АРХИВ ПУБЛИКАЦИЙ / RENOME / 1-2 январь-февраль 2006 (01.01.2006)

Большое будущее

Сергей Федорченко
Инвестиционные проекты, запланированные краем на ближайшее десятилетие, могут столкнуться с серьезными труднопреодолимыми препятствиями.

Нынешний повышенный инвестиционный интерес государства и частных инвесторов к Красноярскому краю вызван не только его гигантскими ресурсными запасами. Сегодня край, несмотря на его донорский статус, характеризуются как минимум двумя масштабнейшими перекосами, совершенно не укладывающимися в логику современной экономики и геополитики.

Первый из них – внутренний. Из трех миллионов жителей края один миллион проживает в одном-един-ственном его городе – в краевом центре. Еще один миллион – в нескольких других городах, число которых можно сосчитать по пальцам одной руки. Условно говоря, 90 процентов территории края практически вообще не заселены. По данным Симоны Юрченко, главы Туруханского района Красноярского края, регион сегодня насчитывает почти 38 миллионов гектаров не занятых, пустующих, неосвоенных земель. Подобный дисбаланс слабо укладывается в умах современных аналитиков.

Другой красноярский парадокс носит общенациональный характер.

– Острейший вопрос – проблема несбалансированного развития западной и восточной частей России, колоссальная неосвоенность Востока нашей страны, – считает губернатор края Александр Хлопонин. – Надо признать, что на большей части территории Сибири и Дальнего Востока не создано базовых инфраструктурных предпосылок в транспорте, энергетике и связи для обеспечения стабильного экономического роста. Мы нанесли на карту федеральные автодороги, железные дороги и объекты энергетики. И страна тут же наглядно распалась на две части: освоенный Запад и недоосвоенный Восток. Таким образом, большая часть восточной территории России не прошла этапа первичной индустриализации, и без ликвидации «узких мест» в инфраструктуре отставание Востока страны от Запада будет только прогрессировать, несмотря на богатейшие природные ресурсы этой территории.

Прогрессирующий развал страны на две половины – богатую и нищую – чреват самыми негативными последствиями, которые невозможно предотвратить никакими административными реформами, никакими выстраиваниями вертикалей власти, никакими идеями консолидации государства.

Именно поэтому сегодня стала очевидна необходимость срочного создания некой базовый сибир-ской оси, которая бы нивелировала резкий дисбаланс и экономический сепаратизм государства. Основой этой оси призваны стать несколько крупнейших в Российской истории инвестиционных проектов.

Сразу же подчеркнем: каждый из этих проектов интересен краю не только и, возможно, даже не столько возрастанием его капитализации, увеличением экономического потенциала и возрастанием налогооблагаемой базы, благодаря которой доходная часть краевого бюджета может увеличиться вдвое и достигнуть 120 миллиардов рублей. Это, конечно, важно. Но не менее важно создание в неосвоенных районах края социальной и транспортной инфраструктуры, благодаря которой пригодными для цивилизованной жизни человека могут стать не несколько точек на карте края, как сейчас, а хотя бы значительная его часть. Ссылки на якобы специфические природно-климатические условия здесь вряд ли уместны: Эвенкия, например, население которой насчитывает 17 тысяч человек, находится примерно в тех же географических широтах, что и Канада, являющаяся одной из богатейших стран мира с одним из самых высоких уровнем жизни на планете.

 

Богучанский застой

История строительства Богучанской ГЭС уже отсчитывает четвертое десятилетие. Подготовительные работы были начаты еще в 1974 году. Технический проект выполнен Гидропроектом в 1976 году. В 1980 году он получил официальный титул строительства, в соответствии с которым пуск первой очереди станции намечался на 1988 год, а окончательное завершение строительства – в 1992 году. В 1987 году русло Ангары перекрыто бетонной плотиной с временным шлюзом. И тут началась перестройка, которая надолго заморозила этот проект.

На сегодняшний день в него вложено около 600 миллионов долларов, строительная готовность пускового комплекса из 3-х первых агрегатов оценивается в 72 процента. Стоимость завершения первой очереди из 9 агрегатов определяется, по разным оценкам, от 0,6 до 2 миллиардов долларов.

