просмотры: 106

Ачинский педагогический: точка роста на карте края

Текст: Елена Баркова Фото: Иван Юхименко
В октябре 2018 года Ачинский педагогический колледж в честь своего 90-летия провел презентационно-экспертную сессию, где были подведены итоги многолетней работы по реализации модели непрерывной подготовки педагогических кадров во взаимодействии с работодателями.

 


В качестве внешних экспертов в работе сессии приняли участие: к. п. н., почетный работник среднего профессионального образования, заведующий лабораторией профессионального образования ФГБУ «Российская академия образования» Ольга Веннецкая; заместитель председателя комитета по образованию, культуре и спорту Законодательного собрания Красноярского края Виктор Кардашов; д. ф. н., профессор, генеральный директор Фонда развития Сибири Ольга Карлова; главный специалист отдела дополнительного образования и работы с педагогическими кадрами министерства образования Красноярского края Татьяна Иванова; д. психол. н., профессор, ректор КГПУ им. В. П. Астафьева Валерий Ковалевский.

Участниками сессии стали главы, заместители глав, руководители управлений образования западной группы районов края, представители краевых педагогических колледжей, а также администрация и преподаватели Ачинского педагогического колледжа.


 


90 лет — время итогов


С приветственным словом к участникам обратились Ольга Веннецкая и Виктор Кардашов. Они отметили важность встречи и значимость данного мероприятия не только для запада Красноярья, но и для краевого и российского педагогического образования в целом.


Открыла работу сессии директор КГБПОУ «Ачинский педагогический колледж» Елена Рожкова. В своем выступлении она озвучила задачи сессии, среди которых представление опыта взаимодействия, обозначение имеющихся проблем и векторов развития, а также сделала небольшой экскурс в историю проекта.


— Идея создания системы непрерывной подготовки кадров возникла около 7 лет назад. Толчком стал демографический кризис и кадровый дефицит. Задача стояла не только осуществить набор абитуриентов в колледж, но и обеспечить молодыми специалистами территории запада Красноярья. Появилось понимание, что проблемы можно решить только совместно. На первом этапе выстраивания модели были разработаны программы взаимодействия с 15 территориями западной группы районов по набору и трудоустройству. А сегодня это уже система, представляющая модель непрерывной подготовки педагогических кадров во взаимодействии с работодателями по шести направлениям: профориентация, набор, реализация основных профессиональных образовательных программ (ОПОП), трудоустройство, получение высшего и дополнительного образования и мониторинг качества. Взаимодействие территорий огромного региона сложно организовать без использования новых технологий, и наши специалисты разработали автоматизированную электронную карту, которая, с одной стороны, представляет собой технологию дистанционного взаимодействия с территориями, а с другой — объемную базу данных.


В своем выступлении Елена Рожкова сделала акценты на задачах и результатах каждого направления.


— Для отбора действительно заинтересованных студентов мы организовали масштабную профориентационную работу, — пояснила Елена Сергеевна. — Открыли педагогические классы с территориями, официальное региональное представительство МГУ им. М. В. Ломоносова по
профтестированию. Был изменен и подход к содержанию подготовки: создан Совет работодателей, по предложениям которого мы открываем новые специальности, вносим изменения в основные образовательные программы. Учитель должен иметь высшее образование. Благодаря взаимодействию с коллегами из Красноярского педагогического университета закончившие колледж молодые специалисты сегодня имеют возможность его получить по ускоренной программе за 2,5 года. Кроме того, открыты уникальные образовательные площадки, кабинеты-лаборатории, оснащенные современным оборудованием, технологиями и методиками, где педагоги западной группы районов Красноярского края, мобильно реагируя на вызовы современному образованию, имеют возможность повысить свою квалификацию по актуальным программам практикоориентированной направленности.


С 2012 года колледж подтверждает качество реализации образовательных программ сертификатом качества на соответствие требованиям международного стандарта ISO 90001. На сегодняшний день три образовательные программы имеют свидетельства профессионально-общественной аккредитации. Высокую внешнюю оценку академических успехов получили студенты колледжа в рамках федерального интернет-экзамена в сфере профессионального образования, что также подтверждено сертификатом качества.


Вниманию присутствующих был предложен 10-минутный фильм, более детально раскрывающий особенности функционирования модели.


