Узнаваемый логотип авиакомпании для многих жителей стран и регионов, переживающих сегодня непростые времена, означает помощь, заботу, спасение от голода и болезней. По-настоящему ценные грузы доставляет авиакомпания «Абакан Эир» в рамках гуманитарных миссий Всемирной продовольственной программы Организации Объединенных Наций и Департамента операций по поддержанию мира ООН. Ведь туда, где много лишений и страданий, именно крылья «Абакан Эир» приносят долгожданную надежду.
Нынешний год для авиаторов складывается столь же напряженным в работе, как и предыдущий период в многолетней летной практике авиакомпании. Важные задачи летчики выполняют в африканском небе. Об особенностях таких полетов рассказывает генеральный директор и действующий пилот авиакомпании «Абакан Эир» Алишер Салиев.
— Алишер Нариманджанович, как справляются с работой экипажи в специфичных климатических и социальных условиях африканского континента?
— Авиакомпания работает во многих регионах Африки как официальный поставщик грузов по Всемирной продовольственной программе ООН. На этом направлении задействовано несколько транспортных самолетов Ил-76. Используются на африканском континенте и вертолеты Ми-8МТВ. Авиатехника работает в Уганде, Западной Сахаре, Северном Судане и Южном Судане, Эфиопии и Конго.
Вопреки устоявшимся представлениям, где Африка воспринимается как страшное место в образах известной сказки Корнея Чуковского о докторе Айболите, африканская реальность пестрит различиями.
Например, в Уганде политический режим считается стабильным. Там относительно высокий по африканским меркам уровень жизни, неплохо организовано авиасообщение в основных для страны направлениях. И климат вполне комфортный, возможно, даже один из наиболее приятных на планете: температура никогда не поднимается выше 30 и не опускается ниже 17 градусов. Дружелюбное улыбчивое население. В стране широко представлены международные организации, правительство содействует в работе. Несложно оформить визу. Это важно, с учетом того, что нередко требуются срочные замены того или иного члена экипажа. Одним словом, известные слова Черчилля «Уганда — это жемчужина Африки» и сегодня актуальны. Трудиться в таких условиях экипажам удобно.
Работу в Западной Сахаре, где миротворческая миссия началась согласно мандату Совета Безопасности ООН еще 26 лет назад, тоже можно охарактеризовать как достаточно комфортную в смысле решений организационных вопросов.
— Для авиакомпании «Абакан Эир» Африка хорошо знакома. И все-таки без характерных для здешних мест трудностей, наверное, не обходится?
— В работе на континенте авиаторам регулярно приходится сталкиваться с определенными проблемами, связанными с особенностями в жизни и устройстве африканских стран. Например, та же Западная Сахара известна своим жарким сухим климатом. При этом характерны колоссальные суточные температурные колебания: ночью столбик термометра может опускаться до 0 градусов, а в полдень подниматься до +65. Есть и чисто технические неудобства. В частности, запчасти и агрегаты возвращаются на обслуживание в Россию грязные, пыльные, забитые песком. Приходится считаться с повышенным износом воздушных судов. Все это по понятным причинам не лучшим образом сказывается на рентабельности летной работы.
А в целом каждому африканскому государству свойственны какие-то свои ключевые проблемы. Так, в Эфиопии это, прежде всего, сложности в снабжении. По закону таможенное оформление любого товара занимает здесь 40 дней. Пошлины при этом могут достигать до 100%. Бывает так, что груз при ввозе в страну считается обычным, а вот при вывозе он же каким-то необыкновенным образом попадает в категорию опасных.
В Республике Судан к упомянутым сложностям добавляется то, что местное правительство настороженно относится к деятельности миссии ООН. Раны, оставленные трагическими событиями 2004 и 2007 годов свежи, обстановка в стране до сих пор неспокойная. Любой выезд членов экипажей с территории проживания осуществляется в сопровождении сотрудников безопасности, так как фиксируются множественные случаи похищения людей. Местная бюрократическая машина легко превращает пустяковую проблему в непреодолимое препятствие. Например, оформление виз занимает не меньше месяца, а на посещение расположенного на западе страны региона Дарфура кроме суданской визы требуется еще и особое разрешение. Нелегко воспринимается климат. Это изнуряющая круглогодичная жара, свирепые песчаные бури, врывающиеся из ливийской пустыни с ветром хабуб. Ощущается недостаток питьевой воды.
