АРХИВ ПУБЛИКАЦИЙ / RENOME / 09 (125) 2016 (11.10.2016)

Делиться опытом, дарить надежду

Текст: Мария Кузнецова Фото: архив Красноярского педагогического колледжа № 1 им. М. Горького
Почти полвека работает в Красноярском педагогическом колледже № 1 им. М. Горького Надежда Ульяненко — отличник народного просвещения, хормейстер, преподаватель по классу баяна, опытный воспитатель и организатор.
Теперь уже сложно подсчитать, скольким учителям, успешно преподающим в Красноярском крае и других регионах России, Надежда Ульяненко помогла найти свой путь в профессию. Многие студенты педагогического колледжа им. М. Горького (ранее училища) с теплотой отзываются о Надежде Петровне, вспоминая ее в качестве преподавателя по классу баяна, как наставника группы и как воспитателя. Сегодня первые ее выпускники сами имеют педагогический стаж, измеряемый десятилетиями. Так и действует преемственность педагогического опыта, без которой школа как система просто не может существовать.

Впрочем, в профессиональной жизни Надежды Ульяненко все еще необычнее и глубже, ведь собственная дорога в педагогику для нее начиналась в той же альма-матер. А сколько было сомнений! Решение поступать на хоровое отделение в педагогическое училище имени Горького на базе восьми классов во многом было принято под влиянием школьного преподавателя физики Галины Пашенных, которая параллельно вела этот предмет и в педучилище. Однако тем, кто близко знал Надежду, такой выбор показался неожиданным. Родные удивлялись, соседка и вовсе была настроена скептически: «В педагогическое? Ни за что ты не поступишь!» Надя поступила и, как оказалось, нашла свое призвание. За четыре года обучения девушка полностью изменилась, стала серьезнее, проявилась настоящая, зрелая увлеченность профессией. Произошло это во многом благодаря общению с преподавателями: Леонидом Блохиным, Людмилой Удорожко — как та пела советский хит «Куба — любовь моя», очевидцы и сегодня вспоминают с восхищением. «Эти люди были для меня направляющими», — говорит Надежда Ульяненко.

После окончания учебы в 1968 году молодого педагога по распределению отправили в Канское педагогическое училище. Там она проработала год: была хормейстером и дирижером, вела уроки пения и музыки, а также индивидуальную специальность — баян. И сама развивалась, не только делая первые шаги на преподавательской стезе, но и осваивая новые инструменты, например балалайку. Выступала вместе с оркестром народных инструментов.

Через год, в 1969-м, вернулась в Красноярск, устроилась в родное педучилище и с тех пор уже не покидала его. А наставницей молодого педагога стала все та же Галина Пашенных, которая помогла определиться с профессией еще в школьные годы. До 1995 года Надежда работала преподавателем по классу баяна на школьном отделении и вела дополнительные индивидуальные уроки, обучая мастерству владения тем же инструментом. В 1973 году уже опытному специалисту доверили классное руководство. В общей сложности Надежда Ульяненко выпустила пять групп. Арифметика здесь простая: пять групп умножаем на четыре года обучения и получаем 20 лет профессиональной деятельности. Заметим, первые 20 лет, поскольку на этом она не остановилась. Первый выпуск Надежды Ульяненко состоялся в 1977 году, значит, после 2017-го у некоторых ее «первенцев», сохранивших верность профессии, в активе по 40 лет педстажа. Со многими выпускниками она встречается до сих пор, интересуется их достижениями, поддерживает связь.

Благодарность учеников — лучшая рекомендация педагога. Чему Надежда Ульяненко учила своих студентов? Конечно, не только игре на баяне, ведь к тому времени у нее уже сформировались собственные, отработанные на практике, педагогические принципы.

— Прежде всего, я думаю, надо принимать детей такими, какие они есть, и не ждать, что в классе будут сидеть сплошные идеальные ученики, — объясняет Надежда Петровна. — Учить и воспитывать надо и уверенных отличников, и тихих троечников, замечая прежде всего задатки хороших людей, которыми им предстоит стать. Не признаю, когда учитель выбирает: вот эти ребята перспективные, с ними буду работать, а другие — по остаточному принципу. Отношение должно быть равным ко всем, а подход к каждому — индивидуальным, только тогда для всех учеников условия обучения и развития будут комфортными. Если молодой специалист пришел преподавать с такими взглядами, с такой позицией, то он обязательно добьется уважения и признания учеников, родителей и коллег. Сегодня в педагогические вузы, техникумы и колледжи идут не самые успешные выпускники школ, но мне не однажды приходилось видеть, как из ничем особенно не выделявшихся середнячков вырастали прекрасные педагоги, которые ищут и находят нестандартные подходы к детям. К сожалению, многие наши студенты не понимают, зачем идут учиться, не готовы к профессии, к ее рискам и трудностям. В этом отношении основная задача в подготовке будущего учителя — укрепить профессиональную мотивацию и помочь определить ориентиры дальнейшего роста.

