АРХИВ ПУБЛИКАЦИЙ / RENOME / 02 (118) 2016 (05.03.2016)

Будущее России: взгляд из Сибири

Текст: Александр Белов
Ключевым вопросом XIII Красноярского экономического форума стала разработка Стратегии развития страны до 2030 года.
Площадки КЭФ-2016 за три дня посетили более 6 тыс. человек из 28 стран мира и 60 регионов России. В период работы форума между руководством регионов, коммерческими структурами и общественными организациями было подписано 37 соглашений, которые, по прогнозам экспертов, позволят привлечь в Красноярский край миллиарды рублей инвестиций. Целый ряд из них направлен на развитие промышленности в регионе. Так, по комплексу направлений запланировано сотрудничество между правительством края и Фондом развития промышленности, результатом которого станет выход на новые современные технологии, выпуск инновационной продукции, содействие процессам импортозамещения и решение других важнейших государственных задач. В свою очередь правительство края берет на себя обязательства по поддержке, продвижению, поиску проектов, которые могли бы соответствовать задачам фонда. Также среди подписанных на форуме документов — соглашение о сотрудничестве между Сибирским федеральным университетом и ПАО «ГМК «Норильский никель» в части организации лаборатории по разработке динамической системы управления и контроля качества добычи и переработки минерального сырья, а также дополнение к подписанному в августе 2010 года соглашению между администрацией Норильска и «Норникелем» о взаимодействии по развитию объектов социальной, инженерной инфраструктуры и жилищного фонда г. Норильска.

Кроме того, при поддержке регио-нального правительства ООО «ОКБ Микрон» планирует построить в Емельяновском районе станкостроительный завод по выпуску нестандартного и горно-шахтного оборудования и с его помощью до 2020 года обеспечить жителям края не менее 400 высокопроизводительных рабочих мест. Еще одно промышленное предприятие, заключившее соглашение с краевым правительством, — ПАО «Полюс Золото». В документе нашло отражение намерение компании расширять производственные мощности и наращивать добычу золота, что будет способствовать росту налоговых отчислений в региональный бюджет. В заключительный день Красноярского экономического форума состоялось подписание соглашения о сотрудничестве между Красноярским краем и АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» (МСП). Оно подразумевает объединение усилий сторон в вопросах оказания организациям МСП информационно-маркетинговой, правовой и имущественной поддержки.

Также заключен ряд соглашений, предусматривающих развитие сельскохозяйственной отрасли края. В частности, в соответствии с документом, подписанным представителями регионального минсельхоза, ФИЦ «Институт цитологии и генетики Сибирского отделения Российской академии наук» и аграрного университета, запланировано создание новых сортов сельхозкультур, адаптированных к условиям Сибири, обладающих высоким потенциалом продуктивности и устойчивости к неблагоприятным факторам среды, а также разработка сортовых технологий возделывания и ведения эффективного семеноводства. Помимо этого, министр сельского хозяйства Леонид Шорохов, председатель Совета директоров ООО «Парус Агро Групп» Андрей Муравьев и генеральный директор компании ОАО «Э.ОН Россия» Максим Широков подписали соглашение о намерениях по строительству в Шарыповском районе края крупного тепличного комплекса по выращиванию овощей (24 тыс. тонн продукции ежегодно, 1-1,2 тыс. рабочих мест).

Не осталась без внимания и тема Универсиады, которую предстоит принимать столице края в 2019 году. Руководитель ФМБА России Владимир Уйба подписал соглашение о взаимодействии Федерального медико-биологического агентства и регионального правительства в рамках организации и проведения зимних игр. Еще два соглашения о сотрудничестве, заключенные в ходе КЭФ, касаются информационного сопровождения и организации телетрансляции Универсиады-2019. Также возможные векторы сотрудничества наметились между АНО «Исполнительная дирекция XXIX Всемирной зимней универсиады 2019 года в г. Красноярске» и АНО «Дирекция спортивных и социальных проектов» (Казань): благодаря этому Красноярск сможет использовать знания, методики и технологии коллег из Республики Татарстан в области подготовки и работы волонтеров на студенческих играх.