Самым опасным местом для пребывания иностранцев, по международным оценкам, является Южный Судан. Страна обрела независимость в 2011 году, но по-прежнему раздираема гражданской войной. Есть свои особенности в работе аэропорта столичного города Джуба. Он явно не справляется с обработкой всех прибывающих воздушных судов. На стоянках у перронов самолеты располагаются так близко, что едва ли не трутся крыльями, а нередко и задевают друг друга во время движения по рулежным дорожкам. Часто в расписание гражданских воздушных судов вмешиваются военные структуры. Это приводит к постоянным задержкам. Вообще сложная организация воздушного движения, а точнее сказать — ее отсутствие, держит пилотов в постоянном напряжении. Логистика грузов дорогая и медленная. Осложняют жизнь сезоны проливных дождей.
Кроме того, в Африке присутствует весь классический набор тропических болезней. Поэтому все специалисты, летный состав авиакомпании максимально внимательны к личной гигиене, профилактике болезней. Большую опасность представляет малярия, для защиты от которой пока не изобретено прививок. В этом году Всемирная организация здравоохранения снова зафиксировала вспышку лихорадки Эбола в Демократической Республике Конго. К слову, наш вертолет привлекался для борьбы с эпидемией. И в прошлом году авиация «Абакан Эир» выполняла аналогичные работы в Либерии и Сьерра-Леоне. Вертолеты доставляли врачей, вакцины, лекарства в труднодоступные районы, где фиксировались вспышки заболеваний. Труд летчиков, авиатехников, конечно, осложняется подобными рисками, но он приносит и моральное удовлетворение, так как дарит долгожданную помощь сотням тысяч людей, нуждающихся в заботе.
— Расскажите, как в авиакомпании налажен процесс обслуживания и подготовки к вылетам авиатехники, кадрового обеспечения?
— Все выполняется в строгом соответствии с существующими регламентами. Личный состав технических бригад укомплектован опытными специалистами с большим стажем работы. На всех оперативных точках сформированы внешние линейные станции (ВЛС). Сотрудники надзорных органов РФ и ООН проводят регулярные проверки на соответствие качества техобслуживания российским нормативным актам и международным рекомендациям. Это же касается и поддержания в готовности летного состава. За последние два года в штат авиакомпании принято более 40 квалифицированных пилотов.
— Требуется ли реновация парка авиатехники, обновление производственных активов?
— В эксплуатации находятся преимущественно не самые новые воздушные суда, однако их летные ресурсы далеко не исчерпаны. За техническим состоянием машин ведется надлежащий контроль. Отсюда и результат: работаем без летных происшествий и нештатных ситуаций. Вопросы безопасности полетов на особом контроле у руководства авиакомпании и у меня лично. При этом авиапарк постепенно обновляем. К примеру, в этом году на Улан-Удэнском заводе был приобретен новый вертолет Ми-8АМТ. И до конца года прирастем еще одной такой винтокрылой машиной. Хотя реновация авиапарка в современных условиях — довольно непростое дело. Для обслуживания лизинговых платежей авиаперевозчику необходимо иметь в активе определенный запас долгосрочных контрактов на свои авиационные услуги, но это сложно реализовать, так как из-за сокращения рынка авиаперевозок и растущей конкуренции приходится снижать стоимость летного часа, что уменьшает рентабельность.
— Много ли работы у авиакомпании «Абакан Эир» в небе Красноярья, какие задачи приходится решать в Сибири?
— В красноярском регионе поднимаем к облакам парашютистов десантной пожарной службы ФБУ «Авиалесоохрана», также выполняем полеты по соответствующим контрактам в интересах Хакасского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и в рамках специальных задач в Сибирской зоне авиационно-космического поиска и спасания. Вертолетные экипажи на Ми-26 привлекаются в ходе строительства поисково-оценочной скважины Центрально-Ольгинской на севере Красноярского края (на участке Хатанги, мыса Косистого и Уренгоя) в рамках контракта с нефтедобытчиками. Общий налет в первом полугодии составил около 200 часов. Перевезено более 350 тонн грузов.
Накануне профессионального праздника авиаторов желаю всем коллегам по крылатой отрасли и непосредственно коллективу родной авиакомпании «Абакан Эир» долгих лет в небе, безаварийной работы, благополучия в профессии и в семьях, крепкого здоровья, сохранять профессионализм, ответственность и мужество. А главное — не переставать любить небо.