Впрочем, о том, каких инвестиций требует достройка ГЭС, единого мнения нет. В конце 80-х годов специалисты называли сумму в 0,5 миллиарда долларов. На I инвестиционном форуме губернатор края Александр Хлопонин озвучил цифру в 1 миллиард, на Втором форуме – уже 1,2 миллиарда. Некоторые специалисты оценивают сумму необходимых инвестиций в 2 миллиарда долларов. Даже по оценке строительства водохранилища существуют разные мнения. Год назад генеральный директор компании «Евросибэнерго» Сергей Белобородов заявил, что РАО «ЕЭС России» значительно завышает сметную стоимость работ по строительству Богучанской ГЭС. Рабочая группа Минэкономразвития предложила «Евросибэнерго» рассмотреть вопрос о размере затрат на строительство водохранилища. «Мы провели реальный анализ, – сообщил гендиректор, – и если по данным РАО остаточная стоимость более 20 миллиардов рублей, то мы пришли к выводу, что это не может стоить больше 4,5 миллиарда». По словам Белобородова, примерно к такой же сумме пришла и комиссия Красноярского края, которая провела свой независимый анализ.

Столь дорогостоящий долгострой в условиях экономического кризиса не раз вызывал резонный вопрос о закрытии стройки. Однако специалисты подсчитали: консервация этого гигантского сооружения потребует примерно столько же средств, сколько необходимо для пуска первой очереди.

Сегодня появились подвижки. Нашлись инвесторы. Расчетный ресурс Богучанской ГЭС весьма заманчив: суммарная мощность ее пускового комплекса из трех агрегатов составит 540 мВт с выработкой электроэнергии в 4,3 млрд кВт/ч в год, мощность всей первой очереди в составе 9 агрегатов – 1620 мВт с производством 13 млрд кВт/ч в год. Такой потенциал позволит возвести вблизи нее энергоемкий алюминиевый завод мощностью 500-600 тысяч тонн алюминия в год (стоимость проекта – 2 миллиарда 100 миллионов долларов) и целлюлозно-бумажный комбинат (1 миллиард долларов). Осуществить проект совместными усилиями договорились РАО ЕЭС и РУСАЛ. По словам Германа Грефа, Федерация готова вложить в проект средства из инвестиционного фонда, созданного в 2005 году, в размере 72 миллиардов рублей (2,5 миллиона долларов) в случае подтверждения эффективности проекта.

Однако перспективы достройки слишком радужными сегодня не назовешь.

Недавний визит на этот долгострой премьер-министра Михаила Фрадкова и совещание по его итогам показали: Федерации хотелось бы всячески минимизировать свое финансовое участие в проекте. Между тем, по мнению Олега Дерипаски, «проект невозможен без государственной поддержки, строительства сетей и дорог». С ним абсолютно согласен и губернатор Александр Хлопонин:

– Государство не имеет права вкладывать деньги в бизнес, – считает он. – А вот развитие инфраструктуры – это создание условий для развития, в том числе и бизнеса. Это строительство дорог, это нефтепроводы, ЛЭП, ЖКХ и так далее. У банков сегодня денег очень много, но они не знают, что с ними делать. Они не верят муниципальной власти и нам, они боятся, потому что нет стратегии. Но если банк или другой инвестор видит, что государство начало строить дороги, скажем, в Богучанском районе, то большие деньги в лесную отрасль приходят сразу же, потому что рентабельность вырастает в разы. Объемы растут, все растет.

Есть в Богучанах и другой, не менее значительный пласт проблем. Проектирование и начало строительства ГЭС пришлись на ту застойную эпоху, когда на социальные и экологические последствия «строек века» мало кто обращал внимание. К 90-м годам множество действовавших положений и нормативов безнадежно устарели. По сути, продолжение строительства по проекту, утвержденному в далеком 1977 году, превратилось в незаконное из-за отсутствия современной государственной экологической экспертизы.

В 1990-1993 годах по заданию Гидропроекта и Краевого комитета по охране природы Красноярский научный центр СО РАН провел исследования по проблемам экологической безопасности Ангары в связи со строительством на ней целого каскада гидросооружений из плотин, водохранилищ и гидростанций. После долгого и бурного обсуждения краевые природоведы достройку запретили.

В 2002 году специальное конструкторско-технологическое бюро “Наука” Красноярского научного центра (КНЦ) СО провело еще один всесторонний анализ экологического состояния стройки на Ангаре. И вновь – негативное заключение. Вот его основные аргументы.

