Значительную долю краевых авиасообщений составляют местные маршруты, которые по дальности можно сравнить с межрегиональными, при этом часть из них являются жизненно необходимыми. Накануне профессионального праздника — Дня Воздушного флота России — в год 70-летия Красноярского межрегионального территориального управления Росавиации его руководитель Сергей Родькин рассказал о возможностях и перспективах региональной авиации.
— Сергей Васильевич, удовлетворяет ли авиация региона потребностям населения и экономики в перевозке грузов?
— Логистическая система края складывалась годами. За последние 20 лет она трансформировалась и в итоге приобрела форму, которая, может, и не на 100% удовлетворяет запросы населения в вопросах доставки грузов, но точно более чем на 90%. Грузы воздушным транспортом в основном доставляются на север: Эвенкия, Таймыр, частично Енисейский район. Под данную задачу в нашем авиапарке имеется несколько типов воздушных судов. Практика показала, что приходившие на рынок самолеты с большой грузоподъемностью оказались нерентабельными, поскольку на расстояния до 2 тыс. км необходимы воздушные суда с меньшей загрузкой — приблизительно 4-7 тонн, и такие самолеты в крае есть: АН-26, АН-32. В период весенне-летнего распутья у среднего севера появляется острая потребность в доставке продуктов питания для нужд населения. А на отдаленный север — Хатанга, Норильск, Диксон — авиасообщения осуществляются практически в круглосуточном режиме. Зимой идет «просадка» грузоперевозок на север, так как часть объема берут на себя зимники. Летом крупногабаритные грузы — топливо, строительные материалы, уголь, спецтехнику и многое другое — доставляют уже водным транспортом.
— С какими трудностями приходится сталкиваться в работе, и как обстоят дела с авиапарком?
— Понемногу процесс обновления парка движется. Дело в другом: в крае нет хорошего регионального самолета средней ценовой группы. АН-24 и АН-26
большую часть своего ресурса отработали, устарели, но все еще способны летать. При этом в рейсы направляются только те самолеты, которые имеют летную годность. Количество возникающих в воздухе инцидентов, если сравнивать новый таймырский АТР-42 и старенький АН-24, примерно одинаковое. Половина аэропортов региона попали под Федеральную целевую программу «Аэропорты Красноярья», но часть аэропортов все еще требует финансовых вложений. В настоящее время данная проблема обсуждается руководством края, думаю, что до начала 2017 года решение будет принято. Во всем мире аэропорты и авиакомпании разделены, а в регионе пять аэропортов — Диксон, Хатанга, Байкит, Ванавара и Тура — все еще находятся в составе «КрасАвиа». Минтранс Красноярского края обещал переформатировать процесс взаимодействия для того, чтобы аэропорты получили самостоятельное развитие.
Другая проблема связана с учебным центром. В нашей структуре каждые два года пилотам необходимо проходить переподготовку. Сейчас сотрудники авиакомпаний уже перешли на измененную систему повышения квалификации. В регионе 24 аэропорта, весь персонал которых для прохождения переподготовки вынужден ездить в другие регионы: Новосибирск, Иркутск, Екатеринбург.
— Может ли регион претендовать на значительное увеличение доли рынка авиаперевозок? Какие есть перспективы у авиации края?
— На сегодняшний день международный хаб в Красноярске — один из наиболее крупных и перспективных проектов. Главную конкуренцию составляет Новосибирск с уже имеющейся развитой перевалочной базой. Увеличение доли рынка может быть достигнуто за счет транзитных самолетов, осуществляющих дозаправку, поскольку географически и технологически самый удобный аэропорт на пути из Европы в Азию — красноярский, это как раз половина пути. Конкуренцию определяют сниженные цены на взлет, посадку, топливо и быстрота обслуживания. Все зависит от менеджмента аэропортов: если у нас предложат вариант лучше, то самолеты будут летать через краевой центр. Товара, который ввозится в Красноярск или Новосибирск, мало, региональный грузовой терминал не перегружен. С другой стороны, нужно понять, какие местные товары регион будет доставлять и куда — в Европу или Азию. Необходимы правительственные программы, и если появится груз, требующий перевозки с Востока на Запад, уверен, найдутся и инвесторы, тем более что в крае создается мультимодальный транспортный узел.
Что касается развития, то оно постепенно продолжается. За последние несколько лет были отремонтированы взлетно-посадочные полосы в Абакане, Хатанге, начаты ремонтные работы в Норильске, Кызыле. Малые аэропорты находятся в летной годности, их поддерживают на надлежавшем уровне для обеспечения безопасности полетов. В районе Игарки активно работает «Ванкорнефть», вследствие чего были построены новое здание и взлетно-посадочная полоса, закуплена техника, и это вызвало оживление авиаперевозок. Авиация всегда идет вслед за экономикой. И если экономика края будет расти, уверяю вас, авиация не отстанет.