просмотры: 1119

Четвертый пакет - антимонопольная перезагрузка

Текст: Мария Кузнецова Фото: Иван Юхименко
Четвертый антимонопольный пакет называют одним из самых сбалансированных законопроектов: отчасти он упрощает жизнь бизнесу, но при этом закручивает гайки в отношении недобросовестной конкуренции.
Какие новые нормы антимонопольного законодательства в рамках четвертого пакета вступят в действие с 5 января 2016 года? Они коснутся нескольких направлений и во многом ведут к либерализации политики в этой сфере.

— Если сейчас при выявлении признаков нарушения антимонопольного законодательства ФАС имеет возможность налагать санкции в режиме прямого правоприменения, то с января эта практика претерпит существенные изменения. Антимонопольный пакет вводит новые правила вынесения предупреждений и предостережений. Если ответчик положительно реагирует на предупреждение (исполняет требования, устраняет нарушения), действующим законодательством исключается административная ответственность. Это достаточно серьезное послабление и бизнесу, и чиновникам. Еще одна важная поправка касается изменения подходов к определению объемов финансовой ответственности нарушителей. Антимонопольный пакет устраняет возможность одновременного наложения оборотного штрафа и выдачи предписания о взыскании незаконно полученного в результате нарушений дохода. Однако главное, что при всех трансформациях федерального антимонопольного законодательства незыблемо, — неисполнение закона остается нерентабельным, ведь отдельно взятые действующие санкции по-прежнему в силе, — пояснил в ходе пресс-конференции руководитель Красноярского УФАС России Валерий Захаров.


В целях защиты интересов ответчиков вводится обязанность антимонопольного органа выдавать письменное заключение по обстоятельствам дела до вынесения итогового решения. При этом заключение должно содержать описание фактических обстоятельств и доказательств, на основании которых ФАС пришел к тем или иным выводам. По сути, такой документ — это почти проект решения, с которым хозяйствующий субъект может ознакомиться заранее и представить свои возражения. А значит, снизится и число дел, которые доходят до суда. Еще одно вводимое новшество, в итоге ведущее к перераспределению контрольной нагрузки, лишает антимонопольные органы необходимости рассматривать обращения физических лиц, которые являются потребителями услуг доминирующих на рынке хозяйствующих субъектов. С 5 января 2016 года защитить свои права они смогут только в суде. Как показывает практика, ранее львиная доля подобных обращений в региональный антимонопольный орган была связана с нарушениями по договорам о техническом присоединении к электросетям дачников и граждан, ведущих ИЖС.


По прогнозам специалистов, такая мера вызовет резкое сокращение дел с антимонопольной тематикой — по предварительным оценкам на 200–300%. Это позволит ведомству сосредоточиться на грубых нарушениях антимонопольного законодательства, прежде всего связанных с организацией и деятельностью картелей. Нашла свое отражение в четвертом антимонопольном пакете и злободневная тема закупок. Ранее реальная практика применения федерального закона № 223 позволяла хозяйствующим субъектам извращать сами принципы торгов, главная цель проведения которых — оптимизация бюджетных расходов. По факту же зачастую все происходило иначе. Возможность заключения контрактов с единственным поставщиком обеспечивала незаконные преимущества для «карманных» фирм и создавала благоприятную почву для расцветавшей коррупции. Примеров можно найти множество.


— В 2015 году Красноярское УФАС России успешно провело серию подобных дел, которые в настоящее время переданы в судебные инстанции. На наш взгляд, заключение контракта с единственным поставщиком — это некое исключение из правил. Между тем многие хозяйствующие субъекты стали подходить к организации торгов так, что исключением из общих правил становились как раз конкурентные процедуры, — подчеркнул Валерий Захаров.


Теперь ситуация будет меняться, и к этому стоит добавить, что четвертый антимонопольный пакет упростил и ускорил механизм дисквалификации нарушающих нормы законодательства чиновников. Полезные изменения внесены также в блок, касающийся недобросовестной конкуренции. Например, установлены минимальные перечни качественных и количественных характеристик товаров, услуг и условий их реализации, в отношении которых не допускается недобросовестная конкуренция в форме дискредитации и введения в заблуждение.


К наиболее существенным поправкам можно также отнести отмену реестра субъектов с 35% долей на рынке и уточнение процедуры возбуждения и рассмотрения дел, а также административной ответственности. Эти изменения, безусловно, носят позитивный характер и будут способствовать обеспечению прав и законных интересов бизнеса. Насколько существенным окажется влияние нововведений, предусмотренных четвертым антимонопольным пакетом, на практику правоприменения, и станет ли она более прозрачной и объективной — покажет время.

OOO "РЕНОМЕ" (С) 2005 - 2021
Наш адрес: 660077, г.Красноярск, пр.Молокова, 40
(391) 276‒02‒57 многоканальный
(391) 277‒06‒66
(391) 276‒03‒57

Разработка RILMARK®

Решение задач в комплексе!
В ассоциацию «Дорожники Красноярья», созданную в 2015 году с целью объединения инициатив и профессионального потенциала предприятий дорожно-строительной отрасли Красноярского края, входит восемь сильнейших профильных организаций региона: АО «КрайДЭО», АО «Ачинское ДРСУ», АО «Балахтинское ДРСУ», АО «ДРСУ-10», группа компаний «БРИЗ», АО «Каратузское ДРСУ», АО «Лесосибирск-Автодор», АО «Большемуртинское ДРСУ».