Какие новые нормы антимонопольного законодательства в рамках четвертого пакета вступят в действие с 5 января 2016 года? Они коснутся нескольких направлений и во многом ведут к либерализации политики в этой сфере.
— Если сейчас при выявлении признаков нарушения антимонопольного законодательства ФАС имеет возможность налагать санкции в режиме прямого правоприменения, то с января эта практика претерпит существенные изменения. Антимонопольный пакет вводит новые правила вынесения предупреждений и предостережений. Если ответчик положительно реагирует на предупреждение (исполняет требования, устраняет нарушения), действующим законодательством исключается административная ответственность. Это достаточно серьезное послабление и бизнесу, и чиновникам. Еще одна важная поправка касается изменения подходов к определению объемов финансовой ответственности нарушителей. Антимонопольный пакет устраняет возможность одновременного наложения оборотного штрафа и выдачи предписания о взыскании незаконно полученного в результате нарушений дохода. Однако главное, что при всех трансформациях федерального антимонопольного законодательства незыблемо, — неисполнение закона остается нерентабельным, ведь отдельно взятые действующие санкции по-прежнему в силе, — пояснил в ходе пресс-конференции руководитель Красноярского УФАС России Валерий Захаров.
В целях защиты интересов ответчиков вводится обязанность антимонопольного органа выдавать письменное заключение по обстоятельствам дела до вынесения итогового решения. При этом заключение должно содержать описание фактических обстоятельств и доказательств, на основании которых ФАС пришел к тем или иным выводам. По сути, такой документ — это почти проект решения, с которым хозяйствующий субъект может ознакомиться заранее и представить свои возражения. А значит, снизится и число дел, которые доходят до суда. Еще одно вводимое новшество, в итоге ведущее к перераспределению контрольной нагрузки, лишает антимонопольные органы необходимости рассматривать обращения физических лиц, которые являются потребителями услуг доминирующих на рынке хозяйствующих субъектов. С 5 января 2016 года защитить свои права они смогут только в суде. Как показывает практика, ранее львиная доля подобных обращений в региональный антимонопольный орган была связана с нарушениями по договорам о техническом присоединении к электросетям дачников и граждан, ведущих ИЖС.
По прогнозам специалистов, такая мера вызовет резкое сокращение дел с антимонопольной тематикой — по предварительным оценкам на 200–300%. Это позволит ведомству сосредоточиться на грубых нарушениях антимонопольного законодательства, прежде всего связанных с организацией и деятельностью картелей. Нашла свое отражение в четвертом антимонопольном пакете и злободневная тема закупок. Ранее реальная практика применения федерального закона № 223 позволяла хозяйствующим субъектам извращать сами принципы торгов, главная цель проведения которых — оптимизация бюджетных расходов. По факту же зачастую все происходило иначе. Возможность заключения контрактов с единственным поставщиком обеспечивала незаконные преимущества для «карманных» фирм и создавала благоприятную почву для расцветавшей коррупции. Примеров можно найти множество.
— В 2015 году Красноярское УФАС России успешно провело серию подобных дел, которые в настоящее время переданы в судебные инстанции. На наш взгляд, заключение контракта с единственным поставщиком — это некое исключение из правил. Между тем многие хозяйствующие субъекты стали подходить к организации торгов так, что исключением из общих правил становились как раз конкурентные процедуры, — подчеркнул Валерий Захаров.
Теперь ситуация будет меняться, и к этому стоит добавить, что четвертый антимонопольный пакет упростил и ускорил механизм дисквалификации нарушающих нормы законодательства чиновников. Полезные изменения внесены также в блок, касающийся недобросовестной конкуренции. Например, установлены минимальные перечни качественных и количественных характеристик товаров, услуг и условий их реализации, в отношении которых не допускается недобросовестная конкуренция в форме дискредитации и введения в заблуждение.
К наиболее существенным поправкам можно также отнести отмену реестра субъектов с 35% долей на рынке и уточнение процедуры возбуждения и рассмотрения дел, а также административной ответственности. Эти изменения, безусловно, носят позитивный характер и будут способствовать обеспечению прав и законных интересов бизнеса. Насколько существенным окажется влияние нововведений, предусмотренных четвертым антимонопольным пакетом, на практику правоприменения, и станет ли она более прозрачной и объективной — покажет время.