Что из запланированного будет реализовано, покажет время. Ведь, как свидетельствует опыт предыдущих лет, не все соглашения, которые подписываются на форумах, претворяются в жизнь. Эту тенденцию прокомментировал советник губернатора Красноярского края, председатель Союза промышленников и предпринимателей края Михаил Васильев:

— На форуме подписываются не контракты, а в основном так называемые протоколы о намерениях — документы, носящие долгосрочный характер. И от этих первых подписей до имплементации договоров и осуществления проектов порой проходит много времени, в течение которого ситуация может меняться. Согласитесь, два года назад мы не могли представить себе тех экономических условий, в которых Россия оказалась сейчас.

Собственно, как раз этим непростым условиям и путям выхода из них и был посвящен очередной Красноярский экономический форум. По традиции он открылся работой молодежной площадки «Поколение-2030», организаторами которой выступили Молодежное правительство Красноярского края и Общественная палата РФ. В рамках пленарного заседания «Новый общественный договор» участники озвучили идеи и предложения, которые были наработаны в рамках круглых столов, проведенных в первый день форума. Особое внимание было уделено теме оценки работы общественных организаций в части качества предоставления социальных услуг потребителю. Как отметила координатор ассоциации молодежных правительств по Центральному федеральному округу, начальник отдела по работе с органами молодежного самоуправления (г. Воронеж) Мария Ковалева, в настоящее время система отчетности некоммерческой организации перед структурами, предоставляющими гранты и субсидии, в целом сформирована. Однако нет системы, в рамках которой работу НКО могли бы оценивать люди — получатели услуг. Также обсуждалась наболевшая тема слабой публичности и прозрачности проведения оценки заявок НКО структурами, выделяющими гранты и субсидии. Губернатор Красноярского края Виктор Толоконский согласился, что необходимо повысить роль получателей субсидий в системе оценивания деятельности общественных организаций. Он также заявил, что недостаточно используется механизм, когда государством финансируется качественная услуга, оказываемая гражданину, а не организация, созданная для ее оказания.

Подводя итоги работы площадки, секретарь Общественной палаты РФ, сопредседатель Общероссийского народного фронта Александр Бречалов отметил, что первый день форума был ознаменован очень плодотворной дискуссией:

— В очередной раз мы убедились, что с активностью молодых людей в нашей стране все хорошо. Но нужно понимать, что только наведя порядок в своей голове, мы сможем что-то изменить. Если мы будем постоянно пенять на то, что власть должна что-то сделать — дать нам деньги, площадку для самореализации, вряд ли что-то получится.

Основной и заключительный дни форума были посвящены обсуждению перспектив развития страны во всех областях на ближайшие 15 лет. Тех, кто ждал конкретных тезисов и вводных параметров заявленной Стратегии-2030, ждало разочарование: несмотря на то, что принимать документ предстоит уже в марте, прямо сегодня разрабатывать его, кажется, никто не собирается. Как и анализировать причины неудачи всех прежних стратегий, которых за историю Красноярского экономического форума было рассмотрено немало: в разные годы умы экспертов занимали «долгосрочная стратегия экономического развития России», «среднесрочная стратегия инновационного развития России», «инновационная стратегия Сибири», «стратегии Сибири в контексте развития России в XXI веке», «система стратегического планирования в России» и т. д. Не удивительно, что у некоторых участников форума возникло дежавю: те же люди в тех же словах обсуждают те же вопросы, что и год, три, пять лет назад.

— Стратегия-2030 как том бумаги нам совершенно точно не нужна. А так это произошло с прошлой стратегией… Надо сделать акценты на человеческом капитале и качестве жизни, иначе люди талантливые начнут уезжать, они не хотят жить в такой среде. Инвестиционный климат у нас в стране никак не улучшится. Банально: никто не берет ответственности за свои слова. Мы говорим одно — делаем другое. Говорим одно и то же устами разных спикеров! Государство должно делать то, что говорит, — заявил директор Агентства стратегических инициатив Андрей Никитин.

— Это было похоже на день сурка: мы все это уже говорили, мы все это уже пробовали. Изобрести какую-то красную ртуть или серебряную пулю нам не удалось, — поделился впечатлениями ректор Московской школы управления «Сколково» Андрей Шаронов.