Будет затоплено 18,4 тысячи га пашни и угодий. Под воду уйдут около 2 миллионов кубических метров леса. В связи с затоплением болот вскоре всплывет до 4,5 миллиона кубических метров торфов. Разрушатся существующие наземные экосистемы из-за гибели массы животных. Произойдут изменения в климатическом режиме зоны водохранилища. Для жителей региона появится новая проблема подтопления пологих берегов водохранилища (до 3 тысяч га).

Возникнет зона обрушения берегов, которая с годами будет увеличиваться.

В период заполнения водохранилища (в течение 2-3 лет) качество воды заметно ухудшится по всем показателям, будет нанесен ущерб за счет ухудшения среды обитания полновозрастных рыб и сокращения пригодных нерестилищ для молодняка.

Даже если предположить, что все финансовые вопросы будут успешно решены – наверняка строительство начнет испытывать жесткий прессинг и сопротивление природозащитников, вплоть до международной организации «Гринпис».

Ванкор пока без денег

Другой масштабный проект, получивший сегодня импульс к развитию, – освоение Ванкорского нефтегазового месторождения в Туруханском районе Красноярского края, извлекаемые запасы которого по нефти оцениваются в 105,1 млн тонн по категории С1, запасы газа – 76,8 млрд кубометров. Основные параметры проекта предполагают, что капитальные вложения в него составят 2,4 млрд долларов. Дополнительные налоговые поступления в бюджет Красноярского края от реализации проекта могут составить к 2015 году 5940 млн рублей. Президент «Роснефти» Сергей Богданчик на последнем региональном инвестиционном форуме в Красноярске обнародовал еще более радужные перспективы: по его предварительным подсчетам, потенциал Ванкорского месторождения оценивается в 16-17 миллионов тонн годовой добычи. Если перевести это в налоговые платежи, то получится почти половина доходной части краевого бюджета.

История Ванкора гораздо моложе «богучанской идеи». Оно было открыто в 1988 году, спустя три года, в разгар перестройки, поставлено на баланс в государ-ственный комитет по запасам. С разработкой месторождения тогда особенно никто не торопился. Во-первых, нефти у страны и без того хватало с избытком. Последние десятилетия своего существования СССР жил исключительно за счет «нефтедолларов», получаемых от ее экспорта. Да и не умерший еще тогда проект КАТЭКа отодвигал интерес к Ванкору на второй план. В 1992 году специально для разведки и разработки месторождения создано предприятие «Енисейнефть». Его учредителями с российской стороны выступили красноярское геологическое предприятие «Енисейнефтегазгеология» (22% акций) и «Енисейгеофизика» (15% акций), а также фонд имущества Туруханского района (4% акций). Уже тогда, в начале 90-х, было понятно, что одними лишь российскими рублями проект не освоить, и поэтому в соучредители «Енисейнефти» была приглашена английская компания Anglo-Siberian Oil Company (ASOC), которой принадлежит контрольный пакет акций красноярской компании. В начале мая 2003 года компания «Роснефть» приобрела 97,5% акций ASOC, став таким образом генеральным владельцем Ванкора.

«Роснефть» принадлежит государству, а за два года финансовых возможностей у страны не слишком прибавилось, а значит на средства из казны компания вряд ли может рассчитывать. Ее активные переговоры об инвестировании проекта с такими мировыми гиган-тами, как французский нефтедобывающий концерн Total, одна из ведущих финансовых групп Японии и некоторыми другими потенциальными инвесторами убедительно доказывают – собственных средств на освоение Ванкора у «Роснефти» не хватит.

Сколько может продлиться поиск соинвестора, который, когда речь идет о миллиардах долларов, будет отличаться повышенной придирчивостью и осторожностью – неизвестно. Как неизвестны и условия будущего соглашения о разделе продукции, которые, скорее всего, будут формулироваться в ультимативном тоне.

 

Перевалочная база

Более перспективным в этом отношении видится создание в Красноярске международного мультимодального хаба – транспортного узла, связывающего, по сути, все части света. Проект внушает оптимизм хотя бы потому, что грузовой хаб уже начал работать. Так, буквально на днях начаты первые регулярные рейсы через Красноярск 120-тонного грузового «Боинга-747» в немецкий Франк-фурт-на-Майне и японский город Нагоя. У одного из ведущих экспертов мира по авиаперевозкам Стенли Райта не возникает сомнений в том, что Красноярск вскоре станет мощным хабом не только грузовым, но и пассажирским. Уже в ближайшее время планируется довести регулярность рейсов «Франкфурт-на-Майне – Нагоя» с нынешних 2-3 в неделю до 62.

