улучшение качества набора за счет ранней профессионализации. Кроме того, разработан график перемещения студентов на рабочих местах в период практики на предприятиях и в научно-образовательном центре «Ракетно-космические технологии». В среднем этот период составляет от 4 до 8 недель. В результате ребята овладевают профессиональными компетенциями, как по основной специальности, так и по смежным рабочим профессиям. Реализована организация целевого обучения в рамках договоров, которые заключаются со студентами по окончании первого курса. Эта модель, учитывая многообразие технологий, используемых предприятиями, и наличие большого объема различных операций, деталей, сборочных единиц разной степени сложности изготовления с применением разноплановых материалов, также подразумевает подготовку кадров под конкретные технологические процессы.


Что, на ваш взгляд, дает молодежи Красноярского края участие в движении WorldSkills, в чем его значение?


— Красноярский край проводит региональный этап чемпионата WorldSkills Russia во второй раз. Мероприятие в этом году значительно масштабнее, чем в 2014-м, когда конкурс проходил по 8 компетенциям. В этом году их уже 15, в том числе и те, что не вошли в рамки чемпионата на уровне СФО, в Новосибирске. Работу ребят оценивали национальные эксперты WorldSkills Russia. Отмечу, что в Красноярске чемпионат состоялся сразу на нескольких площадках, с учетом производственной специфики каждой компетенции. Кроме того, в рамках этого форума молодых профессионалов прошел круглый стол, где были озвучены позиции власти, бизнеса, молодежи, педагогов, обсудивших дальнейшее развитие этого движения в регионе. Молодые специалисты-участники высоко ценят возможность получить квалификацию по международному стандарту, видят связанные с этим новые маршруты карьерного роста. Бизнес также заинтересован в подготовке молодых профи такого уровня. А для специалистов сферы образования это реальная возможность изменить содержание образования и формировать истории успеха. Следующий шаг на этом пути мы видим в том, чтобы свести движение WS и дуальное образование в единую эффективную систему практико-ориентированного обучения.

OOO "РЕНОМЕ" (С) 2005 - 2021
Наш адрес: 660077, г.Красноярск, пр.Молокова, 40
(391) 276‒02‒57 многоканальный
(391) 277‒06‒66
(391) 276‒03‒57

Разработка RILMARK®