В результате вместо конкретных тезисов, которые должны лечь в основу конкретного документа, «главное экономическое событие года» подарило своим участникам и прессе немало громких фраз и нестандартных идей. Одним из самых цитируемых в СМИ стал тезис вице-премьера РФ Аркадия Дворковича, высказанный им на пленарном заседании «Стратегия-2030. Образ будущего России» в ответ на заявление профессора Высшей школы экономики Александра Архангельского о малой доле женщин среди чиновников:

— В нашем зале действительно женщин немного, наверное, потому, что мужчины выбрали для себя менее ответственную работу — обсудить политику, поговорить о глобальных вещах, в то время как женщины рожают, а потом учат детей, и это самая ответственная работа. Общество у нас действительно патриархальное, но главное дело — в женских руках. А сама Россия уже греет мир своими энергоресурсами, она может накормить мир и научить. Собственно, это означает, что Россия — это женщина. И Россия, будучи женщиной, может сделать очень многое.

Ярким выступлением отметился президент ОК «РУСАЛ» и En+ Group Олег Дерипаска, в котором он резко раскритиковал текущую экономическую политику государства:

— Нужно строить новую экономику, не забывая о том, что сделано в старой. Уже нельзя молиться и ожидать, смотря на эти котировки, лучше уже не будет. Нужно понять, что структурное перепроизводство надолго, можем увидеть стоимость нефти и в 18 долларов — не умрем, и можем увидеть курс в 100 руб-лей — тоже не умрем. Нужно двигаться, понимая, что это будет.

Также бизнесмен заявил, что не верит в импортозамещение, которое назвал моделью XIX века, и призвал выходить на экспорт. А также срочно провести судебную, налоговую и бюджетную реформы, которые обеспечат приток инвестиций, создать эффективный долговой рынок. Кроме того, Дерипаска предложил расселить столицу:

— Каждый раз, подлетая к Москве, я задумываюсь: что эти люди там делают? Какая нагрузка на нашу экономику! Мы понимаем, что воронка, которая создана во времена сырьевого бума, которая затянула, — ее не будет, мы забудем об этом. И с Москвой надо серьезно подумать, не расширять ее, а расселять.

На фоне глобальных вопросов участники КЭФ не забыли уделить время и региональным: краевую стратегию развития до 2030 года обсудили за отдельным круглым столом. Тезисы звучали оптимистичные и обнадеживающие. В частности, заместитель председателя правительства края — министр экономического развития, инвестиционной политики и внешних связей Виктор Зубарев заявил, что Красноярск к 2030 году усилит свою позицию опорного региона страны, выступая пилотной площадкой по реализации новой модели социально-экономического развития, в рамках которой происходит замещение ресурсных драйверов роста, драйверами, опирающимися на человеческий капитал. Вице-президент «Центра экономики инфраструктуры» Павел Чистяков предсказал, что красноярская агломерация в будущем станет более привлекательной для миграции, причем как внутренней — из других городов края, так и из других регионов СФО. А директор Института реформирования общественных финансов Владимир Климанов и вовсе заявил, что готовить стратегию развития края — «одно удовольствие»:

— Здесь есть где развернуться: есть различная промышленность, не только сырьевая, крупнейшие ГЭС, лес. Есть и диверсифицированная инновационная экономика, ИСС имени Решетнева — это уже бренд. Сельское хозяйство — в лидерах в России. Здесь есть все виды транспорта. В крае огромный культурный и природный капитал одновременно. Шушенское — самый большой деревянный музей страны. Здесь три краеведческих музея, открытых еще в XIX веке. У нас в России всего 26 объектов всемирного наследия ЮНЕСКО, и один из них — в Красноярском крае. Но здесь же и больше запретов, чем в каком-либо другом регионе. Богатым регионом быть нелегко.

За всеми этими победными реляциями так и не последовал ожидаемый вывод о том, какой же эксперты видят стратегию развития региона на ближайшие 15 лет. Между тем разработать документ предстоит в самое ближайшее время: ранее краевые власти заявили, что обновленную стратегию социально-экономического развития Красноярского края планируется представить на обсуждение общественности уже в этом году. В ходе оперативного совещания по итогам недели, на которую пришелся КЭФ, губернатор края Виктор Толоконский дал поручение редакционной группе, формирующей Стратегию социально-экономического развития Красноярского края, учесть в своей работе результаты обсуждения проекта документа на форуме, а также предложения и рекомендации экспертов.