– Мы прогнозируем увеличение объемов воздушных перевозок через Красноярск с сегодняшних 1,15 млн пассажиров до 2,5 миллиона к 2010 году и 3,5 миллиона – к 2015 году. При этом доля международных пассажиров возрастет к 2015 году с 5 до 50%. Объем грузовых перевозок может увеличиться в десятки раз: с 20 тыс. тонн в прошлом году до 200 тыс. к 2010-му и 400 тысяч – к 2015 году, – убежден директор аэропорта «Красноярск» Виктор Плынин.

Однако создание хаба в Красноярске, при всех его преимуществах, тоже чревато немалыми сложностями. Говоря популярным языком, функция хаба (от английского слова «hub» – «ступица, спица колеса») такова. Допустим, в один день в Москву хотят улететь 20 пассажиров из Владивостока, 20 – из Петропавловска-Камчатского, 20 – из Хабаровска, 20 – из Иркутска и 20 – из Красноярска. Вместо того, чтобы гонять через всю страну 5 полупустых самолетов, всех желающих доставляют сначала в Красноярск, пересаживают в один лайнер и уже одним рейсов везут в Москву. Почти пятикратное снижение себестоимости такой перевозки, по идее, это выгодно всем – и авиакомпаниям, и пассажирам. Однако для того, чтобы из Красноярска самолет вовремя улетел в Москву, необходимо в один и тот же час собрать в красноярском хабе всех желающих с Востока. Если даже 80 пассажиров прибыли, а, допустим, 20 задержались на Камчатке по погодным условиям, все 80 будут сидеть в Красноярском аэропорту и их ждать. Подобная схема давно и успешно работает на Западе (типичный пример – хаб Франкфурта на Майне), где организация и четкость соблюдения графика перевозок выполняется с немецкой щепетильностью и точностью швейцарских часовщиков. В России же уже стали притчей во языцех задержки рейсов по самым разным причинам: неисправности самолетов, отсутствие горючего, ошибки авиадиспетчеров, неготовность авиэкипажей и т.д., не говоря уже о непредсказуемых погодных условиях. Без всяких хабов пассажиры порой дожидаются отправки в аэропортах сутками, а Красэйр, по данным журнала «Авиационное обозрение», вообще является одним из лидеров нерегулярности полетов и задержек рейсов. Мечта о том, что десятки рейсов будут «состыкованы» и выполнены с идеальной точностью, которую требует хаб, сегодня кажется просто фантастикой. Не исключено, что пассажиры, просидев в ожидании в Красноярске хотя бы несколько часов, будут впредь облетать красноярский хаб десятой дорогой. Та же самая проблема грозит и грузовым перевозкам: каждый час вынужденного хранения груза на красноярских перевалочных складах обойдется хабу в кругленькую сумму. Не будем забывать и о том, что модернизация красноярского аэропорта под нужды международного мультимодального узла потребует отнюдь не маленьких инвестиций в 200 миллионов долларов.

К стратегическим транспортным проектам можно отнести строительство железнодорожной ветки от зоны затопления в Богучанах, моста через Ангару, дороги Канск – Абан – Богучаны стоимостью 80 миллионов рублей. Финансирование этих инфраструктурных проектов пока что обещает взять на себя Правительство РФ.

Строительство автодорог, в первую очередь, даст толчок к развитию лесной отрасли и золотодобычи в районе Нижнего Приангарья. Оценочная стоимость природных запасов этого района составляет 230-460 млрд долларов. Разведанные запасы золота в Приангарье – более 10 процентов от общероссийских. Прогнозируемые запасы – в 2 раза больше. Здесь же сосредоточено 16 процентов лесного фонда края. Высокоценные хвойные породы составляют 86 процентов запасов. Расчетная лесосека составляет 49 млн куб. м в год, в том числе хвойных – 34.

Всего же стоимость необходимых инвестиций в освоение Нижнего Приангарья Александр Хлопонин оценивает в 550 миллионов долларов из федерального инвестиционного фонда, обязательства частного бизнеса в ближайшие четыре года – свыше 4 миллиардов долларов.

Получит ли их Красноярский край – пока большой вопрос.

 

За кадром

Если говорить о проблемах этих глобальных проектов в целом, то, помимо сомнений в их достаточном финансировании, самыми значительными являются, пожалуй, две.