Далее модератором сессии, заместителем руководителя управления образования г. Ачинска Галиной Нефедовой (выпускницей колледжа), было предложено осуществить экспертизу эффективности взаимодействия колледжа и территорий по трем блокам: первый — взаимодействие в профориентации и наборе (экспертное мнение Валерия Ковалевского); второй блок — взаимодействие в открытии специальностей, реализации основной профессиональной образовательной программы, трудоустройстве (экспертное мнение Татьяны Ивановой); третий блок — взаимодействие по получению высшего и дополнительного профессионального образования (экспертное мнение Ольги Веннецкой) и подведение итогов — фиксация эффективного опыта, обозначение проблем и перспектив развития (экспертное мнение Ольги Карловой).


В ходе презентационно-экспертной сессии «Модель непрерывной подготовки педагогических кадров во взаимодействии с работодателями» представители западных территорий Красноярского края поделились накопленным опытом в реализации отдельных направлений модели.


 


Блок №1


Для достижения основной цели проф-ориентационной работы, а это подготовка мотивированных на получение педагогической профессии абитуриентов, Ачинский педагогический колледж и муниципалитеты западной группы районов открыли педагогические классы. Сегодня функционируют 8 педагогических классов, в которых учится более 250 молодых людей. Всего же за 5 лет в них профориентационной деятельностью охвачено 2473 учащихся. В каждой территории сложилась своя система отбора кандидатов в педклассы, механизм реализации программы дополнительного образования, профессионального обучения, элективных курсов. Самым эффективным оказался опыт Назаровского района.


Систему взаимодействия реализации программы педагогических классов представила руководитель управления образования Назаровского района Людмила Арефьева.


— В процессе взаимодействия управления образования района с Ачинским педагогическим колледжем родилась сетевая программа (в ней задействовано 6 школ) по организации педагогического класса, получившая название «Педагогика лидерства». Программа предназначена для того, чтобы вырастить педагога в школьной среде, она действует четвертый год для учеников 10-11-х классов. Программа пользуется популярностью и среди родительской общественности. Около 50% учебного плана реализуется на базе колледжа, и 50% — на базе муниципалитета. Используются методы интенсивного погружения, деловых игр, социальных практик, ребята работают и самостоятельно — к примеру, в муниципальных пришкольных лагерях в период летней оздоровительной кампании. Лучшие представители педагогического класса участвуют в краевом Фестивале русской словесности, который проходит ежегодно в колледже. Это действительно эффективный опыт допрофессиональной подготовки, — подтвердила Людмила Геннадьевна. — За 4 года через программу прошло 130 ребят, 60 из них поступили в учреждения педагогической направленности. В этом учебном году к нам на работу вернулись пятеро выпускников школ района, которые ранее занимались в педагогических классах, поступили и закончили педагогический колледж. Каждого из них мы вели, не теряя связи все эти годы, и теперь они проявляют себя как настоящие профессионалы своего дела.


Руководитель управления образования Боготольского района Елена Васькина отметила важность и необходимость работы педагогических классов для своей территории.


Идею фиксации и ведения педагогически ориентированных школьников в своем экспертном мнении высоко оценил ректор Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева Валерий Ковалевский.


 


Блок №2


Для подготовки специалистов в соответствии с требованиями федеральных государственных стандартов и стандартов WorldSkills команда Ачинского педагогического колледжа работает в тесном сотрудничестве с муниципальной властью и работодателями.


— Мобильное реагирование на запросы территорий, богатая инфраструктура, опытные кадры Ачинского педагогического колледжа служат залогом успешности нашего взаимодействия с этим учебным заведением, — подчеркнула в выступлении руководитель управления образования Ачинска Татьяна Быкова. — К примеру, в течение ряда лет у нас в 17 общеобразовательных организациях наблюдался сильный дефицит педагогов по специальности «физическая культура». В 2011 году по инициативе администрации Ачинска при участии муниципалитетов западной группы районов была открыта специальность «физическая культура». За 5 выпусков подготовлено 145 учителей физической культуры. Дефицит ликвидирован. Представленная сегодня модель гибкая, мобильная, дает возможность отвечать на запросы сферы образования. За последние три года 116 выпускников Ачинского педагогического колледжа стали сотрудниками учебных заведений города, около 600 педагогов прошли повышение квалификации. Искренне благодарю коллектив за активную позицию и профессионализм.