В нашем стремительно и почти непредсказуемо меняющемся мире главным профессиональным качеством, которое учитель должен постоянно демонстрировать своим ученикам, является умение учиться. Готовность к переменам, мобильность, способность быстро принимать неординарные решения и при этом ответственность и самостоятельность в действиях — все эти характеристики высококвалифицированных профессионалов в полной мере относятся и к педагогам. Обретение этих ценных качеств невозможно без расширения границ творчества, причем важен не только образовательный процесс, но и внеучебная занятость. В течение многих лет являясь воспитателем общежития педколледжа, Надежда Ульяненко много сил, организаторских способностей и вдохновения отдает тому, чтобы создать именно такую творческую среду. В итоге это позволяет студентам продемонстрировать новые грани способностей — не за отметки, а из живого интереса, на пользу личностному развитию и на благо имиджу образовательной организации.

Скучать студентам, живущим в общежитии педагогического колледжа им. М. Горького, некогда. Только за один учебный год они принимают участие в 15-18 крупных мероприятиях, приглашают к себе команды общежитий вузов. Это формирует особое культурное пространство, где студенческая молодежь расширяет границы самореализации и круг знакомств. А главное, за счет этого накапливается и дополнительный профессиональный багаж, в котором полезны будут и творческие, и лидерские, и организационные навыки. Все это выпускники смогут применять, работая в школах. В дальнейшем к заложенной в процессе обучения основе приложится практический опыт.

По словам Надежды Ульяненко, наибольший интерес у студентов, конечно, вызывают выступления на общественных площадках городского округа. Так, уже более 10 лет проводятся творческие соревнования среди студенческих общежитий центра Красноярска, учредителем которых является отдел культуры, молодежной политики и спорта администрации Центрального района. В 2015-2016 учебном году восемь оргкомитетов студенческих общежитий этого городского округа стали участниками грантового конкурса «Наш студенческий дом». Победителем жюри признало общежитие педагогического колледжа им. М. Горького, и в том немалая заслуга Надежды Ульяненко. Основная цель всего комплекса мероприятий — поддержка инициатив и создание условий для реализации творческого потенциала молодежного актива. В течение учебного года студенты из КГПУ им. В. П. Астафьева, СибГТУ и Красноярского педагогического колледжа состязались по трем основным направлениям. Первый блок подразумевал участие в районных акциях и других социально значимых событиях, например, в фестивале национальных игр, приуроченных к Международному дню студента. Второй относился к культурно-развлекательной программе, организованной самими органами студенческого самоуправления, а третий посвящен спортивной тематике.

— Наше общежитие постоянно занимает призовые места в различных конкурсах, а ведь это только верхушка айсберга. Значение плановой воспитательной работы, которую проводит Надежда Ульяненко, уровень организации студенческого самоуправления сложно переоценить. Кроме того, на попечении Надежды Петровны связь с ветеранами колледжа, которым она также уделяет много внимания. Не случайно ее многолетний труд отмечен знаком «Отличник народного просвещения», многочисленными грамотами и благодарственными письмами краевого и городского значения, — подчеркивает директор Красноярского педагогического колледжа № 1 имени М. Горького Татьяна Алексеева.

В работе с ветеранами нет места неискренности и формальностям. О каждом человеке нужно знать и помнить не только в праздничные даты, звонить, справляться о здоровье, навещать, а если необходимо, вовремя приходить на помощь. И если уж говорить о праздниках, то в поздравительном списке Надежды Петровны 53 человека. Она, пользуясь служебным положением, подключила к делу молодежь: на уроках прикладного искусства студенты своими руками делают красивые объемные открытки, чтобы порадовать ветеранов. Мало кто из студентов и коллег — преподавателей колледжа, глядя на эту энергичную женщину, помнит о том, сколько лет жизни она посвятила учебному заведению. Между тем в 2019 году исполнится 50 лет с начала долгого профессионального пути Надежды Ульяненко. Делиться опытом, дарить надежду, зажигать звезды — это все о ней.

просмотры: 1438
Чтобы активировать просмотр электронных материалов Издательского Дома «Реноме» необходимо .
OOO "РЕНОМЕ" (С) 2005 - 2024
Наш адрес: 660077, г.Красноярск, пр.Молокова, 40
(391) 276‒02‒57 многоканальный
(391) 277‒06‒66
(391) 276‒03‒57

Разработка RILMARK®

RENOME № 03 (206) БСМП № 20 ПЯТЬДЕСЯТ СЛАВНЫХ ЛЕТ № 1
ООО «ПромСтрой» № 1 Каталог учебных и творческих работ «Школа. Учитель. Искусство» № 1 «Управления по охране объектов цветной металлургии» № 1
КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж № 1 им. М. Горького» № 1 Красноярская буровая компания № 1 ООО СК «Сибирь» № 1
Говорит красноярск № 55 ГУФСИН РОССИИ  ПО КРАСНОЯРСКОМУ КРАЮ № 4 МАЯКМЕТАЛЛ № 2
Группа компаний «АВАНГАРД» № 1 ООО «Назарово Агро» № 2 Маргарита Николаева № 1
ИТС Сибирь № 2 СПЕЦПРОЕКТЫ ИД «РЕНОМЕ» № 2 Магсибмет № 1
Референтный центр № 1 Оберег № 5 Красноярский строительный техникум № 1
МП «МУК Красноярская» № 1 Канский политехнический техникум № 1 Девять вех № 2
Дивногорский колледж-интернат олимпийского резерва № 1 СТЭМ № 1 Про Регби № 3-4 (80-81)
Медика-Восток № 1 Говорит Красноярск о здоровье № 53 Промоборудование № Насосные станции повышения давления
КАНСК 375 № 1 На страже закона № 1 40 лет регби в Красноярске № 40 лет регби в Красноярске