Первая из них – демографическая. По мнению Александра Хлопонина, сегодня мы имеем стабильную депопуляцию на Востоке России. Ежегодный официальный миграционный отток составляет по Сибири 18 человек на 10 000 населения, на самом деле отток больше. Вопрос в том, кто именно должен населять и развивать эту территорию.

Вопрос, действительно, не праздный. В советское время масштабные национальные проекты типа строительства Беломорканала, БАМа, освоения целины и т.п. обеспечивались принудительно-административными методами: использованием труда заключенных, массовой раздачей комсомольских путевок, насильственным переселением в неосвоенные районы целых популяций. Понятно, что сегодня подобные меры неприемлемы. Тем не менее, все проекты «второй индустриализации Сибири» потребуют сотен тысяч, а по некоторым оценкам и миллионов рабочих рук.

Другой блок проблем сегодня открыто озвучивают депутаты Законодательного собрания Красноярского края.

Вот, например, мнение депутата ЗС Владимира Горлова:

– По моему мнению, в крае сегодня экономика катится вниз, налогооблагаемая база со 112 млрд руб. в 2004 г. сократилась до 97 млрд руб. в 2005 году. Как видим, обещанный экономический рывок пошел вниз. Госдума штампует антинародные законы. К примеру, водный, лесной, жилищный кодексы, законы о земле и недрах. По ним край лишается почти всех полномочий. Командовать территорией рвутся москвичи. Я более трёх лет поднимаю вопросы хищения средств из бюджета, об этом же говорят и многочисленные материалы проверок Счетной палаты. Еще в 2002 году Александр Хлопонин назвал около 15 миллиардов рублей потерь бюджета из-за коррупции и неэффективной организации работы. Где эти деньги? Их никто не собирается возвращать. Мер реагирования никаких. Эти факты говорят о том, что ответ-ственные за это чиновники либо не владеют ситуацией, либо сами организуют подобные акции. Кто за это должен отвечать? Тот, кто имеет право подписи при распоряжении бюджетными деньгами.

– Губернатору нужно взаимодействовать с теми, кто говорит правду. Он делает всё наоборот. И этот принцип — порочный. Ему «дуют в уши» всякие страшилки его помощники, заместители, я об этом знаю, – считает депутат ЗС Анатолий Быков.

По данным МВД, темпы роста коррупции в России в целом и Красноярском крае, в частности, составляют сегодня от 17 до 25 процентов ежегодно. И если эту проблему не решить до того, как в край начнут поступать масштабные многомиллиардные инвестиции, она может стать серьезным препятствием для всех намеченных проектов «второй индустриализации Сибири», которые действительно можно с полным правом назвать историческими для края и всей страны.

просмотры: 1137
Чтобы активировать просмотр электронных материалов Издательского Дома «Реноме» необходимо .
OOO "РЕНОМЕ" (С) 2005 - 2024
Наш адрес: 660077, г.Красноярск, пр.Молокова, 40
(391) 276‒02‒57 многоканальный
(391) 277‒06‒66
(391) 276‒03‒57

Разработка RILMARK®

RENOME № 03 (206) БСМП № 20 ПЯТЬДЕСЯТ СЛАВНЫХ ЛЕТ № 1
ООО «ПромСтрой» № 1 Каталог учебных и творческих работ «Школа. Учитель. Искусство» № 1 «Управления по охране объектов цветной металлургии» № 1
КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж № 1 им. М. Горького» № 1 Красноярская буровая компания № 1 ООО СК «Сибирь» № 1
Говорит красноярск № 55 ГУФСИН РОССИИ  ПО КРАСНОЯРСКОМУ КРАЮ № 4 МАЯКМЕТАЛЛ № 2
Группа компаний «АВАНГАРД» № 1 ООО «Назарово Агро» № 2 Маргарита Николаева № 1
ИТС Сибирь № 2 СПЕЦПРОЕКТЫ ИД «РЕНОМЕ» № 2 Магсибмет № 1
Референтный центр № 1 Оберег № 5 Красноярский строительный техникум № 1
МП «МУК Красноярская» № 1 Канский политехнический техникум № 1 Девять вех № 2
Дивногорский колледж-интернат олимпийского резерва № 1 СТЭМ № 1 Про Регби № 3-4 (80-81)
Медика-Восток № 1 Говорит Красноярск о здоровье № 53 Промоборудование № Насосные станции повышения давления
КАНСК 375 № 1 На страже закона № 1 40 лет регби в Красноярске № 40 лет регби в Красноярске