— Все материалы, полученные на Красноярском экономическом форуме, должны быть применены и учтены при формировании итогового варианта Стратегии социально-экономического развития края, — резюмировал глава региона, избежав какой-либо конкретики.

Похоже, узнать, какое же будущее прочат власти нашему краю по итогам трех пятилеток, мы сможем лишь тогда, когда долгожданный проект представят на суд общественности.

 

 

 

Аркадий Дворкович, заместитель председателя Правительства Российской Федерации:

— Стратегии прошлого исходили в первую очередь из того, что должно сделать государство. А нужно создавать возможности для того, чтобы человек мог сам реализовать свою инициативу, в том числе и заработать, обеспечивать себя. Стратегия-2030 должна быть адресована всему обществу, а не только государству. Это не программа действия государственных органов, это стратегия развития всего общества, всей страны. Ответственность за ее реализацию ложится на все общество, а не только на органы государственной власти. Государство подотчетно, в идеале, обществу, а общество подотчетно только самому себе. И само перед собой виновато за неудачи или, наоборот, может радоваться успехам. Россия должна стать экономически более сильным игроком, для этого необходима и региональная интеграция, и улучшение отношений с нашими партнерами, и сохранение той внешнеполитической роли, которая сегодня есть.


Олег Фомичев, статс-секретарь — заместитель министра экономического развития Российской Федерации:

— Итоги проделанной работы мы планируем использовать как солидную базу для работы над Стратегией-2030, тем документом, который должен стать консенсусом между обществом, государством и бизнесом в отношении дальнейших направлений развития нашей страны. Разрабатываемая стратегия должна выйти за рамки плана социально-экономического развития и включить в себя все направления, необходимые для модернизации страны. В ней должны быть учтены блоки, связанные с совершенствованием системы обеспечения обороноспособности страны, правоохранительной и судебной системы. Чтобы в рамках одного документа была возможность сбалансировать все вызовы, которые стоят перед страной. В значительной степени неудача при реализации предыдущих стратегий заключалась в том, что они замыкались только в рамках совершенствования социально-экономической модели. Проблемы извне — будь то вызовы национальной безопасности или вопросы, связанные с правоохранительной системой, — уже через год после принятия стратегии меняли социально-экономическую модель до неузнаваемости, делая ее бесполезной.


Виктор Толоконский, губернатор Красноярского края:

— Пленарное заседание убедило меня в правильности курса на формирование документа, который определит путь развития не только России в целом, но и Красноярского края на ближайшие 15 лет. Ведь на площадках форума мы обсуждаем не только общероссийскую стратегию, но и стратегию нашего региона. Очень важно, что представители власти, руководители бизнес-структур, ученые подтвердили главные положения, которые мы закладывали при разработке стратегии Красноярского края. Мы говорили о том, что важно обеспечить качество жизни за счет собственного экономического роста. Особый акцент — на развитии науки, образования и инновационных сфер занятости. Также речь шла о повышении социальной привлекательности региона и борьбе за человеческий капитал. Сегодня мы провели первый аудит наших идей, и они были поддержаны.


Виктор Зубарев, заместитель председателя правительства Красноярского края — министр экономического развития, инвестиционной политики и внешних связей:

— Стратегия — это не просто документ, это контуры будущего нашего региона, и они сегодня определены. Мы основываемся на том, что Красноярский край должен быть регионом с устойчиво растущей численностью образованного населения, регионом высокотехнологичной экономики и сектора услуг, регионом-экспортером передовых технологий, регионом сбалансированного развития. Безусловно, для достижения всего этого, в том числе нужна опора на развитие традиционных для нас секторов экономики. Красноярск к 2030 году усилит свою позицию опорного региона страны, выступая пилотной площадкой по реализации новой модели социально-экономического развития, в рамках которой происходит замещение ресурсных драйверов роста драйверами, опирающимися на человеческий капитал. Развитие человеческого потенциала — одна из главных сегодняшних задач. Мы знаем, как готовить бурильщиков, надо учиться готовить предпринимателей, инноваторов.