Важная стратегическая задача краевой образовательной политики — целевое обучение, которое сегодня колледж реализует в территориях (охват студентов около 40%). Большой интерес профессионального сообщества вызвал проект колледжа и управления образования Ужурского района «Наш новый детский сад» как пример целевого обучения и командного трудоустройства будущих педагогов. Под запросы нового строящегося детского сада «Журавленок» колледжем была подготовлена команда выпускников с дальнейшим трудоустройством и предоставлением социальных гарантий. Как рассказала заместитель руководителя управления образования Ужурского района Ирина Кочетенко, молодым педагогам были вручены ключи от нового жилья, и сегодня они являются лидерами системы образования Ужурского района. Заведующий методическим кабинетом Ачинского педагогического колледжа Любовь Карзникова добавила, что появилась уникальная практика подготовки команды под конкретные запросы работодателей, которую можно транслировать на другие территории.


Для качественной подготовки педагогов под запросы образовательных организаций на базе колледжа в 2015 году создан Совет работодателей, в функционале которого определение потребностей в квалифицированных специалистах, внесение предложений в вариативную часть образовательных программ, их согласование, участие в промежуточной и государственной итоговой аттестации, контроль качества подготовки будущих педагогов. Именно по решению совета были разработаны и включены в ОПОП профессиональные модули «Организация летнего отдыха и оздоровления обучающихся», «Организация инклюзивного образования детей с ОВЗ».


— Работа совета проходит в несколько этапов. Например, в марте-апреле на заседании совета обсуждаются учебные планы на следующий учебный год, согласуются наименование и содержание учебных дисциплин и профессиональных модулей. В течение учебного года студенты проходят практику в образовательных учреждениях западной группы районов края. На совете обсуждается, насколько успешно студент продвигается в освоении основной образовательной программы. На промежуточной, итоговой государственной аттестации, являясь членами экзаменационных комиссий, мы оцениваем достижения студентов, их готовность к самостоятельной профессиональной деятельности. Одним из важных вопросов, обсуждаемых на совете, является трудоустройство выпускников, мониторинг передвижения по каналам занятости, — раскрыла роль Совета работодателей при реализации ОПОП директор Ачинского лицея №1, председатель Совета работодателей Светлана Спивак.


Как сама модель непрерывной подготовки кадров, так и практики по ее реализации в территориях западной группы районов Красноярского края, даже при ряде возникающих сложностей, заслужили высокую оценку эксперта, главного специалиста отдела дополнительного образования и работы с педагогическими кадрами министерства образования Красноярского края Татьяны Ивановой.


— Целесообразно было бы перенести данный удачный опыт на другие территории региона. Главное преимущество этой модели — тесное взаимодействие с районами. Территории в свою очередь очень заинтересованы в подобном сотрудничестве, они глубоко в теме и понимают свои дефициты, делая колледжу заказ на кадры. Выстраивается эффективная система: заказ — подготовка — трудоустройство. Не во всех муниципалитетах возводится свое жилье, не всегда есть возможность оплачивать аренду для молодых специалистов. В этой ситуации модель с созданием педкласса, взращиванием учителя, который после обучения вернется на территорию, позволяет муниципалитетам «не утонуть» в кадровом дефиците. Опыт с целевой подготовкой кадров для детского сада — блестящий. Его можно рекомендовать для широкого использования, причем не только для команд, но и единичных вакансий, — прокомментировала Татьяна Иванова.


 


Блок №3


Важной частью модели непрерывной подготовки кадров является получение выпускниками колледжа высшего образования. По инициативе министерства образования Красноярского края коллектив Ачинского педагогического колледжа и КГПУ им В. П. Астафьева выстроили модель ускоренного обучения в заочной форме, чему активно способствовал ректор вуза Валерий Ковалевский.


