Генеральный директор ООО УК «Центр управления МКД» Сергей Мачехин работает в компании с ее основания, а в отрасли ЖКХ еще раньше. В конце 90-х годов он устроился на работу в Ачинское городское многоотраслевое производственное объединение жилищно-коммунального хозяйства на должность механика. Постепенно вырос до главного инженера, а затем стал руководителем этого предприятия, которое позднее было реорганизовано в управляющую компанию.
— Сергей Михайлович, в каком состоянии сегодня находится подведомственный вашей компании жилой фонд?
— В основном это панельные много-этажные дома, срок эксплуатации которых составляет 30, 40, 50 лет и даже более. Большая часть из них утратила жизнеспособность: инженерные сети изношены, кровли нуждаются в ремонте, есть проблемы с межпанельными швами. Безусловно, осуществлять обслуживание таких домов — задача не из простых, но мы прикладываем все усилия, чтобы жители чувствовали себя комфортно в своих квартирах в любой сезон. С этой целью у нас разработаны программы подготовки МКД к отопительному сезону и ремонтных работ в летний период. Особое внимание уделяем закрытию контуров, чтобы утеплить дом, ремонту межпанельных швов и сантехнического оборудования. Все это позволяет нам проживать отопительный период без аварий и сбоев.
Обычно запуск системы отопления в многоквартирном доме занимает около недели. Это достаточно длительная, поэтапная, сложная и кропотливая работа. А горожанам хочется, чтобы отопление включалось, как электричество, нажатием одной кнопки. К сожалению, это невозможно, и в приоритете здесь не скорость подключения, а качество и надежность, точное соблюдение всех технических регламентов и инструкций, поскольку только так мы можем избежать аварий. Именно поэтому работы по подключению отопления начинаются задолго до наступления холодов — чтобы успеть все проверить и при необходимости устранить неполадки.
— Устаревшие дома нуждаются в капитальном ремонте, как вы оцениваете работу регионального оператора и подрядных организаций?
— Программа капитального ремонта действует в крае на протяжении шести лет, и пока я не вижу положительных результатов. Много говорилось о том, что в этой сфере необходим комплексный подход. А вместо этого мы наблюдаем элементы капитального ремонта, когда сначала на протяжении двух-трех лет ремонтируются кровли, потом инженерное оборудование. При этом все совершенно забыли про общестроительные работы. Такая схема реализации программы приводит к тому, что состояние жилого фонда не только не улучшается, а напротив, ухудшается. Например, сегодня для нас особенно актуальна проблема утепления и ремонта межпанельных швов. Выполнить эти работы за счет текущих средств мы не можем, поскольку они очень дорогостоящие. Ведем переписку с Фондом регионального оператора, но это очень длительный и неудобный процесс.
Есть претензии и к подрядным организациям, которые выполняют работы на жилом фонде. К сожалению, жильцы уже знают: если в доме запланирован ремонт кровли, значит, обязательно будут протечки, а то и затопления. Статистика в этом плане неутешительная: за время существования регионального оператора в Ачинске отремонтировано около 40 домов, и на 17 из них зафиксированы подтопления, то есть работы были проведены с браком. Возникает закономерный вопрос: а нужен ли такой капремонт?
Такая ситуация складывается не только в нашем городе, это общая проблема для всего региона. Необходимо вносить изменения в программу капремонта, чтобы она работала более мобильно и эффективно. Региональный оператор должен оперативно реагировать на замечания и предложения управляющих компаний, которые осуществляют непосредственную эксплуатацию жилого фонда. Никто лучше нас не знает, в каком состоянии дома, находящиеся под нашим управлением, какие у каждого из них болевые точки. И именно мы должны решать, где какой вид работ следует проводить и когда это лучше сделать. Такой подход будет практическим, в отличие от теоретического, который сегодня демонстрирует регио-
нальный оператор. Он тоже имеет право на существование, но в данном случае неэффективен. Другое дело, если бы реализация программы капремонта началась с новых домов. Но когда речь идет о зданиях, которые стоят полвека и находятся совершенно в разном техническом состоянии, поскольку условия их эксплуатации тоже были разными, теоретический подход неуместен.
— Какие изменения в работе управляющей компании вызвала так называемая мусорная реформа?
— Изначально реформа подразумевала организацию в крае системы сортировки и переработки твердых бытовых отходов. Однако по факту мы просто поменяли отдельных перевозчиков на крупных региональных операторов, а все остальное осталось прежним — раздельный сбор ТБО не ведется, мусороперерабатывающие заводы не строятся, а переполненные полигоны для хранения отходов продолжают расширяться. Никаких инвестиций со стороны региональных операторов на создание системы сортировки и переработки мусора тоже не поступает. При этом возникла дополнительная проблема: значительно увеличились объемы вывоза бытовых отходов, причем это наблюдается во всех муниципалитетах края.
В результате управляющие компании и перевозчики вынуждены заниматься урегулированием второстепенных задач, касающихся расположения мусоросборочных площадок, нормативов, распределения зон ответственности и т. д. При этом основная задача так называемой реформы остается нерешенной: нет сортировки, переработки, утилизации. Очевидно, что программа нуждается в корректировке, причем на федеральном уровне.
— Как вы оцениваете результаты другой федеральной программы — «Формирование комфортной городской среды»?
— С моей точки зрения это, пожалуй, наиболее эффективный федеральный проект на сегодня. В его реализации наша управляющая компания участвует с самого начала, и положительные результаты налицо: в 2017 году в рамках программы мы благоустроили 15 дворов, в 2018 — 19, а в текущем году — еще 10. Если сначала ачинцы отнеслись к этой инициативе настороженно и подавали заявки не очень активно, то сейчас интерес с их стороны значительно возрос.
Программой предусмотрен достаточно обширный перечень работ, которые могут быть выполнены в целях благо-устройства дворовых территорий. Жители в основном выбирают установку детских игровых городков, лавочек, спортивных комплексов. Мы же как профессионалы советуем делать упор на более дорогостоящие и масштабные виды работ, такие как расширение придомовой территории, асфальтирование дворовых проездов, оборудование парковочных карманов. Обычно жители прислушиваются к нашим советам и благодарят за то, что вовремя подсказали им верное решение.
Поскольку ремонтные работы и благоустройство можно проводить только по решению общих собраний собственников МКД, очень важно, чтобы приоритеты расставлялись правильно. Специалисты управляющей компании могут только предложить, что, где, когда и какими материалами делать, но окончательное решение по каждому пункту принимают жители. Стараемся стимулировать бережное отношение горожан к общедомовому имуществу. С этой целью, например, ежегодно проводим конкурс на самый благоустроенный подъезд.
Выстраивать конструктивный диалог с собственниками нам помогают председатели советов многоквартирных домов. На рабочих встречах они высказывают нам замечания и предложения по улучшению работы компании. Вообще диалог с жителями — главное условие эффективной работы управляющей организации. Поэтому все сотрудники УК «Центр управления МКД» отчасти психологи. Многие из них прошли переподготовку в краевом учебном центре работников ЖКХ, где им читали лекции ведущие специалисты, в том числе и психологи. Ежедневно работникам компании приходится общаться с самыми разными людьми, выслушивать претензии, отвечать на вопросы. Мы всегда готовы к диалогу и настроены на то, чтобы решить все проблемы в интересах собственников, чтобы проживание в квартирах было для них максимально комфортным.