просмотры: 32

Большая вахта путейцев Енисея

Текст: Василий Касаткин Фото: Иван Юхименко, архив ФБУ «Администрация «Енисейречтранс»
Могучий Енисей и его притоки — неповторимая по красоте природная жемчужина Восточной Сибири. Велико значение речных артерий и для экономики сибирских территорий. Обеспечивают безопасное судоходство в Енисейском бассейне речники ФБУ «Администрация «Енисейречтранс», за которыми закрепилось почетное звание путейцев речных магистралей.
Труженики федерального бюджетного учреждения «Администрация Енисейского бассейна внутренних водных путей» успешно приумножают славные традиции предшественников, прокладывавших первые судоходные фарватеры в устьях сибирских рек. Сегодня ФБУ «Администрация «Енисейречтранс» — одно из ведущих водно-транспортных предприятий России, обслуживающее водные пути протяженностью свыше 8280 км с целью создания условий для безопасного движения транспорта на реках Енисейского бассейна в Красноярском крае, республиках Тыве и Хакасии. В состав организации входят три филиала со штатной численностью персонала более 1300 опытнейших специалистов: Красноярский и Енисейский районы водных путей и судоходства, а также Управление эксплуатации Красноярского судоподъемника. В структуру включено Управление связи с передающим и приемным радиоцентрами, обеспечивающими устойчивую радиосвязь с судами флота и передачу экипажам актуальной информации о гидрологической и навигационной обстановке. В текущем году предприятие, получившее свое современное наименование пять лет назад, отмечает большую юбилейную дату — 80-летие трудовой вахты.

Значимость такой работы сложно переоценить, ведь Енисей входит в число крупнейших рек страны и является одной из важнейших транспортных артерий, соединяющей Северный морской путь с Транссибирской стальной магистралью. А для Эвенкии, Таймыра это и вовсе единственная (не считая воздушных трасс) нитка, связывающая северные территории с большой землей и позволяющая доставлять «на севера» все необходимое для жизнеобеспечения местного населения и работы промышленных предприятий. В настоящее время протяженность гарантированных габаритов судовых ходов в Енисейском бассейне достигла 5284 км.


 


Летопись речных маршрутов


История ритмичного судоходства по Енисею и его основным притокам уходит в XIX столетие, когда по инициативе купцов-золотопромышленников в бассейне сибирских рек начались регулярные перевозки грузов и пассажиров водным транспортом с паровой тягой. С того времени обеспечение качественных условий речных навигаций приобрело глубокий смысл для развития транспортного сообщения в регионе.


По словам руководителя ФБУ «Администрация «Енисейречтранс» заслуженного работника транспорта РФ Владимира Байкалова, основы сложившейся к сегодняшнему дню системы безопасного судовождения в Енисейском бассейне закладывались в годы динамичного отраслевого развития советской экономики. Потребовалось особое внимание к организации условий для речных навигаций с техническим перевооружением служб, отвечавших за состояние водных путей. Так, в 1938 году приказом наркома водного транспорта СССР за №159 было образовано Енисейское бассейновое управление пути (БУП). С тех пор служба путейцев бассейна Енисея существует как самостоятельная структура внутреннего водного транспорта страны.


Условия судоходства последовательно улучшались, и уже к 1945 году протяженность обслуживавшихся водных путей составила свыше 6 тыс. км. Более чем на 3 тыс. км действовали освещаемые навигационные знаки: на берегах использовались ацетиленовые фонари, на бакенах — керосиновые. Протяженность гарантированных габаритов пути достигла 3,2 тыс. км. Пополнялся специализированный флот. После 1950-х годов проводилась моторизация обстановочных постов, осуществлялся переход на электрическое освещение навигационных знаков. На участке русла Енисея от селения Галанино до устья Ангары был внедрен прогрессивный по тому времени бригадный метод обслуживания судоходной обстановки. В период до 1980-х годов были существенно увеличены гарантированные габариты пути по Енисею. В результате комплекса землечерпательных, дноуглубительных и скалоуборочных работ удалось увеличить пропускную способность водных путей бассейна, повысить безопасность судоходства на Енисее, обеспечить судовождение на его притоках: по рекам Хантайке, Курейке, Большой Хете.


 


В интересах навигации


Река — живой организм, требующий неусыпного внимания к себе. Качественные условия судоходства формируются из множества составляющих.