— Федеральные государственные стандарты дают нам возможность сократить обу-чение не более чем на 75 зачетных единиц в год. Для этого мы переводим студентов на индивидуальный план. По особому плану может заниматься и группа, если набирается 15 человек, и это наилучший вариант. Ускоренное обучение ведется по двум модулям — «Начальное образование» и «Педагогика и методика дошкольного образования». Образование по этим модулям можно получить с применением дистанционных технологий — на интернет-платформе Регионального центра компетенций, который образован на базе двух вузов — СФУ и педуниверситета. Причем есть возможности и профессиональной переподготовки, если студент уже имеет диплом о высшем или среднем специальном образовании, — прокомментировал ректор Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева Валерий Ковалевский.


Таким образом, с учетом перезачета компетенций, сформированных в колледже, и по итогам предложенного университетом онлайн-курса процесс обучения сократился до 2,5 лет, что позволяет выпускникам колледжа получать высшее педагогическое образование мобильно и без отрыва от работы.


Далее руководитель управления образования г. Назарово Светлана Гаврилова представила опыт взаимодействия с колледжем в решении задач дополнительного профессионального образования педагогов города. Светлана Владимировна сделала акцент на том, что все программы носят адресный и практикоориентированный характер, разработаны под заказ конкретной образовательной организации, группы педагогов. Это позволяет мобильно реагировать на изменения в системе образования.


И. о. руководителя управления образования Ачинского района Ирина Немерова поблагодарила коллектив педагогического колледжа за многолетнее взаимодействие.


— В Ачинском колледже существуют замечательные кабинеты-лаборатории дошкольного и начального общего образования. В этих кабинетах также проходят повышение квалификации педагоги района. Богатая инфраструктура педколледжа позволяет решать серьезные задачи, — отметила Ирина Сергеевна, с гордостью подчеркнув, что она в прошлом — выпускница этого учебного заведения.


Независимый эксперт, заведующий лабораторией профессионального образования Российской академии образования (Москва) Ольга Веннецкая отметила, что активная жизненная позиция, энтузиазм и желание «быть на плаву» — соответствовать современным трендам развития — коллектива Ачинского педагогического колледжа не могут не вызывать восхищения:


— Система непрерывной подготовки педагогических кадров, представленная колледжем совместно с муниципалитетами, функционирует в полном соответствии с национальным проектом «Новая школа». И опытным педагогам, и молодым специалистам оказывается поддержка. На сегодняшний день колледж показал систему подготовки кадров, к которой надо стремиться всем, — поблагодарила ачинских коллег Ольга Евгеньевна. — У вас выкристаллизовался маленький — региональный — островок российской системы опережающего развития подготовки педагогических кадров. Эта система, начиная от профориентации и заканчивая работой с высшими образовательными учреждениями, должна быть позиционирована и развита. На сегодняшний день уже есть поручение правительства об интеграции системы среднего профессионального и высшего образования, и мы уже делаем шаги по этому пути. Ваша региональная система эффективна и универсальна, она ориентирована в первую очередь на студента, на создание развивающих условий для личности. А ведь именно личность делает историю.


Подводя итоги презентационно-экспертной сессии, генеральный директор Фонда развития Сибири Ольга Карлова назвала Ачинский педагогический колледж настоящим драйвером развития современной сферы педагогического образования в Красноярском крае.


— Сегодня педагогическое сообщество вступает в очень сложный период, и не потому, что школьники сейчас плохие или время тяжелое, — обратилась к коллегам в завершение форума Ольга Анатольевна. — Сегодня самым кардинальным образом меняется профессия учителя. При наличии интернета, где располагается масса самой разнообразной информации, учитель теряет свою роль носителя знаний. У него появляются другие компетенции. Он становится проводником в мире знаний, и должен вести ученика по этому пути, но при этом владеть новейшими технологиями, которые интересны ученикам. Именно по этому пути идут педагоги Ачинского педагогического колледжа, вовлекая в процесс множество отраслевых заинтересованных организаций, в том числе учебных заведений, и это стремление достойно уважения. Колледж — прекрасная тестовая площадка, где апробируются передовые идеи, проекты, программы. Уважаемые коллеги, желаю вам профессионального и творческого роста, успешности во всех начинаниях!

OOO "РЕНОМЕ" (С) 2005 - 2018
Наш адрес: 660077, г.Красноярск, пр.Молокова, 40
(391) 276‒02‒57 многоканальный
(391) 277‒06‒66
(391) 276‒03‒57

Разработка RILMARK®