В настоящее время на территории края действуют 11 стационарных и более 30 мобильных комплексов фиксации нарушений правил дорожного движения. Ответственность за работоспособность аппаратов, а также обязанности по проведению диагностики и обновление программного обеспечения возложены на филиал ГПКК «КрайДЭО» — Центр организации дорожного движения. Оборудование находится в ведении Управления автомобильных дорог по Красноярскому краю, и ежегодно для его обслуживания предприятие выбирает подрядчика по итогам открытого конкурса.
Все комплексы, установленные на дорогах края, фиксируют только один вид нарушений — превышение скоростного режима. Большинство из них российского производства: «Арена» и «Крис-П» (ЗАО «Ольвия» и ООО «Симикон», Санкт-Петербург), а также «Стрелка-СТ» (Нижний Новгород) — эти камеры обеспечивают лучший подход к выявлению нарушений, поскольку фиксируют его скорость на расстоянии более 200 м, а снимок автомобиля делают на отметке 30 м. Основная часть оборудования произведена в 2010-2012 годах. Есть и «раритеты» 2008 года выпуска, и более современные камеры, приобретенные два года назад по федеральной программе, которые позволяют фиксировать до 97% нарушителей — у более старых камер погрешность выше. Также на обслуживании «КрайДЭО» находится стационарный комплекс Robot Multiradar немецкого производства, установленный в Красноярске на Октябрьском мосту и контролирующий скоростной режим на всех шести полосах одинаково эффективно как в дневное, так и в ночное время.
— Сегодня системой фотовидеофиксации охвачены практически все муниципальные образования края, по территории которых проходят основные автотрассы, — рассказывает Денис Якубович, директор Центра организации дорожного движения — филиала ГПКК «КрайДЭО». — Ужесточились требования по установке и обслуживанию камер: если раньше зона дислокации утверждалась специалистами ГИБДД примерно, то теперь — с точностью до метра. Также строго определяется, в какой день недели и на протяжении какого времени должна осуществляться фиксация нарушений. Но главная сложность в работе операторов комплексов — неадекватное поведение водителей. Например, в настоящее время рубежи контроля не действуют в Шарыповском и Назаровском районах — в течение июня на этих участках уволились девять сотрудников, подвергшихся угрозам и нападениям со стороны автовладельцев. Металлические боксы, в которых размещаются камеры, также подвергаются вандализму: при помощи тяжелой техники их буквально вырывают из земли, срывают замки, разбивают стекла. В результате мы физически не можем выполнить требования заказчика, который устанавливает норму — не менее 31 действующего рубежа контроля, поскольку еженедельно 3-4 бокса выводятся из строя, а их восстановление занимает от одного до пяти дней. В прошлом году группа лиц ездила по окрестностям Красноярска и закрашивала краской из баллончиков объективы камер. Можно привести еще много примеров подобного поведения автовладельцев, которые, к сожалению, не понимают простой истины: система фотовидеофиксации направлена не на то, чтобы собрать как можно больше штрафов, а на обеспечение их собственной безопасности на аварийных участках маршрутов.
Между тем количество нарушений, зафиксированных камерами наблюдения, ежегодно растет: в 2013 году камеры зарегистрировали 240 тыс. нарушений, в 2014-м — 310 тыс., в 2015-м — 401 тыс. Во всех случаях нарушители были привлечены к ответственности в виде штрафов. Чтобы избежать получения «писем счастья», как в народе называют постановления о наложении административного взыскания за превышение скорости, водители используют радар-детекторы. Правда, распознают они далеко не все комплексы фиксации. Впрочем, специалисты дорожной отрасли не против их применения: чтобы не попасть в объектив камеры, водители сбрасывают скорость, а значит, риск возникновения аварийной ситуации снижается.
В настоящее время обсуждается возможность применения комплексов фиксации на участках дорог, где осуществляются ремонтные или строительные работы. Несоблюдение скоростного режима в таких случаях представляет опасность не только для самих водителей, но и для дорожных рабочих.
— В этом году мы установили камеру на 796-м км трассы М-53, где ведется строительство пешеходного перехода. За 10 часов работы комплекса было зафиксировано 1900 фактов превышения скорости, — отмечает Денис Якубович. — Как можно работать, когда мимо проносятся автомобили, в том числе большегрузные, со скоростью 80-90 км/ч? Естественно, рабочие не хотят рисковать своими жизнями. Однако водители, к сожалению, по-прежнему мало об этом задумываются. Остается надеяться, что систематические штрафы сделают свое дело, и езда по правилам постепенно войдет у них в привычку.