— После каждого ледохода перед началом очередной сезонной навигации на разведку отправляются изыскательские партии, полностью промеряющие весь бассейн. Сейчас на участке водных путей от Красноярска до Игарки поддерживается единая гарантированная транзитная глубина судового хода в 290 см, за счет чего повышена эффективность работы крупнотоннажного флота, — рассказывает Владимир Байкалов. — В последние годы удалось достичь консенсуса с гидроэнергетиками — теперь пропуск воды через плотины Саяно-Шушенской и Красноярской ГЭС, регулирующих уровень Енисея, более равномерный, без резких колебаний, что благоприятно сказывается на проводке судов с грузами, пассажироперевозках. К примеру, глубина русла в 290 см в районе Казачинского порога при штатном водном режиме позволяет курсировать из краевого центра в Дудинку и обратно теплоходам «Александр Матросов» и «Валерий Чкалов».


Вместе с тем, подчеркивает динамику модернизации путевого хозяйства Енисейского бассейна Владимир Викторович, проведено обновление 101 пары створных знаков с заменой деревянных конструкций на металлические. Навигационные знаки оснащаются светоотражающими элементами. На основном судоходном пути в русле Енисея используются светосигнальные навигационные приборы с полупроводниковыми излучателями, увеличившими дальность действия навигационных огней с 2-3 до 6-7 км.


Безопасность, габариты водных путей поддерживаются и за счет возведения дополнительных гидротехнических сооружений. В частности, в 2008 году построена защитная дамба Симоновских ремонтно-механических мастерских (РММ), а с 2010 года в рамках рассчитанной на десятилетие федеральной целевой программы по развитию транспортной системы России на Енисее построено 7 струенаправляющих дамб. Они предназначены для выравнивания течения и создания видимой кромки судового хода в районах быстрых и мелких речных перекатов. В перспективе за счет программных средств будет выстроено еще одно такое сооружение — в районе переката Падеринского.


Завершено проектирование 2-й очереди реконструкции Красноярского судоподъемника наклонного типа — уникального, не имеющего мировых аналогов, судопропускного сооружения, обеспечивающего транспортировку в самоходной судовозной камере судов и составов речного флота через гребень плотины Красноярской ГЭС. Построенный в 1975 году и принятый в промышленную эксплуатацию в 1982-м судоподъемник, по существу, обретет вторую жизнь. Несмотря на сократившуюся по объективным причинам загрузку (в связи с переменами в логистике грузоперевозок на юг края и обратно), объект сохраняет свое стратегическое значение. Например, именно судоподъемник сыграл значимую роль в масштабной операции доставки водным путем рабочих колес и другого крупногабаритного оборудования для реконструкции Саяно-Шушенской ГЭС. Подобные задачи могут появиться и в дальнейшем, в том числе в свете ожидаемой реконструкции Саянского алюминиевого завода.


 


Работают умные технологии


Безаварийное движение по речным просторам Енисейского бассейна обеспечивает высококвалифицированный труд путейцев ФБУ «Администрация «Енисейречтранс», подкрепленный новыми возможностями современных технических средств и цифровых технологий. Сегодня на вооружении предприятия состоят 111 единиц специального флота различного назначения, включая земснаряды, плавучие краны и суда экологического назначения. Суда оснащены спутниковыми навигационными системами, созданы электронные карты рек бассейна.


— Внедрение спутниковых систем позволило привязать к координатам схему навигационного ограждения судовых ходов и организовать судовождение на основе электронных карт. Кроме того, с целью улучшения качества связи планируется использование современных береговых коротковолновых передатчиков. Последовательно обновляется общая материально-техническая база предприятия, — отмечает Владимир Байкалов.


В числе прочего проведена полная или частичная замена обшивки корпусов более двух десятков судов флота, заменяются судовые дизель-редукторные агрегаты, энергетические установки и прочие узлы, оборудование, модернизирован слип Ладейских РММ.


Основательная техническая оснащенность, акцентирует внимание руководитель ФБУ «Администрация «Енисейречтранс», служит важнейшим подспорьем в работе по обеспечению сезонных навигаций на реках Енисейского бассейна, интенсивность которых растет. Грузы доставляются по Енисею, Ангаре, Подкаменной и Нижней Тунгускам, Большой Хете, по рекам Сым и Кас. В целом только в минувшем году по водным путям перевезено около 5,5 млн т грузов. Разработка группы Ванкорских месторождений в Туруханском районе дополнительно нагружает водный транспорт. Просматриваются перспективы развития пассажирского речного сообщения. Речные магистрали вносят все более весомый вклад в формирование контуров современной экономики Енисейской Сибири, а значит, труд речников-путейцев становится еще более актуальным для Красноярского края и всей страны.

OOO "РЕНОМЕ" (С) 2005 - 2018
Наш адрес: 660077, г.Красноярск, пр.Молокова, 40
(391) 276‒02‒57 многоканальный
(391) 277‒06‒66
(391) 276‒03‒57

Разработка RILMARK®