 

Николай Трикман, депутат Законодательного собрания Красноярского края, председатель регионального отделения партии «Справедливая Россия»:

— Замечу, что в этом году Красноярский экономический форум объединил рекордное количество участников — 6,5 тысячи экспертов, в числе которых представители со всех территорий нашей страны, зарубежные гости. Дискуссионные площадки форума были объединены общей задачей: обсудить стратегию развития России, заглядывая на 15 лет вперед, основываясь на настоящем. Сегодня же страна пребывает в сложной экономической ситуации. Большинство экспертов утверждают, что текущий кризис в России будет затяжным. 2015 год стал сложным: показатели промышленного производства снизились, сократился объем оборота торговли, выросли цены, сократились доходы населения. Ситуация в экономике усугубилась из-за введения внешних санкций и ответных мер, в ходе которых был запрещен ввоз на территорию страны импортных товаров. Все эти факторы показали уязвимость экономической сферы России, ее зависимость от действий других стран.

Оценивая перспективы 2016 года, одни аналитики утверждают, что пик спада уже прошел. В текущем году российская продукция выйдет на лидирующие позиции на нефтяном рынке, что позволит стране к 2018-му полностью преодолеть кризис. Другие считают, что даже если в 2016 году цены на нефть возрастут, этими доходами не удастся перекрыть разрушительные последствия 2015 года.

На мой взгляд, экономику страны можно реанимировать только через создание благоприятной среды развития: стабилизировать валютный рынок, налаживать новые финансовые схемы, активнее внедрять политику импортозамещения, налаживать и взаимоотношения в восточном направлении. Такими же выводами закончились многие дискуссии форума.

Россия — сильная экономическая держава, и вывести ее из строя не получится. Россияне умеют смотреть вперед, оценивать перспективу, планировать будущее, а главное, извлекать уроки из истории и происходящих событий.

 

Ирина Антипина, депутат Красноярского городского Совета депутатов, председатель правления ПАО АКБ «Енисей»:

— На мой взгляд, год от года Красноярский экономический форум мельчает. Из тех многочисленных соглашений, которые были подписаны в рамках работы этой площадки в последние несколько лет, в жизнь претворены лишь немногие. В ходе пленарных заседаний и круглых столов КЭФ-2016 неоднократно звучали такие понятия, как «человеческий капитал» и «благосостояние народа», причем говорилось о том, что это приоритетные для российского правительства направления. Однако мы так и не услышали, какие конкретно действия планируется предпринимать для того, чтобы достичь каких-либо результатов в этой сфере. Все заявления остались на уровне лозунгов, не подкрепленных никакой конкретикой. В условиях экономического кризиса на такой мощной площадке, как Красноярский экономический форум, который позиционируется как главное экономическое событие года, хотелось бы увидеть реально существующие, уже разработанные и реализуемые проекты, например, антикризисный план или программу развития промышленной политики. Меня как финансиста, безусловно, волнует изменение законодательства в сфере финансов. И, как всех красноярцев, меня волнуют вопросы роста цен, общего ухудшения экономической ситуации в регионе и стране. Но ничего из этого мы на форуме не услышали, лишь общие слова о том, что государство находится в непростых условиях с учетом введенных санкций, а потому мы должны уделить большое внимание вопросам импортозамещения и развитию внутреннего рынка. Но что конкретно для этого делается? Ответа на этот вопрос в рамках КЭФ мы опять же не получили. Или тема Дальнего Востока, который был объявлен территорией опережающего роста, — все мы видим, как в действительности обстоят дела в этом регионе, и насколько далека реальная ситуация от декларируемой на официальном уровне. Думаю, традиция проведения форумов в Красноярске постепенно уходит в прошлое, мы видим это и по составу делегаций: если в прошлые годы КЭФ посещали президент и премьер-министр РФ, то на этот раз даже главы федеральных министерств не сочли нужным посетить эту площадку — приехали их заместители. Тот форум, который был при Александре Хлопонине, и тот, который мы видим сегодня, — это совершенно разные мероприятия и по содержанию, и по результативности. Даже в организационном плане качество мероприятия значительно снизилось и далеко не оправдывает тех средств, которые в него вкладываются.

 

Михаил Козлов, депутат Законодательного собрания Красноярского края: 

— Красноярский экономический форум, безусловно, нужен и важен для региона. Но формат этого мероприятия должен измениться кардинально. Меньше пафоса и, как следствие, затрат на него! О смене организационных подходов нам надо договориться до начала следующего года. Иным должно стать и содержание этих ежегодных встреч. Заранее расписанные проекты, оформленные в процессе проведения КЭФа в виде контрактов и соглашений, и вялотекущие отвлеченные беседы о стратегии России до 2030 года, лишенные какой-либо конкретики, — возникает резонный вопрос, зачем тратить на это бесполезное мероприятие 100 млн рублей? Нам нужен новый КЭФ, который станет плацдармом для жестких и объективных дискуссий о том, что мешает краю, Сибири, стране в целом достичь экономической стабильности. Что я хотел бы увидеть на форуме в 2017 году? Пора, наконец, прямо заявить о том, что регионы должны получить больше политической и экономической свободы — только это позволит улучшить общий социальный климат в России. Необходимо аргументированно обсудить дисбаланс межбюджетных отношений. О каком развитии сегодня можно говорить, когда мы ежегодно отдаем свыше 500 млрд рублей в федеральный бюджет, а в краевой казне остается всего около 150 млрд, которых не хватает даже на обеспечение задач, поставленных перед регионом федеральным центром? Нужно обсуждать эту проблему и вносить соответствующие изменения в законодательство, и новый КЭФ должен сыграть здесь свою роль. В этом году на форуме были затронуты вопросы поддержки малого и среднего предпринимательства, которое, убежден, является гарантом стабильности и хребтом экономики любого государства. В Красноярском крае всего 23% от общих показателей приходится на этот сектор, что недостаточно, нужно выходить на 50-70%, тогда у экономики появится устойчивость, проявятся социальные эффекты: налоговые отчисления, занятость населения. Давайте продумаем на следующем форуме меры реальной поддержки малого и среднего бизнеса, только без популистских фраз и деклараций, а конкретно. Например, снижение тарифов на электроэнергию. И более глобально: пришло время оценить ситуацию в сфере энергетики в масштабах всей страны и сделать выводы. Давайте поднимать на КЭФ проблемы такого порядка, пусть он станет площадкой, на которой подобные вопросы обсуждаются до хрипоты. А по итогам должны вноситься соответствующие коррективы, которые приведут к благим изменениям в регионах. Такой форум нам нужен!

просмотры: 1452
Чтобы активировать просмотр электронных материалов Издательского Дома «Реноме» необходимо .
OOO "РЕНОМЕ" (С) 2005 - 2024
Наш адрес: 660077, г.Красноярск, пр.Молокова, 40
(391) 276‒02‒57 многоканальный
(391) 277‒06‒66
(391) 276‒03‒57

Разработка RILMARK®

RENOME № 03 (206) БСМП № 20 ПЯТЬДЕСЯТ СЛАВНЫХ ЛЕТ № 1
ООО «ПромСтрой» № 1 Каталог учебных и творческих работ «Школа. Учитель. Искусство» № 1 «Управления по охране объектов цветной металлургии» № 1
КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж № 1 им. М. Горького» № 1 Красноярская буровая компания № 1 ООО СК «Сибирь» № 1
Говорит красноярск № 55 ГУФСИН РОССИИ  ПО КРАСНОЯРСКОМУ КРАЮ № 4 МАЯКМЕТАЛЛ № 2
Группа компаний «АВАНГАРД» № 1 ООО «Назарово Агро» № 2 Маргарита Николаева № 1
ИТС Сибирь № 2 СПЕЦПРОЕКТЫ ИД «РЕНОМЕ» № 2 Магсибмет № 1
Референтный центр № 1 Оберег № 5 Красноярский строительный техникум № 1
МП «МУК Красноярская» № 1 Канский политехнический техникум № 1 Девять вех № 2
Дивногорский колледж-интернат олимпийского резерва № 1 СТЭМ № 1 Про Регби № 3-4 (80-81)
Медика-Восток № 1 Говорит Красноярск о здоровье № 53 Промоборудование № Насосные станции повышения давления
КАНСК 375 № 1 На страже закона № 1 40 лет регби в Красноярске № 40 лет регби в Красноярске